• Главная »
  • Аналитика »
  • Виктор Куприянчук: «Отец Даниил Сысоев говорил, что хороший миссионер не обратил ни одного человека, обращает Бог»

Виктор Куприянчук: «Отец Даниил Сысоев говорил, что хороший миссионер не обратил ни одного человека, обращает Бог»

0dzGW9CpkAM

Продолжение интервью с руководителем миссионерского движения в честь святого пророка Даниила Виктором Куприянчуком

Давайте вернемся к основному вопросу – к миссии. Например, протоиерей Олег Стеняев в одном интервью сказал, что выучиться на миссионера нельзя и что это призвание. Можно ли с ним согласиться?

С одной стороны он прав, но вот, например, величайший миссионер священномученик Философ Орнатский говорил, что в наше время православный христианин не имеет права быть глупым и что он должен постоянно учиться, потому что сейчас в информационный век люди обладают довольно широким спектром знаний и только со знанием Катехизиса им будет сложно проповедовать. Поэтому каждому миссионеру нужно много знать и читать. Например, когда подходишь к татарам, они часто отвечают, что ничего не хотят слышать о православии, и чтобы заинтересовать их, я обычно рассказываю им историю о том, как татары приняли ислам. И вот после этого они меня спрашивают, где находится наш храм. Конечно, это не миссия рассказывать, как татары приняли ислам, но это помогает заинтересовать человека. Поэтому общению с мусульманами или сектантами нужно учиться. Невозможно что-то доказать адвентисту, не зная, во что он верит.

Давайте вспомним случай со «Свидетелями Иеговы», которые подтолкнули меня к изучению Библии. Они меня сильно смутили, поэтому я стал изучать православную веру, потом изучил их веру, и только после этого пошел проповедовать к ним. Чем больше я общаюсь со «Свидетелями Иеговы» и их веру, тем мне легче проповедовать им. Как происходит диалог обычного православного человека со «Свидетелями Иеговы»? «Пошли вон отсюда! Вы предатели веры!»

А миссионеры общаются с ними, основываясь на цитатах из Библии, хотя часто сектанты сами боятся Библии, и когда им начинаешь что-то зачитывать, что противно их вероучению, они просто уходят. Вот вам и способ, как прогнать «Свидетелей Иеговы» с улиц! Надо просто проповедовать им по Библии. А сейчас «Свидетели Иеговы» мне сами звонят, предлагают встретиться, у меня завязывается с ними дружба, и это совершенно другой уровень общения. Поэтому если ничего не знать о вероучении тех, кого вы хотите обратить в Православие, подобного общения не произойдет.

Например, я приходил в Зал Царства Свидетелей Иеговы и требовал, чтобы они объяснили мне положения их веры. Иеговисты уводили меня в отдельную комнату, и несколько часов отвечали на мои самые сложные вопросы. И теперь, когда я говорю «Свидетелям Иеговы», что читаю все их журналы и такие книги как «Школа теократического служения» и «Рассуждения с помощью Писаний», у них это вызывает шок. Они никак не могут понять, как же я, столько прочитавший, до сих пор не стал членом их секты?! Значит не все в их книгах написано убедительно.

Скольких человек вы обратили? Случались ли какие-нибудь чудеса во время миссии?

Отец Даниил Сысоев говорил, что хороший миссионер не обратил ни одного человека, обращает Бог. О чудесах же миссионеры многое могут рассказать, особенно новобранцы.

Как должна строиться настоящая миссия?

Мы делаем так: на миссию ходим по два человека, потому что когда один человек общается, другой в это время молится, тем самым ведя невидимую брань с источником всякой лжи и заблуждений – дьяволом. Это важно. Все рассказывают приблизительно одну и ту же историю о том, как на протяжении часа общались с атеистом и не верующим в Бога человеком, и вдруг когда молящийся миссионер на что-то отвлекается и перестает молиться, человек в это время уходит. И так постоянно.

Кого назовете выдающимся современным миссионером?

Конечно, отца Даниила Сысоева. Есть люди, которые серьезно занимаются миссией, иногда с риском для себя, например диакон Георгий Максимов, протоиерей Олег Стеняев. Несколько человек из нашего миссионерского движения все бросили и уехали проповедовать в Тыву. Это Антон Дулевич и диакон Димитрий Уваров. В Китае есть единственный, по сути, миссионер протоиерей Дионисий Поздняев. На Тайване тоже проповедует один священник, который уехал туда с семьей, открыл несколько храмов. В Монголии проповедует протоиерей Алексий Трубач, настоятель Свято-Троицкого прихода в Улан-Баторе. В Таиланде проповедует архимандрит Олег (Черепанин). И все! Они просят помощи, чтобы кто-то приехал и помог им с миссией, но таких людеймало.

Вы чувствуете духовную поддержку отца Даниила Сысоева?

Не знаю. Мне очень обидно, что он ушел. Меня раздражает, когда говорят: «Теперь даже лучше! У нас молитвенник появился!». Но он ждал смерти и переживал, что этого не случилось в тридцать три года, но для меня его смерть стала большой неожиданностью.

Почему Господь призывает неблагополучных людей заниматься миссией и помогать другим?

Потому что они становятся уранополитами. Очень тяжело быть миссионером не уранополиту, потому что такой человек привязывается к земным ценностям и идеологиям, а уранополит живет небом. Проблемы заставляют оторваться от земных ценностей. Человек, у которого нет проблем, живет семьей, квартирой, машиной, дачей. Зачем ему что-то делать, у него и так все есть?! А уранополит не считает здесь ничего своим.

А как вы узнаете сектантов на улице?

Сектантов легко узнать даже на улице, стоит немного пообщаться с ними. У них определенный стиль одежды, походка, боевой окрас на лице. Около нашего храма располагается множество сект, и все они весьма успешно занимаются активной миссионерской деятельностью. Особенно активизировалисьв последнее время «Свидетели Иеговы», которые у каждой станции метро ставят стойки с журналами, пристают на улице, звонят по телефону и проповедуют. С другой стороны, это похвально, нужно учиться у людей настойчивости, ведь они столько времени отдают проповеди!

А это правда, что сектанты взяли на вооружение миссионерские методы православных?

Конечно, а мы считаем их сектантскими, потому что сами не занимаемся миссией, не изучаем опыта святых, а в их методах нет ничего нового. В России антисектантская проповедь стала вестись широко, благодаря революции 1905 года, До этого запрещалось, например, издавать антисектантские книги.
В первую очередь мы учимся проповедовать у святых Апостолов — родоначальниках миссионерской деятельности, а многое из того, что они делали описано в книге Деяния из Нового Завета. Многое черпаем из трудов святых отцов и наших святых миссионеров — свт. Иннокентия Московского, святителя Иннокентия Пекинского, святителя Николая Японского и прп. Макария Алтайского. Учимся применять этот опыт в нашей современности.

Святитель Николай Японский говорил, что человека надо сначала полюбить, а потом ему проповедовать. Как научиться любви?

Любовь это тридцать третья ступень лестницы Иоанна Лественичника. Например, в воскресенье кто-то идет отдыхать с семьей, а миссионер идёт проповедовать по улицам. Я считаю, что это уже проявление любви. Господь говорит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди»(Иоан.14:15,16). А одна из заповедей звучит так: «Идите, научите все народы»(Мф. 28:18-20). Миссионеры обычные люди, поэтому любовь к ним приходит с опытом. Человек, общаясь с сектантами, понимает, что они заблуждаются, и начинает их жалеть. Вначале жалеет, потом начинает учиться любить. Сейчас я рассказываю миссионерам, что перед тем, как обращать сектанта, надо с ним подружиться, узнать, что он за человек. Можно рассказать ему что-нибудь личное, и тогда у них появляется доверие к человеку. Я убежден, что задача православных христиан состоит в том, чтобы подружиться с сектантами, потому что у них в сектах действительно нет любви. За всеми их улыбками кроется лицемерие и наушничество, они следят друг за другом, чтоб никто не сказал ничего лишнего, иначе сдадут своему наставнику.

А среди сектантов много крещенных?

Я бы сказал почти все. По крайней мере, большинство современных сектантов это бывшие православные христиане, которые по каким-то причинам ушли в секты. Либо они не услышали Слова Божьегов Православной Церкви, либо увидели неприглядные вещи, и это их отвратило от Церкви. Поэтому нужно быть осторожными в своих словах и поступках, потому что наши поступки бросают в первую очередь тень на Церковь. Человек думает, что если ты так поступил, значит, наша церковь плохая. «А сектанты этого не сделают» думает человек и идет к ним.

Чем сектантское мировоззрение отличается от православного?

У них другая вера, а от этого меняется и мышление, и культура. Например, если вы придете к Свидетелям Иеговы на праздник, они будут улыбаться американскими улыбками. На это очень тяжело смотреть. С одной стороны, они очень простые люди, с другой у них нетискренности по отношению друг к другу.

И из-за того, что они не православные, они пойдут в ад, даже если сделают множество добрых дел?!

Да. Но ради чего они это делают?! У них нет ничего, кроме Библии, поэтому вся праведность протестантов различных конфессий сводится к проповеди. Они просто не знают, что еще делать. Из всех добрых дел они знают только одно – проповедовать.