• Главная »
  • Аналитика »
  • Протоиерей Геннадий Князев: «Участвовать в Божественной Литургии — значит жить полнотой Церкви»

Протоиерей Геннадий Князев: «Участвовать в Божественной Литургии — значит жить полнотой Церкви»

j8jn8xhCE3U

 

«Вера без дел и дела без веры мертвы»

Протоиерей Геннадий Князев возглавляет социально-благотворительный отдел Кемеровской епархии, является настоятелем храма вмч. и целителя Пантелеймона в Кемерово и духовником Сестричества в честь святых Жен Мироносиц, волонтерского движения «Милосердие», мотивационного центра для наркозависимых «Лествица» при храме вмч. Пантелеймона. Протоиерей Геннадий Князев рассказал «Православному Взгляду» о вере, служении Церкви, добрых делах и помощи наркозависимым.

Как вы пришли к вере и стали священником, вы же до рукоположения были врачом?

Путь к Богу очень сложный путь, и затрагивает интимные вопросы, о которых я не хочу говорить открыто. Господь вразумлял и вел меня. Я учился на врача и понимал, что придётся изучать болезни и всю жизнь выписывать лекарства. Но я тогда уже понимал, что человек болен, потому что у него больная душа, а у врачей нет времени заниматься настоящей болью человека. Я был в хосписах и видел, что страшные болезни людей не влияли на их душевное состояние. Они умирали счастливыми! Когда Господь призвал меня к себе, я понял, что никто из священства не занимается больными, и кроме меня этим некому заниматься. Бог призывает людей. Ну, а кто, если не я, если не мы?! Господь говорит: «Не вы меня избрали, а Я вас…» (Ин. 15:16). Бог позвал, а я не отказался, а мог отказаться. Вот, например, пророк Иона, не хотел, а в итоге пришёл в Ниневию.

У вас были чудесные случаи в вашей пастырской и врачебной деятельности?

Когда приходишь домой к пациенту и слушаешь его жалобы, понимаешь, что какие бы лекарства врачи не выписали больному, боль не уйдёт. А иногда, бывает, поговоришь с человеком, и он как на крыльях летает, потому что Господь показывает явные чудеса. В одной больнице мне пришлось крестить ребёнка, врач сказал, чтобы мы молились за него, так как медицина бессильна, и сказал, что креститься сам, если болящий ребёнок после крещения поправится. Крестили, ребёнок выздоровел. Бог явил свою милость, облекшемуся во Христа ребёнку.

Какая болезнь чаще всего присутствует среди православных людей?

К сожалению, самые тяжелобольные это глубоко воцерковленные люди, которые на правах хозяина начинают относиться к вере, используя Бога и священника как официанта, требуя принять исповедь, когда это ему не полезно, потому что иногда человек бывает совершенно не готов к исповеди и причастию. Я как врач знаю, что самый плохой пациент тот, который знает, как лечиться. Он приходит к врачу и знает, что ему надо прописать, потому что не доверяет врачу и не просит его помощи. Таким людям Бог нужен как приложение. Нужно, чтобы люди понимали, что представляет собой Церковь и для чего она нужна, потому что Церковь это не магазин. У людей должно быть послушание и отречение своей воли, и через это человек обретает настоящую свободу. Человек приходя в Церковь должен смиряться. Например, когда мы учились на первом курсе медицинского вуза, знаете, как нас смиряли?! Если кто-то опаздывал на пять минут, вызывали по фамилиям, и заставляли по десять раз пересдавать зачёт, потому что преподаватели желали нам добра, чтобы мы учились слушать, а не шли на первый курс с мыслью, что мы всё знаем.

Отец Геннадий, при храме вмч. Пантелеймона вы ведете активную социальную деятельность, являетесь духовником Сестричества в честь Жен Мироносиц, помогаете нуждающимся и окормляете наркозависимых. Зачем нужны Сестричества и братства при храмах?

Верующие должны не просто приходить в Храм, молиться и уходить обратно домой, а участвовать в жизни прихода. Ведь когда я прихожу в Церковь, я прихожу в Тело Христово, а в Теле ещё много людей, которые причащаются от одной Чаши. Например, меня всегда поражает, когда какая-нибудь бабушка, которая постоянно ходит в храм, вдруг не приходит на службу, и никто не замечает ее отсутствия, потому что всем безразлично, что с ней случилось. А может её парализовало, и она пролежала дома и ей некому даже воды подать. Например, у нас у одной женщины случился инсульт, и она несколько дней пролежала дома и умерла. Мы же не убийцы и должны знать нужды других людей, которые входят с нами в одно Тело Христово. Это как раз одна из задач Сестричества. А другая задача состоит в том, что в Теле Христовом существует не только созерцательная, но и деятельная жизнь. Человек должен и молиться, и кормить голодных, потому что на Страшном суде Господь спросит нас, сколько мы сделали добрых дел. Сестричества служат для объединения людей на приходах.

Как правильно совершать добрые дела и помогает ли в этом сестричество?

Человек, совершая добрые дела, должен проповедовать не себя любимого, а Христа и Православие. Поэтому когда человек подает деньги нищим, и рассказывает об этом всему миру, и его хвалят, он уже здесь получает награду. А когда человек делает это ради Христа, то ему воздает Христос. Смысл Сестричества заключается в том, чтобы творить добрые дела от имени Церкви, а значит Христа. Одно дело, когда человек по своей инициативе помогает больному, а совсем другое дело, когда он это делает от своего прихода, тем самым выступая от лица Церкви, и больной понимает, что эта церковь хорошая. Или если человек хочет навестить больных в хосписе, его туда никто не пустит, но если он станет членом сестричества или братства, это будет сделать гораздо легче, потому что у приходов, как правило, есть договоренность о посещении медицинских учреждений. Литургия в узком смысле — это определенная служба в храме. Но Литургия в переводе означает общее дело. Участвовать в Литургии — это жить полнотой церковной жизни. Это и молиться, участвовать в Таинствах и творить дела Христовы

Получается, что добрые дела — это не заслуга, а обязанность человека?

Святой Антоний Великий писал, что мы обязаны делать добро. И если какой-то человек умер от холода и голода, а мы его не спасли, значит, мы виноваты, потому что спали в это время в теплой постели и не знали, что кому-то плохо, потому что не хотели знать, были невнимательны. Если я делаю добрые дела, значит, исполняю то, что мне поручил Господин, а если не делаю, то значит, я осуждён.

Но ведь одними добрыми делами нельзя спастись?

Одними делами спастись нельзя, потому что и вера без дел мертва и дела без веры мертвы. Если добрые дела совершаются из-за корысти, значит, они не добродетельны, а значит идут в осуждение. Только вера через дела может спасти. И созерцательная, и деятельная жизнь должна быть присутствовать в жизни христианина. Расскажу притчу. Протестант плывет в лодке через речку, и на одном весле написано вера, а на другом дела. Протестант с удивлением спрашивает перевозчика: «А что, разве одной верой нельзя спастись?», и тут же берет одно весло и начинает грести. Естественно, они не доплыли до берега.

Отец Геннадий, вы возглавляете мотивационный центр для наркозависимых «Лествица» при храме вмч. Пантелеймона и реабилитируете людей, страдающих наркотической зависимостью. С какими проблемами вы сталкиваетесь в этом деле, и какие проблемы существует в системе православной реабилитации наркозависимых?

При храме вмч. Пантелеймона с 2012 года действует православный реабилитационный центр. На сегодняшний день центр вмещает около семи человек, потому что реабилитационный центр размещается в квартире и если появиться дом и земельный участок, где они смогут трудиться, там можно будет разместить до пятнадцати человек. Мы пока что реабилитировали только двоих пациентов.

Насегодняшний день одной из острых проблем каждого православного центра является нехватка сотрудников, которые могли бы помогать священнику в реабилитационном процессе. Это связано с отсутствием финансирования и низкой зарплатой в Церкви. Церковь не может дать огромную зарплату, которой достоин этот человек, а на небольшие заработные платы идут ненадолго, максимум на год, а реабилитационный процесс длится

Долгие годы.

Как можно решить эту проблему?

Сейчас создается информационный портал, на котором каждый человек, в том числе и благотворитель, сможет видеть, как работает система православных реабилитационных центров сколько воспитанников, сколько свободных мест в каждом центре, черный список тех, с кем не следует сотрудничать. Когда будет выстроена данная система, она позволит сделать прорыв в сфере подготовки кадров и в сфере финансирования православных реабилитационных центров. Потому что если благотворители будут доверять православной сети, они будут вкладывать в нее средства, потому что увидят, что осуществляется огромная работа и после реабилитации сохраняется очень высокая ремиссия. Например, по данным разных православных центров ремиссия составляет от 40 до 85 процентов.

В чем заключается проблема наркомании? Почему люди начинают употреблять наркотики?

Человек состоит из духа, души и тела, но, не зная, чем заполнить сосуд духа, человек пытается его заполнить чем угодно, поэтому человек прибегает к наркотикам. Несколько недель пребывания в эйфории сменяется порочным кругом, из которого человек не может впоследствии выбраться. Наркоманы обычно вырастают в бездуховных семьях, в которых преобладают материальные ценности. Зависимый признает в момент реабилитации, что без духовной жизни единственной ценностью для него являлись деньги, развлечения, клубы, наркотики и алкоголь. Но когда он начал очищать сосуд духа и заполнять его духовностью, почувствовал опору, которая будет поддерживать его в дальнейшей жизни.

Чем православный реабилитационный центр отличается от государственных центров?

Отличий государственной системы реабилитации от православной много, потому что сам принцип подхода к болезни разный. Государство ставит одни цели, а Православная Церковь другие. Цель православной церкви дать духовные ориентиры и ценности, а государственная реабилитация ориентирована на то, чтобы избавить человека от физической зависимости. Православный центр ориентирован, в первую очередь, на социальную и духовную помощь, поэтому человек, проходящий реабилитацию в православном центре, должен прибегать к исповеди и причастию. В православных центрах есть психологическая помощь, но отсутствует психотерапия, потому что очень немногие православные центры могут позволить себе это по причине недостатка кадров и высокой оплаты труда психотерапевтов. Государство не дает духовного окормления, но в то же время, оказывает медицинскую помощь. Сейчас создается национальная комплексная система, которая призвана объединить усилия по восстановлению тела, психики, духа и православная реабилитация наркозависимых, является приоритетной в этой системе.