Святая Тавифа. Милостивая ученица из Иоппии
В девятой главе Деяний апостолов в 36-43 стихах евангелист Лука повествует о выдающейся женщине из христианской общины Иоппии, память которой наша Церковь празднует 25 октября.
Речь идет об ученице по имени Тавифа. Это имя имеет арамейское происхождение и на греческом должно произноситься как “Dorkas”, что означает “быстрая косуля с большими глазами”. Слово происходит от греческого глагола “derkomai”, означающего “внимательно смотреть”, “наблюдать”.
Иоппия (современная Яффа) являлась важнейшим портом древнего Израиля и иерусалимской гаванью, построенной вдали от берега на высоте 850 метров. Расстояние между двумя городами составляло около 55 километров. Город является важным портом и в настоящее время. Он принадлежит муниципалитету Тель-Авива, поскольку располагается немного южнее него.
Главной чертой Тавифы было ее человеколюбие. Обычно подчеркивается, что она была наследницей большого состояния, хотя Деяния апостолов ничего об этом не сообщают. Рассказывается, что святая заболела и умерла, но после горячей молитвы апостола Петра воскресла, из-за чего многие люди прославили Имя Божье и уверовали в Него. Здесь мы обратимся к тому, каким образом Тавифа творила дела милосердия.
Как правило, мы связываем понятие милосердия с пожертвованием некой денежной суммы тому, кто в этом нуждается. И не более. Однако святая Тавифа поступала совершенно иначе. Можно сказать, она обладала очень современной точкой зрения на милосердие, основанной на слове Божьем.
Наша жертва ближнему ни в коем случае не ограничивается дарением ему куска хлеба. Это хорошо, но гораздо лучше – установить с ним тесную связь любви, плодом которой станет жертвование денег или пищи. Конечно, во многих случаях это невозможно. Но мы должны стремиться к этому, когда такая возможность все же есть.
Как известно, Тавифа основала (разумеется, неофициально) некое учреждение, где беззащитные вдовы, члены Иоппийской церкви, имели возможность учиться ткацкому мастерству. Вместе с ними, как учительница и помощница, трудилась и Тавифа. Поэтому после ее смерти вдовы, работающие рядом с ней, с любовью и скорбью показывали одежду, которую сшили вместе с ней. Весьма вероятно, что изготовленную одежду женщины продавали, имея, таким образом, какой-то доход, что было для них очень важно, поскольку в те годы не существовало государственной помощи обездоленным.
Небольшое сообщество учеников Иоппии создало процветающее местное учреждение, занимающееся благотворительностью и значительно превосходящее практику общественных столовых. Представьте себе, к примеру, если бы каждый приход или митрополия имели возможность создать некую организацию, предоставляющую всем нуждающимся не только скромную пищу, но и возможность работать и кормить себя своим трудом.
Столовые – это нечто очень важное и необходимое, особенно в наше время. Однако проблему помощи обездоленным это не решает. С другой стороны, кто-то может задаться вопросом: “Достижимо ли это? Может ли местная церковь взять на себя такую ответственность?” Однако если существует здоровое и живое сообщество, с чувством единства, то многое может быть достигнуто.
Пример того, как Бог меняет и преображает нашу жизнь, стоит нам это попросить, мы видим в продолжении повествования евангелиста Луки. Апостол Петр, молясь и выражая любовь всех учеников к Господу, воскресил Тавифу и целой и невредимой отдал ее общине, чтобы она смогла продолжить свое дело.
Итак, святая Тавифа была деятельной и энергичной. Ее чувство человеколюбия прочно коренилось в словах Господа, говорящего о поступках, в которых проявляется любовь к ближнему, в противовес поддержке на расстоянии: “Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25:40).
© Афанасий Мустакас, богослов