О вечности адских мучений и модернистах — протоиерей Олег Стеняев

В наше время правильнее говорить не о вечных муках ада, не об окончательном выборе, который имеет право человек сделать на земле, для чего и дана земная жизнь, а о тех горе-богословах и попавших под их влияние мирянах, которые сомневаются на этот счёт. Подобных людей немало было и в древности.

Вот что пишет по этому вопросу Святитель Иоанн Златоуст: «Есть много людей, которые возлагают добрые надежды не на то, что они воздерживаются от грехов, а на то, что полагают, будто геенна не так страшна, как говорят о ней, но слабее той, которая угрожает нам. И притом временная, а не вечная, и много умствуют по этому поводу».

Златоуст продолжает: «Между тем я могу представить много доказательств и даже вывести из самих слов Писания о геенне, что она не только не слабее того, как её представляют в угрозах, а ещё гораздо ужаснее. Впрочем, теперь я не буду заводить об этом речи. Довольно того опасения, какое возбуждают в нас одни слова геенны, если мы даже не будем раскрывать их смысл. Итак, каким образом вечное может сделаться временным?» С сожалением, как бы подводя итог, восклицает Златоуст.

Заблуждение о конечности адского наказания называют «оптимистическим богословием». Я называю это «суицидальной теологией», когда людей обнадёживают пустыми словами или, если не еретическими высказываниями, то поспешными толкованиями, частным богословским мнением того или иного Отца, не подтверждённым учением всей Церкви.

Некоторые настаивают на том, что муки будут носить не только физический, точнее — не совсем физический, а более духовный характер. Но в действительности будет вечное страдание и духа, и души, и тела. Поэтому говорить о том, что находящиеся в адских местах будут испытывать только муки совести, это было бы немножко неразумно.

Вот что по этому вопросу говорит Святой Кирилл Иерусалимский: «Итак, мы восстанем, то есть воскреснем. И все будем иметь вечные тела, но не все подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы смог он, как надлежит, общаться с ангелами. Если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучения за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться. И праведно воздаст Бог и тем и другим. Ничего мы не делаем без тела. Хулим устами и молимся устами, блудодействуем телом, и чистоту храним телом. Похищаем рукою и милостыню даём рукою. Равно всё прочее. Итак, поскольку во всём тело содействовало душе, то и возмездие в будущем веке получит тело наравне с душою, соответственно делам своим».

Так что страдания будут не только внутренние, духовные, хотя трудно сказать, что будет тяжелее человеку переносить. Я всегда пытался понять, почему наши модернисты как бы пытаются сгладить и оптимистически смягчить впечатление от грядущего наказания. Ведь в Библии есть прямой призыв: «А других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом» (Иуд. 1:23).

Может быть, наши неообновленцы считают, что подобный призыв устарел и надо как бы «гуманизировать» проповедь о жизни будущего века, привнести в неё более «человеческого», но нам не дано знать, почему последствия содеянного на земле невозможно изменить в иной жизни. Нам самим до конца это понять невозможно, но это данность, в которую мы должны верить. Впрочем, есть ответ и на этот вопрос. Отцы говорят, что земная жизнь дана нам, чтобы мы определились в добре или во зле. Ведь выбор всегда делается однажды, и последствия его простираются в вечность. Сказано: «Вот, Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа Бога Твоего, которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога Твоего, ходить по всем путям Его и исполнять заповеди Его, и постановления Его, и законы Его, то будешь жить» (Втор. 30:15-16).

И в этом смысле вечная жизнь начинается не за гробом, как я часто говорю, а в этой временной жизни. Мы уже становимся обитателями ада или рая. Например, вся наша жизнь, которую мы проводим в молитвах, участие в богослужении, в таинствах, изучение Писания. Эти фрагменты нашей жизни, они уже не принадлежат жизни временной, но жизни вечной. И напротив, идя стезёю греха, мы уже создаём для себя тот наш персональный ад, который всецело может поглотить нас в момент нашей физической смерти, после которой никакой выбор уже невозможен, поэтому и сказано: «Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло». И ещё сказано: «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2).

Вот смотрите, как в Писании говорится: «сегодня», и «теперь время благоприятное». И даже не вчера и не завтра, Христос учит: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34).

Разве этими словами Сын Божий не научает нас жить не на перспективу, особенно совершенно удалённой от реальности этой земной жизни?

Смотрите, что пишет Святитель Василий Великий: «Этот век — покаяния, а тот — воздаяния. Этот — делание, а тот — оплаты. Этот — терпение, а тот — утешение. Ныне Бог помощник, отвращающийся от злого пути, а тогда — страшный и безошибочный исследователь человеческих дел, слов и помышлений. Ныне мы наслаждаемся долготерпением, а тогда познаем правосудие, когда восстанем: одни — на вечное мучение, а другие — для вечной жизни. И каждый получит по своим делам».

Но мне хочется вернуться к словам Писания о том, что нельзя дело спасения откладывать на завтра, послезавтра, или некоторые умники договорились до того, что за гробом какое-то чистилище будет, или какая-то амнистия произойдёт рано или поздно.

Святитель Иоанн Златоуст истолковывает слова: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения». Он истолковывает их так: «Не будем же терять благоприятного времени, но покажем старание, достойное данной нам благодати. Потому и мы спешим, зная краткость и благоприятность времени. Время благоприятно. Какое время? Время дара и благодати, когда не требуют отчётов в грехах. А после смерти сразу начинают требовать. И не осуждение произносят, но с прощением грехов предлагают и наслаждение бесчисленными благами: оправдание, освящение и все другие».

Таким образом, братья и сёстры, в этой жизни и время исправления наших деяний, для чего как некий инструмент послужит нам и тело наше. И время прощения, прежде содеянных грехов. В Таинстве Исповеди, и попаления самой склонности к грехам в таинстве Причастия. Сказано: «Ибо вы куплены дорогою ценою, посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).

Как наказание будет и для тела, и для души, и для духа, так и блаженствовать будет и тело, и дух, и душа. Если в этой жизни мы прославляем Бога в телах и душах наших. А в правиле по Святом Причащении мы находим такие слова о силе попаляющей благодати от Святых Даров, что она, эта благодать Тела и Крови Сына Божия, она попаляет тернии не только духовные. Здесь такие слова: «Давый пищу мне плоть Твою волею, огнь сый, и опаляя недостойное, да не опалиши мене, Содетелю мой, паче же пройди в уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце. Попали тернии всех моих прегрешений, душу очисти, освяти помышления, составы утверди с костьми вкупе, чувств просвети, просто пятерицу, всего мя освяти, пригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же, сохрани мя от всякаго дела и слова душевреднаго. Очисти мя и украси мя, удобри, вразуми и просвети мя».

Таким образом мы устанавливаем, что человек, непримирившийся с Богом во дни своей земной жизни, ничего не может сделать для себя по отделению души от тела. А соединённые тело с духом и душою в день Страшного Суда уже не предстанут в Царстве Благодати, но объяты будут допросами и дознаниями Страшного Суда. Как и написано в Писании: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения грехов, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9:27-28). Во второй раз явится не для очищения грехов. То есть Второе Пришествие не для очищения греха, а для ждущих Его во спасение. Остальное человечество ждёт страшный приговор: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).