Каким будет воскресшее тело?

Untitled-99[1]

Апостол Павел говорит Колоссянам: «Когда же явится Христос, Жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе». В Послании же к Филиппийцам он подчеркивает, что «уничиженное тело наше» так «преобразит» Господь, что оно будет «сообразно славному Телу Господню». Явление человека во славе означает, во-первых, преображение его тела, изменение его образа. Каждый человек обретет свое тело «в ином образе», подобном воскресшему Телу Христову. Таким будет первое явление: иная природа образа, изменение образа и тела каждого человека.

Наше тело «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное». Стало быть, воскресшее тело будет нетленным, славным, сильным и духовным. Помимо этого, оно будет «таким и не таким» и, несмотря на то, что приобретет иные свойства, сохранит и черты, свойственные ему в земном пребывании.

Господь наш после Воскресения Своего обрел Тело, обладавшее особой тонкостью и легкостью. Он явился ученикам Своим, войдя в дом «дверями затворенными», и исчез, пока говорил с ними. Господь разделял с учениками трапезу, вкушая пищу «понемногу», ибо она не нужна была Ему для поддержания сил. Господь совершал это, ибо апостолам нужно было поверить в Него. Его ощупывали, но к Нему не прикасались. Несмотря на то, что Он призвал апостола Фому и других ощупать Его, святым Марии и Магдалине Он сказал: «Не прикасайся ко Мне». Воскресшее Тело Христово было исключительно тонким и легким.

Согласно святому Никодиму Святогорцу, «Тело Христово после Воскресения, хоть и сделалось бесстрастным и нетленным, не стало бестелесным и не потеряло все свои естественные свойства, коими являются количество, качество, видимая сущность, объем, очертания в пространстве и границы».

Такими же свойствами будет обладать и человеческое тело в Царствии Божием. По словам святого Григория Паламы, «в настоящем состоянии человека разумная душа его сокрыта в грубой плоти, а в Царстве Божием тела святых утончатся, одухотворятся и станут почти невещественными».

Воскресшее Тело Господне обладает и другими свойствами. Оно несет на себе следы крестных мук, раны от гвоздей и шрам от прободения ребер копьем. Феофилакт Болгарский, истолковывая слова «воззрят на Того, Которого пронзили», говорит: «Ибо когда Он придет судить, тогда увидят Его в лучшем и боговиднейшем Теле, и пронзившие узнают Его и восплачут». В видении Откровения Господь является на небесном престоле «Агнцем как бы закланным» со следами и ранами от Своего прошлого заклания, которые он показывает Отцу Своему, точно награды, прося за нас как Архиерей.

Сходным образом и воскресшее человеческое тело в Царствии Божием будет иметь иной образ, однако будет обладать и чертами, подобными естественному телу, и будет сохранять следы сей жизни, запечатлевшие благодать Божию и веру человеческую. И потому мученик сохранит на своем теле шрамы от мук, дабы славили они имя Троичного Бога в Царствии Небесном. Не пропадут и запечатленные на теле следы подвижничества преподобных аскетов, являющиеся знамением освящения тела.

Напротив, по словам Василия Великого, души грешников принесут с собой в ад следы грехов своих: «Те, которые делали зло, воскреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление допущенных ими грехов».

Помимо всего этого, воскресшие тела воспримут свойства первозданного Адама, созданного и сотворенного в изначальном раю. У них не будет тучности – следствия грехопадения, не будет следов усталости, голода и жажды, не будет необходимости во сне, не будет даже половых свойств, но будет некое состояние, подобающее более состоянию ангелов, напоминающее о состоянии человека до грехопадения и являющее состояние славы Бога и человека. Ибо святые отцы учат, а Книга Откровения неявно вещает, что лишь знамения благодати, следы мученичества или доказательства любви будут украшать наши воскресшие тела.

Такая точка зрения является и ответом всем тем, кто со схоластических позиций высказывает сомнения в том, что произойдет с воскресшими телами при пересадках органов или трансплантациях. Если этот акт есть выражение любви, бескорыстного служения брату и самоотречения, тогда он не только не создаст смущения, вызванного кощунственным вмешательством, но и будет вечно пребывать запечатленным на наших духовных телах как свидетельство возвращения к состоянию первозданного Адама. Как свидетельствует Афанасий Великий, «умерший искалеченным, здоровым воскреснет» в Царствии Божием.

Воскресшее тело также будет обладать близостью с вечностью, с нетлением и с бессмертием. Каждый перешедший из этого мира в Царствие Божие самым естественным образом испытает на себе упразднение времени и переход к вечности, упразднение тления и состояние нетления, упразднение смерти и состояние бессмертия, свободу от греха.

Предвестия, доказательства и свидетельства этого состояния можно видеть на телах святых, когда на них запечатлеваются сверхприродные чудеса и знамения, когда они источают Божественное благоухание, даже если их не моют, когда, несмотря на суровую аскезу, пост, частые лишения и голод, они пребывают примером здоровья и долголетия. То же происходит и со святыми мощами – будучи мертвыми, они источают жизнь.

И потом, пример того, каким будет состояние славы тела, можно увидеть в тех случаях, когда на телах святых незадолго перед смертью происходили изменения. Знаменательна в этой связи фигура первомученика архидиакона Стефана, описание мучений которого содержится в Книге Деяний Апостолов: «И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела». В синаксаре повествуется, что сходные события произошли и с преподобным Сисоем, и с аввой Памвой. В словах святых отцов на Успение Богоматери и в посвященных этому событию гимнах содержится пространное описание сияния, красоты и святости усопшего тела Пресвятой Богородицы.

Кроме того, по подобию Тела Господня, Которого «плоть не видела тления» и вознеслась на Небеса, в церковном благочестивом предании и житиях святых упоминаются случаи праведников и святых, вознесшихся на небеса, не испытав тления (например, Енох, Илия, Пресвятая Богородица, святой Иоанн Богослов). В некоторых же случаях и в жизни, по прообразу Господню, эти люди преодолевают законы природы и действуют по законам благодати (Петр ходит по водам, апостолы совершают чудеса, тела святых источают благоухание еще при их жизни и т. д.).

Церковь чтит тела и при жизни, и после смерти. Духовное богатство и сокровище ее хранится на святых престолах, в мощевиках и костницах. На первых совершается таинство – нам является Бог, из вторых исходит благодать святых – возникает Церковь, третьи же являются университетом философии во Христе, мастерской памяти о смерти, пробуждая лицо наше. Во всех трех содержатся мощи. Все три существуют в духовной традиции и жизни нашей Церкви, дабы напоминать нам о существовании, о жизни, об иной природе воскресших тел и об особенной связи их с душой, ибо, с одной стороны, кости усопших ожидают своего воскресения, согласно видению пророка Иезекииля, с другой же – святые являют нам свою жизнь благодатию, ниспосылаемою нам.