Урок Основ Православной веры в абхазской школе

 

rv64izpCJsw

Константин Тимофеев,
музыкант, миссионер, общественный деятель.

Около 2 месяцев миссионеры из движения «Божья Воля трудились на ниве просвещения Абхазии. Хотелось бы привести фрагмент из моего миссионерского дневника.

17 октября 2013 года я отправился с Адрианом, местным православным абхазцем, в общеобразовательную школу Очамчырского района, чтобы преподать второй урок Основ Православной веры для школьников. Первый урок в этой школе проводил Дмитрий Цорионов, который был в смене до меня, он рассказывал детям о Божественных свойствах, и сейчас перед о мной стояла задача рассказать детям о Трех Личностях Бога.

Ехали мы с ветерком, Адриан объяснил такую манеру вождения местным менталитетом, и что по-другому здесь вообще не ездят. Уже подъезжая к поселку, Адриан увидел стоящего вдоль дороги старика и резко притормозил. Так началось мое знакомство с местными автомобильными обычаями. К ним можно отнести и постоянное бибиканье друг другу, когда встретишь кого-то на дороге, люди успевают обменяться приветствиями, узнать друг у друга как дела, как родственники, за то время пока машины, на замедленной скорости проезжают мимо. Также я узнал об обычае в обязательном порядке останавливаться и подвозить старых людей, даже если они не голосуют, а просто прогуливаются вдоль дороги. Старичок сел в нашу машину и сразу же начал рассказывать на абхазском языке Адриану о делах в его селе. Он очень обрадовался, увидев меня в подряснике, похлопал по плечу, а потом продолжил перешучиваться с Адрианом. Мы спросили дедушку как нам найти школу и он показал нам на двухэтажное здание посреди села. Т.к. мы с Адрианом до этого еще не были в этой школе, то когда подъехали, интуитивно стали искать учительскую на втором этаже. Постучавшись в дверь, мы зашли, встречая удивленные взгляды и привстающего директора, который явно не ожидал увидеть у себя человека в подрясннике. Он обескураженный нашим появлением, предложил нам сесть и спросил для чего мы приехали. Мы удивились такому вопросу и ответили: «Для того, чтобы провести у вас урок по Основам православной веры!», директор удивился еще больше нас: «А… мы разве договаривались об этом?», тут до нас стало доходить: «Вы же договаривались с о. Ферапонтом, с Еленой, нет? Погодите, это какой номер школы?» — «Это первая общеобразовательная» — «Ой! Простите! Мы направлялись во вторую общеобразовательную, и видимо… перепутали» — «Ничего, ничего! Так часто бывает! Вам нужно было свернуть налево на центральном перекресте и поехать в гору, и там на спуске, уже…» — «Кстати, а вы не хотели бы, чтобы мы у вас на днях тоже провели занятия? Мы проводим их уже во многих школах» — не растерялся я. Директор по-кавказски пожал плечами, со словами: «Почему нет! Это вполне можно было устроить, но знаете, уже после каникул, у нас через неделю будут каникулы, так что сейчас не имеет уже особого смысла начинать цикл уроков» — «А вы уже получали от нас православные книги для библиотеки?» — «Да! Да! Конечно! Так это вы нам присылали? Очень хорошие книги! Мы будем иметь ввиду, созвонитесь со мной после каникул!» Адриан сразу же записал телефон директора школы и мы, попрощавшись со всеми, поехали по новым указаниям. «Ужасная дорога!» — возмущался Адриан, и где-то на подъеме мотор заглох, его никак не получалось завести. Пока Адриан пытался завести мотор, используя разные уловки, которым научился за время освоения местных горных дорог, я увидел в этой остановке препятствие темных сил и стал про себя молиться: «Да воскреснет Бог…» Как только я дочитал молитву и перекрестил двигатель, он тут же завелся так, что машина даже рванула со своего места. С этого момента я почувствовал, что сегодняшний урок со школьниками будет особенным.

e_ULIYVLdKk
Как только мы подъехали к нужной школе, нас сразу же встретили мальчишки: «Здравствуйте!», «Здрасте!», все школьники подходили и здоровались с нами за руку, хотя видели нас в первый раз. Мы поднялись в учительскую, где нас уже ждали директор с учителями. «Наконец-то! Очень рады вас видеть! Вы будете прямо здесь проводить урок?» — «Ну почему же! Прошлый урок же проходил в классе. давайте сегодня там же проведем». Директор откомандовал и одна из учительниц подошла к окну и зазвонила в звонок, который стоял тут же. Это было знаком, чтобы собрались все. В аудиторию набилось около сорока человек, и первые классы, и старшие, и сами учители. Доски в этом классе почему-то не было, и я понял, что придется говорить с детьми еще более упрощенно, т.к. не было возможности, что-либо изобразить на доске.

Детей усадили рядами на стульчиках перед о мной, в помещении почти не было парт, так что о какой-то самостоятельной работе, записях говорить не приходилось. Младшеклассники, старшеклассники, учителя, все с интересом разглядывали меня, ожидали начала занятия. Почувствовав этот момент, директор школы встал перед детишками и громко представил меня всем: «Дети! Сегодня к вам приехал Константин из Москвы, он расскажет вам о православной вере!». Потом, заметив какое-то шуршание на задних рядах, приказным тоном усмирил баловников: «А ну тихо! А то выведу за дверь!». Вообще, я обратил внимание на то, что абхазские учителя достаточно строгие, видимо, это особенность местного горского менталитета. Я показал директору тестовые листочки, которые мы приготовили для опроса школьников, и он, тут же взяв один из экземпляров, стал громко зачитывать вопросы в зал.

— Бог Всемогущий?

— Да! — хором отвечали детишки.

— Бог вечный или нет?

— Вечный!

— Бог обладает Личностью, может сказать «Я»?

И на этом вопросе дети запнулись, и стали переглядываться.

— Наверное, это еще им рано, для старшеклассников лучше, — едва слышно произнес директор и, собрав остальные экземпляры, пошел раздавать их на руки. Школьники вытащили ручки, стали старательно писать, начиная с графы: «Ваш возраст».

— А как же мне возраст указывать? Тут написано «ученик». Еще скажут: «Что это у вас за ученик такой 46-летний?» — рассмеялась одна из учительниц.

— Ничего, ничего! Вы пишите, там и так все будет понятно — ответил ей Адриан.

Когда опросы были собраны, я встал перед всеми и призвал к молитве.

— Вы знаете дети, что наш Бог — Бог мудрый, Он щедро дает мудрость всем просящим у Него. Давайте перед началом урока помолимся Святому Духу, чтобы Он наполнил вас Своей мудростью, дал разуметь не только Божественное учение, но и все науки, которым вы обучаетесь в школе, чтобы вы хорошо учились и получали всегда хорошие отметки.

Все в классе встали и я прочел молитву «Царю Небесный», помня о том, что среди присутствующих есть много некрещенных, которые не могут пока обращаться к Богу с молитвой «Отче наш». После молитвы я начал занятие.

— На прошлом уроке Дима рассказывал вам о свойствах Бога. Что первое мы можем с вами сказать о Боге? Что самое главное для нас сделал Бог?

— Он нас сотворил?

— Верно! Самое первое, что мы можем сказать о Боге, это то, что Он — Творец. А скажите мне, дети, какая разница между тем, чтобы родить и тем, чтобы сотворить? Вот ваши родители, они родили вас или сотворили?

— Родили!

— Хорошо, а вот плотник, который сделал этот стол, он родил его или сотворил?

— Сотворил!

— Правильно. Вот ваши родители вас родили, они люди и вы люди, потому что рождены от них. А стол был сделан плотником, и потому стол не является человеком, потому что был сделан, а не рожден. А теперь скажите мне, если Бог сотворил мир, является ли мир Богом?

— Нет!

— Если Бог сотворил камни, деревья, солнце — являются ли они Богом?

— Нет!

— Правильно. И это нам с вами нужно запомнить.

— Хорошо. Бог сотворил мир. А где Он его сотворил?

Дети застыли в недоумении, послышалось невольное перешептывание: «где?», «а где?».

— Я открою вам тайну, дети. Кроме Бога, на самом деле, ничего не существует. Есть только Бог и кроме Него ничего нет. И потому когда Бог стал творить мир, то Он стал творить его внутри Себя, понимаете?

Дети застыли, завороженные этой мыслью.

— А теперь скажите мне, если Бог сотворил мир внутри Себя, значит Он весь этот мир наполняет, правильно?

— Да.

— Т.е. Он Вездесущий. Он повсюду. Он пронизывает нашу с вами вселенную, при этом не являясь этой вселенной. Хорошо. А если Бог сотворил мир внутри Себя и Он повсюду, значит ли это, что Он все видит и все слышит в нашем мире?

— Да!

— Т.е. Он…

— Всевидящий!

— Правильно. И Он слышит даже то, что вы думаете в своем сердце, ваши сердечные мысли, то что кроме вас никто не может слышать и знать, Он тоже знает и слышит их. А теперь скажите мне как можно общаться с Богом, если Он все слышит и все видит? Просто обратившись к Нему, ведь Он и так вас слышит и видит. Как называется такое общение с Богом?

Дети замерли в нерешительности.

— Молитва! Общение с Богом называется молитвой. Вот мне, чтобы вы слышали, что я говорю, нужно напрягать связки. А чтобы общаться с Богом, чтобы молиться Ему, нужно что-либо напрягать?

— Нет!

— Правильно! Потому что Бог все слышит и все видит, поэтому вам не нужно никак напрягаться, чтобы обратиться к Нему, более того, вы даже можете ничего не говорить вслух, вы можете обратиться к Нему в собственном сердце, и Он вас услышит.

— Вы знаете, ребята, что Бог сотворил вселенную огромной. Мы с вами находимся на земле, это планета, на небе вы видите Солнце и множество других звезд, а кроме звезд, что вы видите? Темноту. Что это за темнота? Это космос. Но как вы думаете, космос бесконечен?

— Нет.

— Верно, он не бесконечен. Были некоторые люди, которые говорили, что вселенная бесконечна, но Бог открыл святым, что Он сотворил вселенную как замкнутое пространство. Один святой приводил такой пример: представьте себе избушку, в которой заколочены окна и двери так, что солнечный свет снаружи не проникает внутрь, а внутри избушки зажжено множество свеч. Вот также и наша вселенная, это как закрытая избушка, которая внутри темная, потому что свет, который снаружи, не проникает внутрь. А внутри вселенной зажжено множество свечек — это звезды, и одна из них — Солнце. Знаете что это за свет снаружи вселенной? Это Свет Самого Бога. Наш мир сотворен внутри Бога, и потому снаружи мира нас ждет бесконечный Божий свет. Другой святой видел Бога как солнце с бесконечным числом лучей, и наш мир как маленькую пылинку на одном из этих лучей. Дети, если вам будет когда-то казаться, что мир холодный, мрачный и жестокий, то вспомните о том, что там, за кажущейся мрачностью космоса, нас ждет бесконечный Божий свет.

VbGS4ip_Nls

— Хорошо. Мы с вами сказали, что Бог Вездесущий, Всемогущий, Всевидящий. Он сотворил пространство, животных, людей, а что еще Он сотворил?

— Растения?

— Он сотворил время! И если Бог сотворил время, то значит Он вне времени. А это что значит? Что Бог…

— Вечный!

— Да, именно. Бог сотворил время, и потому Он Сам вне времени. Бог сотворил пространство и это значит, что Он вне пространства. И если пространство конечно, а мы уже с вами выяснили, что наша Вселенная конечна, то значит Бог…

— Бесконечен!

— Умницы, дети! Да, у Бога нет конца, а значит и нет начала. Потому что, то, что имеет начало имеет и конец. А у Бога конца нету, Он бесконечен, а это значит, что у Него нет начала. Можно ли сказать, что Бога когда-то не было?

— Нет! Бог был всегда!

— Да, Бог был всегда, есть и всегда будет, потому что Он бесконечен. А теперь скажите мне, если Бог вечен, т.е. Он вне времени, может ли Он изменяться?

— (неуверенно) Не-ет…

— Да, Бог не может изменяться, потому что, чтобы измениться, нужно какое-то время, а Бог находится вне времени, и потому неизменен.

— Хорошо, дети, мы с вами описали свойства Бога, они отвечают на вопрос: «Что такое Бог?», но они не отвечают на вопрос: «Кто такой Бог?». В связи с этим я хочу вас спросить, как вы думаете, что такое личность?

Дети задумались, пытаясь подобрать синонимы.

— Я понимаю, это достаточно трудный вопрос и на него сразу не ответишь…

— Мы все обладаем личностью! — подал голос мальчик с заднего ряда.

— Правильно. Почему? Потому что мы с вами можем сказать: «Я»! Личность означает осознание самого себя. Только тот, кто обладает личностью может сказать: «Я». Может ли камень сказать «Я»?

— Не может!

— А дерево может? А солнце?

— Нет!

— Верно! Потому что камень, дерево или солнце не обладают личностью. Вот ты, малыш, можешь сказать: «Я»?

— Да… — не ожидал первоклассник, что его спросят.

— Это значит, что ты обладаешь личностью. Это значит, что ты можешь общаться с другими личностями, твоими друзьями. А скажите мне, дети, можно ли поговорить с камнем или с деревом?

— Нельзя!

— Верно, потому что общение возможно только между личностями, а камень, дерево или солнце личностью не обладают. А теперь я хочу вернутся к вопросу, который задал в начале: в чем разница между вопросом «что такое Бог?» и «кто такой Бог?». Вот как тебя зовут? — обратился я к девочке из второго ряда.

— Сюзанна — сразу же встала девочка.

— Вот что мы можем сказать о Сюзанне. Что такое Сюзанна? Она человек, она девочка, она хорошая девочка. Это все ответы на вопросы что такое Сюзанна. Но кто такая Сюзанна может открыть нам только она сама. Знаете почему? Потому что она личность. Узнать личность человека можно только, если он сам расскажет о себе. Это называется знакомством. Тоже самое и с Богом. Мы можем узнать что-то о Боге, разглядывая окружающий мир, который Он сотворил, рассуждая о Его свойствах. Но узнать кто такой Бог мы можем только в том случае, если Он откроет Себя нам, расскажет о Себе, только если Он позволит нам с Ним познакомиться. И люди действительно познакомились с Богом, Он открыл себя избранным людям, которые сейчас называются пророками, апостолами, святыми (ведь вы и сами не открываетесь кому попало, верно? В начале вы присматриваетесь к человеку, также поступает и Бог). Эти люди оставили после себя воспоминания о знакомстве с Богом, и их воспоминания были собраны в Книгу, которую люди назвали «Библией», и благодаря тому, что Бог открыл себя людям, мы можем с вами узнать кто же такой Бог.

— Скажите мне, дети, обладает ли Бог личностью? Может ли Бог сказать: «Я»?

Только зазвучали едва слышные: «Нет» с задних рядов, как несколько детишек с первого ряда воскликнули: «Может!»

— Правильно! — подхватил я их порыв — Вот вы все знаете, что Бог дал людям десять заповедей.

— Да, знаем…

— А с какого слова Бог начинает эти десять заповедей?
Все дети замерли в классе в ожидании.

— Со слова: «Я»! Господь начинает десять заповедей со слов: «Я Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». С какого слова Бог начинает первую заповедь?

— Я!

— Правильно! А почему? Потому что Он обладает…

— Личностью!

— Да, Бог обладает Личностью. А теперь скажите мне, дети, у Бога одна личность?

— Да… — чувствуя подвох, неуверенно стали отвечать детишки.

— Даже не пытайтесь гадать. Помните, я сказал, что нельзя узнать кто такой Бог, если Он Сам о Себе не расскажет? Так вот, это великая тайна, и Бог открыл ее людям через святых пророков и апостолов. Дело в том, что у Бога не одна Личность, а целых Три! Какие это Личности, кто знает? Отец, Сын и…

— Святой Дух!

— Да, именно. При этом Бог один, а Личности у Него Три! Трудно понять, правда? А вот скажите мне, дети, в чем особенность Личности Отца? В том, что Он… родитель! Т.е. Он рождает Сына. А в чем особенность Сына? В том, что Он… рождается! Правда ведь, это ясно из Его имени! А Святой Дух? В чем особенность Святого Духа? Когда мы дышим, мы выдыхаем, и воздух из наших легких как бы исходит наружу. И Святой Дух тоже исходит от Отца, — договорив эти слова, я заметил, что дети перестали понимать о чем я говорю.

— Но хочу вас сразу предупредить, — продолжил я, — даже не пытайтесь понять то, что я вам сейчас сказал! Это невозможно, говорю заранее. Мы же не всегда можем понять других людей, а тут Бог, Который сотворил нас. Бог открыл о Себе, что у Него три Личности, потому мы и называем Его Богом-Троицей, и нам это просто нужно знать. Как вы думаете, для чего? Для того, чтобы наше знакомство с Богом состоялось! Ведь без знакомства не может быть полноценного общения, а без общения с Богом мы не сможем узнать для чего Он нас создал и в чем смысл нашей с вами жизни. Но об этом, дети, я расскажу вам на следующем занятии!

Только я хотел перейти к раздаче детских молитвословов и книжек, как директор школы вдруг привстал, обращаясь ко мне: «А вот у меня тут есть вопрос. Мы вот завтра пойдем всем селом на обряд, вот и дети пойдут, будем барана закалывать, все это делать, по вере наших предков…»

— Да! Да! Мы язычники! — стала кивать головой одна из учительниц, одобряя слова директора.

— Да, да, — принял поддержку учителей директор и продолжил, — ну вот, например, вы знаете, что люди часто видели инопланетян и разные паранормальные явления, а языческие полубоги? Аполлон, Зевс, они же все были. И даже доказано, что люди вовсе не произошли от обезьян, что человечество — дело рук инопланетян, что люди тоже, в каком-то смысле полубоги.

Я сглотнул, ощущая как по спине течет холодный пот от такого поворота. И больше всего меня привело в ужас, что взрослые обращаются не столько ко мне, сколько к детям. Я почувствовал как диавол, не пускавший нас на дороге, в самом конце урока потянул за все ниточки, которыми обладал, желая сорвать занятие, отвратить детские сердца от доверия Богу и Его Церкви. И когда я начал про себя молиться, директор вдруг перешел на гнев и стал бурно жестикулировать, обращаясь с негодованием уже ко мне.

— А вот Церковь ничего не говорит нам об этом! Потому что боится, что люди узнают правду и выйдут из под контроля! Ведь кого обслуживали всегда попы? Они всегда обслуживали богатых, буржуйский класс, который угнетал наш народ, паразитировал на абхазах, на рабочем классе.

— Я отвечу на ваши недоумения… — начал я примирительно обращаться к нему, стараясь успокоить его порыв.

— Мы сохранили веру наших предков! А Церковь против нашей веры! Церковь не дает ответов, покрывает угнетателей! — распалился директор.

— Церковь дает ответы! Я сейчас вам о них расскажу…

— Да, да. Ответьте, пожалуйста, — стал приходить в себя директор, садясь обратно на стул, — нас волнует этот вопрос…
Я мысленно помолился Господу, как учил отец Даниил: «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалю Твою!», и к самому отцу Даниилу: «Священномучение Данииле, умоли Бога о нас!», и тогда обратился к растерянным школьникам.

— Дети! Пришло время сказать вам правду… инопланетяне существуют!

От неожиданности школьники выдохнули, учителя застыли, а директор откинулся на спинку стула. В классе наступила тишина.

— Вы знаете, что не все люди хорошие, не все добрые, есть люди и злые, с которыми лучше не связываться, которые идут по скользкой дорожке. Держитесь от таких людей подальше! А скажите мне, дети, все ли ангелы добрые и хорошие?

— Нет!

— Верно. Мы знаем, что Бог сотворил не только нас с вами свободными, но также и ангелов. И некоторые из ангелов взбунтовались против Бога, и была небесная война, и диавол со своими приспешниками, как пишет апостол Иоанн Богослов, пал на землю в великой злобе, зная, что ему недолго осталось до Страшного Суда. И видя, что, мы с вами, люди, восходим на небо и приближаемся к Богу, он позавидовал нам и решил помешать нашему восхождению.

Тут я обратился ко взрослым, как к ответственным за насаждение язычества в этом поселке, чтобы призвать их к совести.

— Вот скажите мне, позволили бы вы, как родители, общаться вашему ребенком с каким-нибудь преступником или даже просто подозрительным человеком?

— Нет, конечно! — выдохнули учителя.

— А как вы думаете, чтобы говорил этот преступник вашему ребенку, чтобы завлечь его? «Какой ты у меня хороший! Вот тебе конфетка! Садись ко мне в машину, я тебе зоопарк покажу!», верно?

Тут я обратился к детям, чтобы через них получше донести до взрослых эту мысль.

— Дети, никогда не садитесь к незнакомым людям в машину! Никогда не разговаривайте с подозрительными людьми на улице! Не все люди добрые, не всем людям можно верить. Слушайтесь родителей и будьте внимательны по жизни.

После этих слов я вновь обратился ко взрослым, которые стали заметно внимательнее.

— Вот также и диавол. Когда люди, потомки Ноя и его сыновей, после Великого потопа, разошлись по всей земле, то они столкнулись с неведомыми силами, которые готовы были посылать им дождь, отгонять саранчу, давать победу на войнах, при этом не требуя ничего взамен кроме поклонения и символических жертв. Не нужно было ни покаяния, ни высокой нравственной жизни, только поклоняйся и приноси жертвы. Люди прельстились такими обещаниями и согласились на эти условия, забыв о Боге-Творце, и начав поклоняться падшим духам. Эти падшие духи и есть те самые инопланетяне, они же и есть те самые падшие ангелы диавола. Различать их по виду и форме не имеет смысла, т.к. они не обладают телом, как мы с вами, и могут принимать любой облик, поэтому все очевидцы инопланетян не могут сойтись во мнениях как же они выглядят и на чем же они передвигаются, потому что падшие ангелы могут принимать любой вид, но никогда не покажут своего настоящего облика, они будут называться Зевсами, Аполлонами, но никогда не назовут своего настоящего имени. Как вы думаете, почему?

— Они скрываются? — предположил один из учителей.

— Именно! Как и все преступники, они скрывают свое настоящее имя под разными кличками и свой настоящий облик под разными маскировками. И когда некоторые из наших предков столкнулись с этими падшими ангелами, то какую ошибку они допустили?

Учителя молчали в нерешительности.

— Они не проверили, а с добрым ли намерением обратились к ним эти неведомые силы. Добра ли они им желают или завлекают в коварную ловушку. И как мы с вами знаем, что случилось потом с нашими предками, к чему привело язычество и поклонение языческим богам по всей земле?

Тут учителя опустили глаза к полу, понимая, на что я намекаю.

— Люди дошли до такого страшного состояния, что начали есть друг друга, приносить людей в жертву, и еще много всего делали, что я не буду говорить при детях, что их чистые сердца никогда не должны узнать. Вы понимаете, да, какие плоды язычества, насколько страшно было жить на земле, когда царило язычество? Я думаю, наши дети даже знать о таком не должны.

Учителя виновато закивали, вздыхая между собой.

— Такова была расплата за поклонение языческим богам, за сотрудничество с этими инопланетянами, которые никогда не были настроены к нам доброжелательно, но всегда искали погибели человека. И только когда Христос воплотился на земле, когда Он основал Свою Церковь, когда Христианство стало распространяться по земле, то христиане смыли с земли всю эту нечисть, на земле не осталось идолопоклонников, идолы были разрушены, человеческие жертвы прекратились, каннибалы были казнены, и люди снова стали повиноваться Богу, а не падшим ангелам.

— Слава Богу! Слава Богу! — кивала та же учительница, что и называла себя язычницей — все же мы христиане, от язычества надо нам отходить, отходить…

— Ведь древние люди не могли и мечтать о такой жизни как у нас сейчас. Никого не приносят в жертву! Никого не едят! Вы представляете, как было страшно жить на земле до Христа? Слава Богу, что с этим было покончено. А если кто-то еще думает, что язычество — это романтика, и с этими вещами можно заигрывать, то пусть отправится на тихоокеанские острова, пусть отправится в южноамериканские джунгли, куда еще не ступала нога священника, где Церковь еще не простерла свой пастырский покров, и пусть посмотрит как там до сих пор живут язычники, посмотрит какие у них страшные обычаи и как страшно жить среди них. Хотим ли мы такого нашим детям?

— Нет! Нет! Не надо такого нашим детям! — отрицательно закачали головами учителя и директор.

— Будем же воспитывать их христианами, а не язычниками, воспитывать в любви к Богу и Его Церкви, чтобы наши дети были защищены от ошибок некоторых предков и эти ошибки больше не повторялись на земле.

В конце урока, после благодарственной молитвы к Богородице, я обратился к детям: «Кто хочет попробовать сегодня помолиться Богу?», и тут же поднялось множество рук: «Я!», «Я хочу попробовать!», «Я тоже!». И я стал раздавать желающим детские молитвословы. Желающих оказалось так много, что у меня не хватило на всех экземпляров, и тогда я пообещал, что на следующее занятие привезу им еще.