• Главная »
  • Аналитика »
  • Протоиерей Валентин Свенцицкий о необходимости участия православных в политической жизни общества

Протоиерей Валентин Свенцицкий о необходимости участия православных в политической жизни общества

d3020400302fc5916a8577432a82c63e

Я пишу это письмо в Екатеринодаре. «Предвыборная агитация» в полном разгаре. Предстоят выборы в городскую думу. Каких только «списков» не расклеено по домам, заборам и витринам. Но нет одного списка: от русского православного прихода.

Скажите, разве для Церкви безразлично, в каких городских условиях будут жить христиане — члены Церкви? А если небезразлично, почему приходы, объединяющие собой десятки тысяч населения, не могут сказать: «Христиане! пошлите в Думу вот таких-то надёжных людей — они устроят городскую жизнь лучше».

Почему Церковь должна смотреть безучастно, когда устроение «внешней» жизни, имеющей громадное значение и для жизни внутренней, отдаётся в руки группам лиц, не преследующих никаких высших задач и потому устраивающих эту «внешнюю жизнь» антицерковно? Почему православное население лишено своего голоса? Почему оно должно выбирать из нескольких зол («избирательных списков») меньшее, а не выбирать своё — то, что оно считает добром? Почему приходы не могли бы объединиться и выставить своих кандидатов?

Это Екатеринодар. Это Дума. А представьте себе Россию и Учредительное Собрание! Неужели для церковного дела безразлично, кто будет у власти: Троцкий или Колчак? Почему же Церковь должна будет пассивно созерцать выборы и втихомолку радоваться победе «более подходящего» кандидата, вместо того, чтобы громко назвать самой его имя и предложить всем православным христианам, которые в то же время и граждане государства, — голосовать за него?

Но где тот орган, который бы дал Церкви возможность технически выполнить задачу — участвовать в выборах? Его нет. Нет и той подготовительной, общественной работы на местах, которая необходима для политического объединения верующих. А если нет того и другого, как же могут нормально слагаться взаимоотношения Церкви и государства! Ведь государство стоит во всеоружии своей внешней силы, а Церковь совершенно беспомощна в этом внешнем устроении. Ясно, что при таких условиях Церковь будет лишь использована государством, когда это понадобится.