Ложные боги Таиланда: православный взгляд

«Не сотвори себе кумира, и всякого подобия того,
что есть на небе, и на земле, и в водах, и под
землёю. Да не поклонишься им, и не послужишь им !»
2-я из 10 Заповедей Закона Моисея,
Ветхий Завет, книга Исход, 20:4.

Эту Заповедь, запрещающую идолопоклонничество, запечатлел Моисей на Скрижалях Завета ещё 3500 лет назад, и эта Заповедь не была ни отменена, ни изменена в новозаветные времена.

Однако как это ни покажется странным, но очень и очень многие народы Земли в массе своей остались глухи к Христианской Благой Вести и до сих пор вполне сознательно не только отвергают Христианство, но принципиально придерживаются служению древним божествам и поклонению идолам. И речь идёт даже не о экономически отсталых племенах Африки или Австралии, но о активно интегрированных в мировую экономику странах, таких как Китай или Таиланд.

Когда автору этих строк пришлось посещать Таиланд , то каково же было его удивление, что эта страна оказалась не столько буддийской (хотя буддизм по учению Православной Церкви также есть демонопоклонническая религия), сколько языческой в самом прямом смысле.

Кумир одного из нескольких гигантских демонов в  аэропорту Бангкока.

Кумир одного из нескольких гигантских демонов в аэропорту Бангкока.

Причём это язычество открывается прямо «с порога» — суперсовременный аэропорт Бангкока очень сильно напоминает языческую кумирню. Помнится, как у нас в России были споры по поводу открытия нескольких небольших православных часовенок даже в московских аэропортах; тут же всех прилетающих без разговоров, прямо сразу в аэропорту, встречают огромные статуи демонов. Причём ладно бы такая статуя была там одна – так нет, весь аэропорт заставлен идолами различных демонов и самого Будды (который, напомним, считается у христиан одним из главных лжепророков).

Хотелось бы сразу отметить – в этой статье мы не касаемся высокой степени экономического развития Таиланда; того, что тайцы сохранили древнюю королевскую династию и избежали цареубийств; того, что пропаганда коммунистической идеологии в Таиланде является тяжким уголовным преступлением и соответственно строго карается; того, что Таиланд не признал официально ни одной коммунистической страны (например, после краха Российской империи в 1917 г. Таиланд восстановил дипломатические отношения с Россией в полном объёме только в 1991-1994 г.). Здесь рассматривается именно религиозная составляющая Таиланда и взгляд на эту страну со стороны верующего православного человека.

Путешествующему иностранцу в Таиланде постоянно встречаются выставленные у дорог алтари и «домики духов», что редко где ещё можно увидеть в экономически развитых странах.

Король в Таиланде считается чуть ли не воплощённом богом, неким реальным «богочеловеком», и культ его личности сопоставим с такими же культами советских генсеков; только в честь тайских королей ещё возводят алтари, на которые приносят разнообразные пожертвования «гению их величеств» (можно сравнить подобное с культом императора в Древнем Риме).

Небольшой частный алтарь поклонения «гению короля Таиланда»

Небольшой частный алтарь поклонения «гению короля Таиланда».

В равной степени как к умершим, так и к ныне живущим королям местное население обращается с молитвенными прошениями, а гробницы тайских королей считаются священными мавзолеями. Снова видится интересная параллель с советским культом вождей, а также с иными языческими культами, известными в истории: тайских королей запрещено изображать в старости, дряхлыми, только в расцвете сил.

Так, последний правящий король был уже глубокий старик, но часто на алтарях стоят его портреты в юношеском возрасте. Тем из нас, кто помнит времена СССР, это чётко напоминает коммунистическое «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!».

«Домики духов» — это отдельный вид идолопоклонничества, очень широко распространённый в Таиланде; это небольшие культовые сооружения, имитирующие в малом масштабе храмы или жилые дома.

Местные язычники, также как например язычники Древней Греции, считают, что везде живут невидимые духи. Каждый камень, каждый овраг, каждый ручей – по мнению тайских язычников — имеет своего духа-покровителя, с которым лучше не ссориться, а лучше ублажать дарами.

Одна из множества частных кумирен с идолами

Одна из множества частных кумирен с идолами

Особенно опасными для людей считаются «духи крутых поворотов» на дорогах – многие водители при возможности оставляют небольшие дары на их алтарях, или, проезжая мимо мест их обитания, как минимум сигналят в их честь, приветствуя того или иного нечистого духа.

Но как говориться – это ещё ладно, хотя мелкие духи природы – суть просто мелкие бесы. А как Вам статуи драконов и змей, которым приносят дары и возносят молитвы?

Алтарь со статуей идола морского змея Карона, о.Пхукет, Таиланд

Алтарь со статуей идола морского змея Карона, о.Пхукет, Таиланд

Автору, как человеку, даже оставляя в стороне христианское мировоззрение, было смешно видеть очень узнаваемого Змея Горыныча из русских сказок, стоящего на алтаре, увитого венками из свежих цветов, и которому приносят различные подношения. А человеку с христианским мировосприятием видеть подобное, видеть то, как погибают находящиеся во тьме языческого нечестия люди – крайне неприятно и горько.

Идол трёхголового «Змея Горыныча» на пляжном алтаре о.Пхукет с дарственными лентами из цветов и приношениями.

Идол трёхголового «Змея Горыныча» на пляжном алтаре о.Пхукет с дарственными лентами из цветов и приношениями

Однако продолжим. В Таиланде очень много островов. Возьмём к примеру о.Самуи, на котором находится огромное количество языческих капищ; отличительная особенность этого острова – огромные размеры статуй (десятки метров высотой). По мнению автора, очень интересен и показателен идол, изображающий «Грядущего Повелителя Мира», одно из воплощений Будды-Майтрейи.

Огромный идол «Будды Богатства» в языческом капище на  о.Самуи

Огромный идол «Будды Богатства» в языческом капище на о.Самуи

Этот «Грядущий Повелитель мира, Распорядитель Богатств», который, по мнению буддистов, в будущем снизойдёт на Землю, и будет править всей планетой. В «грядущем веке всеобщего богатства» он истребит всех, кто не поклоняется ему, а остальные добровольно ему поклоняться, т.к. посчитают его добрым, сострадательным правителем. Православному читателю, особенно тому, кто знаком с книгой Откровения св.Апостола Иоанна, уже сразу должно быть очень многое понятно. Но что самое интересное – это кто сидит у ног этого идола.

Менее крупные  идолы, соседствующие с «Будддой богатства» в языческом комплексе на о.Самуи.

Менее крупные идолы, соседствующие с «Будддой богатства» в языческом комплексе на о.Самуи

Это предтеча «Грядущего Властителя», «одно из воплощений» демонобога Шивы, который восседает на семиглавом «Вселенском Змее-Всепожирателе» Вритре, ужасные головы которого образуют как бы священный нимб вокруг его головы. Православному человеку даже смотреть на это мерзостно, а местные люди, да и к сожалению некоторые туристы, не имеющие твёрдых христианских убеждений, поклоняются подобному, чего нельзя делать даже «в шутку». Да, недаром Сатану считают «обезьяной Бога» — у Иисуса Христа был Предтечей последний ветхозаветный пророк св.Иоанн Креститель, а у Антихриста по видимому будет предтеча-лжепророк в благостном облике Шивы, но «с властью и силой змиевой». Ну и ещё маленький штрих – у основания колец Вритры, служащего троном антихристовому предтече, мы видим изображение его верного слуги – маленького, мерзкого на вид, карлика с огромной пастью, — это воплощение известного ещё в Древнем Египте божества, которого ещё тысячи лет назад называли Бэсом или Бесом.

Вот такие вот божества в этой стране, любезный читатель… Причём что интересно – они не скрыты, не прячутся во мраке, но все демонические сущности предстают там в своём облике, а при этом люди осознанно им поклоняются, считая их своими благодетелями…

Иногда взору предстают совсем уж фантасмагорические для православного мировоззрения картины : на фронтонах некоторых храмов изображают демонов с открытыми пастями, которые словно пожирают всех входящих в капище.

Но, несмотря на подобные мерзости, поток не только местных жителей, но и туристов из христианских стран в подобные места не ослабевает. Трудно сказать, почему это происходит, но в основном, по мнению автора, туристы из России посещают места антихристианских культов в Таиланде исключительно из-за крайне слабых религиозных убеждений. Именно в Таиланде очень чётко видна правдивость фразы о том, что «наличие золотого креста на груди не означает присутствие Христа в голове».

Ужасающее для христианина по своей мистической сути изображение демона с раскрытой пастью над входом в одну из языческих кумирен Таиланда

Ужасающее для христианина по своей мистической сути изображение демона с раскрытой пастью над входом в одну из языческих кумирен Таиланда

Несколько слов христианам, которые всё же решили посетить Таиланд

В завершении автору хотелось бы сказать несколько слов христианам, которые всё же решили посетить Таиланд. Во первых, главное — можно порекомендовать не забывать о Православии и о ветхозаветной Заповеди, налагающей полный запрет на поклонение идолам в любой форме.

При посещении этой языческой страны христианам желательно не только строго избегать выказывания любого почтения к языческим культовым местам, не вкушать под любыми предлогами идоложертвенное или самим что-либо жертвовать идолослужителям; но лучше всего вообще не посещать языческие кумирни ни с какими целями.

Также православным людям не стоит посещать «шоу змей», «ритуальную битву слонов» и разумеется бои стиля «муа тай» — «тайский бокс». Всё это завуалированные и осовремененные, но при этом не меняющие своей сути древние практики жертвоприношений, т.к. даже в наши дни случаи гибели людей в ходе этих мероприятий – не редкость.

Говоря о теперешнем состоянии Православной миссии в Таиланде, подчеркнём, что долгие годы это была инициатива «снизу», идущая от русских и иных православных христиан, постоянно проживающих в этой стране. Храмы строились исключительно на пожертвования частных лиц, что обуславливало медленность этого процесса и их небольшое число.

Однако недавно политика расширения официального присутствия Русской Православной Церкви в тайском королевстве стала, по мнению некоторых представителей русской диаспоры в Таиланде, инициативой «сверху», т.к. в последние годы, по-видимому, идут серьёзные целевые пожертвования на строительство православных храмов от лиц, возможно связанных с российским государством или идёт особое финансирование этой деятельности со стороны РПЦ, тогда как численность российской и украинской диаспоры в этой стране снизилась.

В настоящее время в Таиланде функционируют следующие христианские православные храмы Русской Православной Церкви:

  • храм Всех Святых в Паттайе (освящён в 2009 году);
  • храм Живоначальной Святой Троицы на о.Пхукет (освящён в 2012 году);
  • храм Успения Пресвятой Богородицы при Свято-Успенском монастыре в Ратчабури (освящён в 2012 году), единственном месте, где осуществляется захоронение усопших по православному обряду;
  • храм Покрова Пресвятой Богородицы в Паттайе (освящён в 2014 году);
  • собор святителя Николая в Бангкоке (освящён в 2014 году);
  • храм Вознесения Господня на о.Самуи (освящён в 2014 году);
  • храм Святых Царственных Страстотерптцев в Хуахине (освящён в 2015 году);
  • храм св.равноап.кн.Владимира в Чиангмае (освящён в 2015 году);
  • храм в честь св.преп.Сергия Радонежского на о.Чанг (освящён в 2015 году).

В последние месяцы завершено строительство храма в честь преп.Серафима Саровского на о.Пангчан, освящение которого планируется на 10 дек. 2017 года.

При храмах в Паттайе, на о.Пхукет и на о.Самуи функционируют детские воскресные школы.

Подробную информацию о местоположении православных христианских храмов в Таиланде и расписании богослужений можно найти на сайте Православной Церкви в Таиланде : www.orthodox.or.th Воистину, древняя земля королевства Таиланд в наши дни всё больше становиться свидетельством правоты Апостольских Слов о том, что там, где «умножился грех, стала преизобиловать благодать» (Посл.к Римл. 5:20).

Все представленные фотографии – из личного архива автора.

Автор: Михаил Матюгин. «Ложные боги Таиланда: православный взгляд». @Все права защищены. Использование любой части представленного материала возможно только с указанием авторства и ссылки на сайт «Православный взгляд» (orthoview.ru).