Бухарова Динара: «Сегодня до 30% татар исповедуют Православие»

511406_b

Бухарова Динара — член президиума

Региональной татарской национально-культурной автономии г.Москвы 

Крещеные татары – это часть большого татарского этноса, исповедующая православное Христианство, являющаяся также тюркоязычной органической частью большой русской (российской) нации. По некоторым оценкам их численность достигает до 30% от общего числа татар. Данные последних переписей населения не дают представления об их количестве. По многочисленным свидетельствам, крещёные татары массово записывали себя просто татарами, не указывая вероисповедание (а часть татар вне зависимости от религиозной принадлежности записывали себя просто русскими).

Если говорить о местах компактного проживания крещеных татар, то в первую очередь необходимо назвать Татарстан (молькеевские, заказанские, елабужские, мензелинские, чистопольские крещёные татары), Башкортостан (бакалинские крещёные татары), Оренбургскую и Челябинскую области (нагайбаки), а также Удмуртию, Мордовию, Рязанскую и Тамбовскую области (рязанские татары и крещёные касимовские татары), Нижегородскую (сергачские крещены), Владимирскую, Московскую (московские новокрещены), Саратовскую, Самарскую, Пензенскую области, другие регионы России, в том числе Крыма (урумы) и Сибири. Кроме того, существует ряд православных тюркских народов, ранее считавшихся татарами, проживающих, в том числе, за пределами современной России, например, в Молдавии (гагаузы).

При этом группы крещеных татар мещеряков (кроме чистопольских) обрусели — перешли на русский язык, в то время как казанские крещёные татары продолжают использовать чистейший татарский язык, более насыщенный исконной татарской лексикой, чем у т.н. этнических татар мусульман. Крещёные крымские татары (урумы) интегрированы с греческим этносом и трехъязычны: употребляют татарские, греческие и русские диалекты; а гагаузы, ранее называвшиеся буджакскими татарами, общаются на языке, близком к турецкому и крымско-татарскому.

Проанализировав историю татарского народа можно сделать вывод, что татары не имели и не имеют единого религиозного вектора.

Святой князь Владимир Святославич выбрал веру Православную, с тех пор восточные славяне объединяются на основе Христианства с другими этносами, в том числе татарскими, в русскую нацию (лишь чуть более 70-ти лет советского периода совратило их от избранного религиозного пути).

Лидер татар – Чингисхан, в вопросах веры объявил веротерпимость, но воевал с буддистской и исламской цивилизациями, в то время, как Христианство и монотеистическое язычество главенствовали в его обществе.

Далее последовала насильственная исламизация татар ханом Узбеком, и, как реакция отторжения ислама, часть татар (мещеряки) ушли на служение русским князьям и в буферные зоны, дав мощный импульс формированию и развитию православного русского дворянства и казачества.

В Российском Государстве крещёные татары были полностью интегрированы в русскую элиту, не теряя татарской идентичности, задавали в ней тон, например, среди русских аристократов имела место мода на общение на татарском языке; а также татары христиане пользовались существенными привилегиями по сравнению с татарами мусульманами.

Пётр I ставил эксперементы на татарах, как и на всей русской элите, полностью меняя радикальными методами привычный для её представителей образ жизни на чуждый – европейский, внедряя протестантское отношение к религии, и поощряя влияние протестантизма и католицизма. До начала его правления не все татары исповедовали Православие, но процесс естественной и поступательной их христианизации шёл непрерывно. Пётр его остановил своими «реформами». С одной стороны, он начал насильственную европеизацию крещёных татар, запрещая представителям привилегированных слоёв русского общества носить «татарские платья» и приказывая одеваться в «европейские», принуждая брить бороды, вытесняя татарскую речь и т.п., с другой стороны, осуществлял репрессии против некрещёных татар, тем самым провоцируя их на озлобление и обособление.

Екатерина II, после присоединения Крыма и других территорий, населенных, в том числе магометанами, ориентированными на турецкого халифа-султана, чтобы переориентировать их на себя и «понравиться» им, внедряла среди татар ислам, практически насаждая его среди тюркоязычных этносов через учреждённые ей магометанские структуры с центрами в Поволжье и Крыму. Татары мусульмане в её правление получили привилегии и грандиозное по тем временам финансирование указанных структур.

Существенно пострадали крещёные татары в советский период во время гонений на христиан со стороны большевиков, особенно входящие в сословия князей, дворян и казаков, а также представители духовенства. На первом этапе правления советской власти, религиозные гонения на ислам не распространялись, из татар мусульман создавались т.н. «красно-зелёные» армейские части и подразделения.

Сегодня не выработана четкая программа по поддержке крещеных татар. Пользуясь ситуацией неразберихи, исламская часть татар умалчивает о численности крещеных татар, всячески рекламируя ислам как единственную религию предков всего татарского народа. В таких условиях крещеные татары не имеют ни общественной, ни государственной поддержки, ни перспектив развития: в местах компактного проживания крещеных татар вопреки их воле строятся мечети, возведению православных храмов идёт скрытое противодействие.

Не смотря на это, часть т.н. «этнических татар мусульман» принимают святое Крещение, пополняя численность крещеных татар. Это наиболее пассионарная часть татарских этносов.

Современных новокрещен, интегрированных с носителями крещёно-татарской традиции отличает живое исповедание веры Христианской, татарское самосознание, и в большинстве случаев, великолепное владение чистым татарским языком. Эта та сила, которая стала солью для российского (русского) общества, в том смысле, в котором говорит об этом Сам Господь наш Иисус Христос.

Специально для портала «Православный Взгляд»