О чудесной силе Господа Иисуса Христа — иерей Даниил Сысоев

Церковь особо подчёркивает чудесную мощь Христа, потому что без Его чудесной силы, без этой сверхъестественной силы Господа, мы не можем избавиться ни от грехов, ни от страстей, ни от болезней, которые нас с вами мучают. И Господь таким образом показывает и являет нам Свою силу, чтобы мы надеялись на Него, а не просто превращали Христианство, знаете, в такой набор нравственно-моральных норм. Как сейчас любят говорить: Христианство полезно для нравственного воспитания молодёжи. Да? Вот Евангелие — оно не такое. Оно не полезно для нравственного воспитания молодёжи. Оно вообще о нравственности ничего не говорит. Оно говорит о силе.

О силе Бога Всемогущего, силе Божественной любви, силе Божественной справедливости, силе Божественного милосердия и силе Божественного правосудия, понимаете? Морально-нравственный облик строителя коммунизма или там строителя капитализма — или явление силы, которая делает человека чадом Божьим. Совершенно разные вещи, согласитесь. И чтобы мы поняли, что наша задача — становиться не просто морально высокими людьми, а наша задача — становиться детьми Божьими. Теми людьми, которые идут к своему Небесному Отцу за пределы Вселенной, которые стремятся туда всей душою, которые стремятся, чтобы жизнь Бога была в них, которые стремятся стать похожими на своего Небесного Отца. Вот для этого нам Церковь и напоминает о тех чудесах Христа, которые Он совершает.

Потому что просто нравственность не способна вывести за небеса, понимаете? Ещё в древности Соломон сказал: что плохо на земле? что праведник и грешник одинаково умирает. Но сила Божья воскрешает умерших. Она восстанавливает измученных, и тех, кто упал, она поднимает ввысь.

Господь вышел из пределов Тира и Сидона, то есть из нынешнего Ливана, и пришёл к Галилейскому морю, между пределами Декаполиса. То есть это нынешние Голанские высоты. И привели к Нему глухого и немого человека. И молили Его, чтобы Он возложил на него руки. А гугнивый, то есть плохо говорящий, человек, который не может физически говорить. И взял его Он, отвёл его от народа одного, и вложил Свои пальцы в его уши, и, плюнув, коснулся его языка. И, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: Еффафа, то есть раскройся. И тотчас раскрылся слух его, и развязались узы языка его, и стал говорить прямо. Вот интересно, Господь, видите, как, не просто исцеляет. Исцеляет очень своеобразно. Он исцеляет по-особому, как бы чину. Особым священным действием.

Вот есть такое понятие — прикосновение Господа. Вот Господь, Он часто исцелял, прикасаясь. И до сих пор в наших церквях, вы знаете, что прикосновение имеет огромную силу. Вот, может быть, вы замечали, как происходит таинство прощения грехов? Просто ли словом? Нет, ещё при этом — прикосновение руки. Священника, которая ставит знак креста на голове человека. Во время Святого Крещения, с чего начинается крещение? С того, что ставится рукою знак Креста на лбу, на сердце и дуется в лицо человеку. А когда мы совершаем Таинство Соборования, совершается оно чем? Тем, что на главу человека возлагается Святое Евангелие, чтобы сам Господь Иисус коснулся человека. И здесь, на самом деле, очень важный принцип. Принцип прикосновения означает что? То, что Бог не брезгливый.

Он создал нас Сам Своими руками, и Своими же руками Он восстанавливает нас. Вот правила гигиены говорят: не надо касаться. И правила гигиены, доведённые до логического конца, говорят, что с людьми вообще соприкасаться не надо, так? Вот, в одном фантастическом романе говорится, что во времена антихриста там люди на расстоянии вытянутой руки друг от друга будут. Но на самом деле Господь прикасается к нам, и Своим прикосновением вливает в нас жизнь. Он — Бог, который коснулся в начале человека и зажёг нас. И сейчас Он касается и вливает жизнь. Вкладывает пальцы в уши глухого, и уши просыпаются. Он плюёт на палец и вкладывает в уста человека. Чтобы слюна, священная слюна Господа, она влила слово в его уста. Ведь имя Христа, знаете, какое, да? Он — Бог Слова. Он — вечное Слово Бога Отца. Поэтому и говорится: в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И вот это Слово вкладывает Своё слово в его уста, чтобы он говорил по Божьи. И всё это, понимаете, материально, плотяно, чтобы никто не подумал, что христианство должно быть всё духовно.

Нет, христианство вполне материально. Когда люди говорят: нам обряды не нужны, всё это не нужно, — помните, что это не христианство. Христианство построено на касании Бога. Бог стал человеком, воплотился. И мы можем видеть Его своими глазами, даже сейчас. Поэтому нам иконы предложены, чтобы мы видели Бога воплотившегося своими глазами, видели все Его страдания и чудеса, и Воскресение, которые Он совершил. Чтобы мы слышали Его своими ушами, когда мы слышим Святое Евангелие. Его слово мы слышим. Даже дословно можем слышать, как Господь тогда сказал. Он так и сказал: Еффафа. То есть, мы слышим эту речь даже на Его языке. Вот это удивительная такая драгоценная крупиночка, которая показывает нам речь Господа, как она звучала тогда. А мы обоняем Его благоухание, обоняем духовно сердцем, но и ноздрями обоняем, когда чувствуем дыхание ладана. И Господь прикасается к нам руками священника. Вот, когда меня рукополагали, я помню совершенно удивительное неземное ощущение было. Оно было не только у меня, у многих других священников, я расспрашивал.

Вот, когда на тебя возлагаются руки епископа, который возводит тебя в сан диакона или священника, происходят совершенно разные ощущения. Когда человек становится диаконом, он чувствует как бы такую, знаете, ангельскую мощь, которая в него входит. А когда возлагают руки во время пресвитерской хиротонии, священнической, такое ощущение, что на тебе на голову сходит пылающее пламя, которое опаляет твою голову и пропускается внутрь, переплавляет тебя через касание. Вот есть касание, которое впрямую переплавляет человека. И вот я думаю, многие из нас, если кто-то во взрослом возрасте крестился, помнят, что касание священника во время Таинства Крещения тоже имеет силу. И вот эти священные воды, воды Крещения, они действительно имеют колоссальную мощь. Когда совершается Крещение? Человек трижды погружается в воду, но не сам. Его погружает рука священника, так? А через неё действует иная рука. Как бы, знаете, над рукой священника таится рука Христа, которая, прикасаясь, отверзает его уши, глаза, оживотворяет его. Таким образом, мы в буквальном смысле соприкасаемся с Богом. Мы осязаем Бога. Мы нашли Бога, который стал рядом.

Ведь нельзя осязать никого, кто далеко. Далеко можно там увидеть, услышать, да? Но когда мы осязаем Бога, значит, Он совсем рядом. И поэтому Господь исцеляет именно осязанием, показывая, что Он — Творец материи, и материя полностью Ему послушна. И Он открывает уши и язык, потому что Он хочет, чтобы люди слышали Его слово и говорили Его речи.

Вот ведь часто бывает, что люди с вполне нормальным слухом, но не могут слышать нормальных речей. Замечали? Есть люди, которых просто трясёт от имени Божьего. Встречали людей, которые не выносят самого упоминания о Господе Иисусе Христе. Почему? Потому что у них уши закрыты. Как и говорит Писание: народ этот заткнул уши свои, закрыл глаза свои и окаменил своё сердце, чтобы не слышать ушами, и не глядеть глазами, не обратиться сердцем, чтобы Я исцелил. Вот так и сейчас происходит. Уши у людей закрыты, и язык связан. Гугнивый язык в прямом смысле этого слова. Есть люди, которые не умеют русской грамматикой пользоваться. Без матерной брани они даже разговаривать-то не умеют, замечали? Причём интересно, что это связано со смертными грехами: с грехом пьянства, блуда, ненависти и злобы. И человек действительно становится гугнивым. Таким же, как вот этот несчастный больной. Тот больной был связан с дьяволом, он болел. А вот эти люди тоже связаны с дьяволом, но добровольно. Но они тоже находятся в таком порабощении.

И Господь их может исцелить, если их приведут к Нему. Если человек захочет прийти к Богу и сделает хотя бы шажок навстречу Творцу, то Господь подойдёт, прикоснётся к нему руками священника на исповеди, вложит Сам Свои животворящие персты в уши, прикоснётся и вложит Своё слово. Живое слово на язык человека, и скажет: Еффафа, отверзнись. И немедленно человек отверзает уши. Но при этом заметьте, что Господь делает. Он ещё вздыхает. Сказано: Он посмотрел на небо, потому что Он покорён Отцу Своему Небесному, и всё делает по воле Отца Своего Небесного. И почему Он вздыхает? Потому что, вздыхая, Он выдыхает животворящее дыхание Святого Духа, понимаете? Он как бы реанимирует человека. Знаете, вот человек, когда утонул, что мы делаем? Искусственное дыхание, да, вдыхаем. И вот Бог утонувшего в грехах человека тоже оживляет, вдыхая ему Своё животворящее дыхание. В буквальном смысле, Он не брезгует. Он, как спасатель, прикасается к телу, Он выдавливает из человека всю внутреннюю заразу и восстанавливает человека. Он восстанавливает тело человека, вот как у этого исцелённого. И Он восстанавливает дух человека таким же образом, через посредство тела, потому что в человеке ничего не происходит такого, что было бы чуждо телесности. Даже наши добродетели, духовные, например, молитва, добродетель милосердия, они связаны с телом: с языком, с речью, с воздеянием рук, с крестным знаменем, с поклонами. С подаванием конкретной милостыни.

То есть душа наша через тело работает, через тело действует. И вот Господь исцеляет душу через тело и тело через душу. Потому что Он восстанавливает всего человека, Он создал всего человека, и Он восстанавливает его. И дальше что Господь говорит? И запретил Он всем, кто к Нему приходил, и говорил, чтобы никому не говорили. Но сколько Он не запрещал, они чрезвычайно гораздо больше начинали проповедовать. И все чрезвычайно удивлялись, говоря: как Он всё хорошо делает? И глухих делает, чтобы они слышали, и немых делает, чтобы они говорили. Зачем Господь запрещает это? Запрещает Он, чтобы научить нас не хвастаться своими добрыми делами. Бывает, знаете, люди сделают добрых дел на копейку, а пропаганда идёт на сто долларов. Вот, действительно, глупость полная, которую Господь запрещает. Господь говорит: делайте дела ради Отца Небесного, тогда получите награду в небесах. А если будете хвастаться, ничего не получится. А вот если вас будут хвалить независимо от вашей воли, вы не волнуйтесь, вас это никоим образом не испортит. Вот, смотрите, как Господь нас мудростью учит. Учитесь у Него, обращайтесь к Нему, слушайте Его слово, чтобы пробилась пробка в наших ушах. Пробка суеты и вот этого постоянного бурчания. Да, которое у нас — постоянное бурчание, недовольство. Всё плохо, всё ужасно, да, у нас говорят, такое бурчание слышится, которое ушам не даёт слушать слово Божье.

И просите Господа, чтобы Он сказал: Еффафа, откройся, уши, чтобы услышать живое слово Бога. Чтобы нам наконец понять Его волю. Как сказал блаженный Августин, прекрасно он сказал. Он говорил: душа моя, сердце моё, сколько ты будешь роптать, сколько ты будешь возмущаться? А ну-ка, замолчи. Иначе ты тихий голос Творца не услышишь. И скажем мы Богу, чтобы Он прикоснулся Своим животворящим перстом к нашему языку. Чтобы смочил Он иссохший язык наш, чтобы мы научились не ругаться, не скандалить, не обзываться, так? А возвещать слово Божье. Как говорит апостол Пётр: говоришь ли что? Говори, как слово Божие. И после этого пойдёмте с вами делать добрые дела. И будем, как и Господь, запрещать всем говорить. А если уже Господь прославит, то там будет на то воля Его святая. И тогда мы оживём и будем идти с радостью, право ходить путём Господа, и Животворящий Дух оживотворит нас.

Автор: Священник Даниил Сысоев