• Главная »
  • Аналитика »
  • Священник Даниил Сысоев: Изначальное устройство человеческого общества в неискаженном мире

Священник Даниил Сысоев: Изначальное устройство человеческого общества в неискаженном мире

70772772_new_jerusalem_(1)

Всемогущий Бог создал в шестой день человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни. И таким образом, по слову Григория Богослова нашим отечеством по телу является прах, а по душе – Бог небесный. И дал Бог имя новосозданному венцу творения имя Адам, которое имеет два варианта значений – по числу отечеств человека. Или это «красная земля», если человек выберет Землю, или «подобие» — если он выберет Небо. Так уже в имени первого человека было заложено два типа людей – граждане неба и граждане земли, дети Бога и дети дьявола.

Собственно все земные идеологии – такие как национализм и безбожный патриотизм, коммунизм и расизм, либерализм и космополитизм – все они лишь разновидности стремления человека к праху, к устройству своего счастья в рамках космоса. Все они делают из потенциальных богов куски кровавой глины.

Единственная идея, которая поднимает человека к немыслимым высотам – это уранополизм, небесное гражданство, возвышающее «общественное животное» до высоты богоподобия.

В творении человека заложены ответы на все вызовы земных идеологий. Все мы происходим от одной Адама. «От единой крови Бог произвел всех людей» (Деян. 17, 26). Так Бог показал и единосущие всего рода человеческого, которым отвергаются все бредни расовой или национальной исключительности. Ведь каждый человек имеет одного предка – Адама, все люди – братья в прямом смысле слова, и потому все байки про разную кровь или кость оставим невеждам язычникам.

С другой стороны то, что первый человек был создан не имеющим пары, говорит о том, что главное для него – это личное общение с Создателем, а потому монашество введенное Христом Спасителем не есть нечто противное нашему естеству, а вложено в нас еще при творении. Именно поэтому никакой человек не может быть сведен к сумме общественных отношений. Ни его семейное положение, ни пол, ни цвет кожи, ни народ, ни государство не могут исчерпать тайны личности человека. Лишь в Лице Божием человек может разглядеть свое истинное лицо. И в этом заключена та правда, которую исказил либерализм, поставивший свободу человека на первое место. Ошибка же либерализма в том, что свободу он ставит игнорируя Бога, не свободу поступать правильно, а свободу делать то, что захочет порченная воля. Но само стремление человека к свободе заложено в его сердце при творении.

Господь, создав человека, ввел его в рай, чтобы возделывать его и хранить его. В этой заповеди заложено стремление к творчеству, свойственное человеческому роду. Благодаря этой заповеди, ставшей законом человеческого бытия и стали возможны такие формы человеческого общежития как совместная работа, артели, товарищества и т.п. Но из нее же следует и то, что всякий труд должен корениться в послушании воле Божией, иначе он впустит во внутреннее царство человека губителя, который разрушит его. По словам преп. Максима Исповедника Бог поставил человека царем, пророком и священником новосозданного мира. И задачей Адама было преодолеть благодатью все различия в уровнях бытия – различие между мужским полом и женским, между миром неразумным и разумным, между вселенной материальной и духовной, и, объединив в себе все, представить это в дар Творцу. Именно в этом скрытый смысл всех человеческих трудов, как их задумал Бог.

Когда Адам был введен в Рай, Бог сказал: «не хорошо человеку быть одному, сотворим ему помощника, подобного ему» (Быт. 2, 18). И это слово стало законом существования человека. Так в замысле Господа множество людей, созданных по образу Божию, должны были стать живым отражением Троической Тайны. Но для того, чтобы человек не скатывался к уровню животных и не пытался уподобиться им, Бог прежде создания второго человеческого существа покорил Адаму всех животных, которым тот дал имена. Так Творец ясно показал, что ни одно животное не подобно человеку (Быт. 2, 20), не является его «младшим братом», а потому опускание людей до животного уровня есть их падение с вершин Божьего замысла. То, что сейчас нормально в мире животных – борьба за существование, ареал распространения, никак не свойственно человеку в не падшем состоянии. Все это вошло в нашу природу при грехопадении.

Если бы падения не было, то единая семья детей Божиих жила бы в мире и любви во всем мире не делясь ни на народы, ни на племена, ни на расы. Человечество не было бы разделено границами и языками, не было бы нужды и в государствах. Все эти разделения – дети смерти, порожденные грехом.

Но была некая организация общества и в не падшем мире. – Это семья, созданная Господом. Ева, взятая их ребра Адама, его помощница и жена стала началом человеческого общества. Она была сотворена равной Адаму по природе, и именно поэтому до падения Адам не имел права дать ей имя. Не случайно ведь образ Божий отпечатан одинаково и на мужчине, и на женщине (Быт. 1, 26-29). Но при этом жена имела особое место в иерархии. Ведь сотворена она был как помощница мужа. И в этом было ее земное предназначение.

В чем же отличие райского брака от брака в падшей вселенной? Согласно согласию Отцов Церкви, райский брак был девственным, и если бы люди не согрешили, то повеление Бога «плодитесь и размножайтесь» исполнялось бы неведомым нам способом, который не приводил бы к потере девства.

Также в райской семье не было место для разделения мужа и жены, для их взаимной вражды, для господства мужа над женой или мятежа жены против мужа. Все эти состояния возникли также в результате греха. Поэтому все виды организации общества, вырастающие из семьи – такие как род или племя, наследственная монархия и аристократия были невозможны в раю в том виде, в котором они были в истории человечества.

Итак, мы видим, что история райской Церкви показывает нам, как Бог заложил главные принципы организации общения людей между собой. Но мы также видим, что большинство современных форм общественного устройства были невозможны, да и не нужны в раю. Они являются Божьими костылями для мятежного человечества, заболевшего грехом, и забывшего о небесном отечестве. Именно поэтому в Церкви, в Которой возрождаются нормы райского бытия, все эти формы взаимоотношения между людьми не могут иметь место в той форме, в какой они существуют в мире сем.

http://pr-daniil.livejournal.com/16587.html