Стоит ли православному человеку участвовать в «Русском марше»?

pict69

4 ноября в Москве прошел приуроченный ко Дню народного единства «Русский марш». В шествии по набережной Москва-реки приняли участие, по данным организаторов, около 10 тысяч человек. Власти заявили о том, что участников было не более шести тысяч. На митинге после шествия, по разным оценкам, присутствовало от двух до четырех тысяч человек. И шествие, и митинг прошли спокойно. Участники традиционно критиковали действующую власть и выступали с националистическими идеями.  Среди участников марша была большая колонна неоязычников, колонны с нацисткой символикой, многие речевки, включали в себя мат и оскорбления по религиозному и национальному признаку. Возглавляли колонну люди с большими православными хоругвиями. Мы попросили экспертов ответить на вопрос:
Стоит ли православному человеку участвовать в «Русском марше»?

Игумен Виталий Уткин, клирик Иваново-Вознесенской епархии, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества:

1044040_533918396643764_2012584704_n (1)

«С моей точки зрения православным христианам стыдно и неполезно участвовать в так называемом «Русском марше». Почему? Потому, что нельзя быть на одном мероприятии вместе с зигующими обкуренными подростками и неоязычниками. Просто нельзя. Такие «марши» ровным счетом ничего не дают. Другое дело – крестные ходы и шествия, которые были организованы в этот день в разных епархиях. Массовый крестный ход прошел в Петербурге. В Иваново прошел общеепархиальный крестный ход, завершившийся великолепным праздником на площади Победы областного центра»


Иеромонах Макарий Маркиш, клирик Иваново-Вознесенской епархии, публицист:

115

«Несмотря на внешнюю простоту, вопрос сложный и ответственный: возьму на себя смелость ответить более пространно. Во-первых, вопрос не имеет ни малейшего отношения к религии: ответ для православного будет ровно таким же, как для мусульманина, баптиста, атеиста и т.п.  Во-вторых, очень важно увидеть реальность за этикеткой «Русский марш» —  при том, что враги России делают всё, что в их силах, дабы затуманить эту реальность.  Насколько я знаю, в разных городах под этим лозунгом проходили демонстрации самых различных общественно-политических сил, с самым различным настроением, — при том, что среди них возникали конфликты и противоречия. Если бы меня пригласили участвовать, я бы выяснил у компетентных лиц состав участников, соотношение сил между ними, основные цели и намерения, наличие провокаторов и ожидаемые результаты, — после чего принял бы решение исходя из превалирующей тенденции: конструктивной или деструктивной. Не надо паниковать из-за кучки мерзавцев со свастиками или с мятежом наружных половых органов; но и не надо своим участием легитимизировать совет нечестивых на вашингтонской платежной ведомости».

Протоиерей Олег Стеняев, священник храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, миссионер, писатель, публицист:

o-oleg_stenjaev_min

«Я думаю, нам надо учиться разговаривать с раскольниками и язычниками. В дружине князя Игоря были и христиане, и язычники. И если помните в «Повести временных лет» говорится, что когда необходимо было заключать договора с греками, то язычники клялись на оружии, а христиане клялись на Кресте и Евангелии. И раз уж мы оказались в таком положении, нам надо искать какого-то славянского единства. Так что главные враги России сейчас не язычники и тем более не раскольники. Раскол это всегда обоюдный процесс. Поэтому преодолевать вот такую разобщенность нужно любовью к нашему прошлому, любовью к нашей религиозной традиции. Ведь недавно никто и не мог представить, что произойдет воссоединение Зарубежной Церкви и Московской Патриархии. Но это произошло. Сейчас ведется активный диалог с разными направлениями старообрядчества. И те, кто называют себя язычниками, надо понять, что 95% из них – это крещеные в детстве в православии люди. И почему они не остались с нами это не в укор им, а больше вопрос к нам, может быть, действительно, мы не достаточно внимательно занимались их формированием, воспитанием. Поэтому перед общей бедой нам всем надо как-то объединяться. Я не исключаю, что какие-то мусульманские патриотично-настроенные группы будут принимать участие в русском марше, почему бы и нет. Мы живем на одной территории. Представители других религиозных групп, особенно христианского исповедания, да и нехристианского тоже могут вливаться в такой протестный марш. Потому что люди не хотят, да и не могут просто жить уже в такой обстановке… Вот вы заметили, не знаю… а я замечал, когда соседи разных национальных групп перестали здороваться друг с другом. Просто молча проходят мимо друг друга и не здороваются. Это где-то уже пол года такое явление происходит, может чуть больше, которое ничего хорошего нам, конечно же, не предвещает. Мы должны либо выжить вместе, либо сложится такая ситуация, что…»

Виталий Милонов, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга четвёртого и  пятого созывов:

ui-52538eb206d043.08697620

«Думаю что, для православного человека 4 ого числа надо участвовать
а) в службе по случаю дня Казанской иконы Божьей Матери б) в Крестном ходе.
Вот в Санкт Петербурге этот вопрос для православных людей решился сам собой. Поэтому теперь Русский Марш — это сборище таких вот… собрание радикалов-язычников и иже с ними. А все-таки все православные люди в Петербурге ходят на Крестный ход и никаких там сомнительных мероприятий в общем быть не может. Прошла Литургия, прошли Крестным ходом и все, и Аминь, и по домам. Потому что идея национального единства, она должна лежать не в виде каких то абстрактных ценностей, абстрактных целей против кого-то там. Национальное единство — это всегда единство, которое может быть на базе вечных неотъемлемых ценностей, таких ценностей какие есть в Православной вере.»

Дмитрий Энтео, православный общественный деятель:

a0UqKRQ80AI

«Я считаю, что радикальные формы национализма противоречат учению Православной Церкви. Мы против любых форм национализма, которые приводят к превозношению одного народа над другим и возбуждает ненависть. Думаю, что православным людям не место в одном ряду с родноверами, нацистами, последователей осатанелого Квачкова и прочей сомнительной публикой.  Исторически русская нация формировалась не по этническому, а по религиозному признаку. Русским считался человек крещенный в Православной Церкви и говорящий на русском языке. Татары, которые принимали Крещения считались русскими, а славяне, которые принимали ислам — татарами. Ф.М. Достоевский был «по крови» поляком и тюрком, но по духу — это великий русский писатель, А.С. Пушкин — имел эфиопские гены, но по факту все (и у нас и в других странах) относятся к нему как к русскому писателю. В последнем русском царе Николае 2 была всего 1/128 того, что условно называют «русская кровь». Но сегодня, спустя 70 лет советского ига, мы наблюдаем, что этнос приватизирует нацию, наполняя ее новым, чуждым историческому самоопределению нашего народа, содержанием. Это сильно мешает Православной миссии. Якуты, Татары, Узбеки, Киргизы и прочие народы, считают что Русская Православная Церковь это племенная церковь для русских людей и не крестятся, считая это предательством своей нации. Дело в том, что само название Русская Православная Церковь не изменилось, а понятие «русский» изменилось фундаментально. Лично мое видение решение этой проблемы таково: нужно расширить понятие «русский» — включив туда любого причастного нашей культуре (в идеале, конечно вере) и языку. Забыть неуклюжий термин «россиянин». В России живут русские. А отдельный славянский этнос, назвать великороссами. Мне кажется исторически, это будет более справедливо».