Православные священники о «Шарли Эбдо» и будущем Европы

Комментарии экспертов «Православного Взгляда» о резонансном убийстве французских карикатуристов и их богоборчестве, послужившим причиной Божьего наказания.

23057_p-e1400281010389Иерей Димитрий Ненароков,

помощник атамана Центрального казачьего войска

Карикатуры в «Шарли Эбдо» отвратительные и высмеивают больше всего Христа, Святую Троицу, святых. Эти карикатуры балансируют на грани порнографии, а порнография на священные темы — кощунство, богохульство и мерзость. Этот вызов можно сравнить с попыткой легализации однополых браков в англиканской, католической и протестантской церкви.  Гражданское общество в России, в Европе и в США до сих пор не выработало цивилизованных методов борьбы с оскорблением чувств верующих. Конечно, надо было просто закрыть этот журнал.   Свобода слова — миф. В каждой стране существует определенная цензура, которая разрешает публиковать только то, что выгодно правящей политической элите.

«Марш мира» в Париже выглядел кощунственно на фоне войны на Донбассе, в Сирии и на границе с Турцией. В этих регионах идут более кровавые конфликты, в которых гибнут множество мирных людей, и европейцы на это никак не реагируют. Меня откровенно раздражает политика двойных стандартов. Идет манипулирование человеческим сознанием. Несчастные люди боятся, что на них нападут, поэтому выходят на эти демонстрации. Будущее Европы мне видится печальным. В свое время Рим пал не от нашествия варваров, а от того, что стал слабым в результате падения нравов. Сейчас происходит то же самое. Малокультурные люди ходят по улицам Парижа и овладевают культурным, информационным пространством, наводят страх, создают террористические банды.

Я считаю, что это — спровоцированный теракт, может быть, хаббадниками или теми, кто хочет устроить межконфессиональную войну в России, потому что у нас межконфессиональных разногласий гораздо больше, чем во Франции и Европе в целом и, если у нас полыхнет, то этот пожар может нас спалить. Думаю, они сейчас попытаются раскачать антиисламские настроения и в России.

В Библии об Измаиле сказано, что он дикий осел. Авраам сказал, что рука всех на нем и рука его на всех. Измаил играет особую роль для всех народов. Крушение Российской империи связано с Измаилом. Измаилитяне были первыми, которые приняли ислам. Христиане не теплохладные, нас просто долго смиряли, говорили, что мы никто и звать нас никак, а их никто так не смирял, как христиан. С православными людьми в России расправлялись гораздо жестче, чем с мусульманами. В советское время мечети строились, а православные храмы разрушали и православных истребляли. У нас в большей степени сохранился рабский менталитет, чем у мусульман, поэтому нельзя однозначно сказать, что православные слабые, а  мусульмане сильные.

untitledвывИгумен Сергий Рыбко,

игумен Русской православной церкви, известный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы

Европе осталось пустить к себе всех подряд, совершенно не думая о последствиях. Они хотят, видимо, показаться добрыми и хорошими и не думают о том, что приехавшие люди не ощущают себя гостями, а ощущают себя хозяевами. Сейчас ситуация другая, не такая, которая была тридцать или пятьдесят лет назад, эмигранты сейчас пытаются не  жить с ними, а диктовать свои ценности. Европейцы потеряли страх Божий и не понимают людей, которые действительно во что-то веруют. Нельзя оскорблять религиозные чувства людей, это ни к чему хорошему не приведет. Европу может спасти только ограниченный въезд арабов и мусульман, иначе европейцы в одно прекрасное утро проснутся в исламской стране с исламским правом. Сейчас это можно пока остановить.  Православные имеют страх Божий, в отличие от европейцев, которые его растеряли, поэтому мы с большим пониманием относимся к людям других религий и, если не разделяем их взглядов и воззрений, хотя бы не обижаем и не оскорбляем их. Это черта, которую православный человек не перейдет никогда. Большинство мусульман не придерживаются радикального ислама, они понимают его последствия, но если завтра исламские террористы начнут взрывать бомбы в центре Москвы, то мы получим право защищать свои дома и родственников. И кому нужна эта межрелигиозная война? В Российской империи уживались все народы и все религии, никто никого не трогал, даже помогали друг другу.

1111-e1392665075539Иерей Алексий Шляпин,

настоятель церкви великомученика Димитрия Солунского, деревни Ивакино Можайского района Московской области

Как расценить карикатуры на Мухаммеда и как к этому должны относиться православные христиане? С одной стороны, в этой ситуации мы не должны себя считать солидарными с мусульманами. С другой стороны, важен мотив тех, кто эти карикатуры нарисовал и одобрял. Если это сделано с позиций безбожия, то безбожники нам не ближе мусульман, и одобрить этих людей мы не можем. Мы защищаем не Мухаммеда, если осуждаем выходку безбожников, а обличаем их ложный мотив, потому что с такой же готовностью они могут поругать и православные святыни, что и делают, рисуя карикатуры на Иисуса Христа. С другой стороны, мы не можем одобрить ответ мусульман на это, потому что мы не одобряем их ложную религию и их лжепророка. Православный христианин не должен вставать на сторону той или другой неправды, потому что в этой ситуации неправы обе стороны. Когда сталкиваются безбожники и мусульмане, христианин должен обличать неправду каждой стороны.

ffQYjQuZBlgПротоиерей Виктор Горбач,

настоятель прихода Святителя Иннокентия Московского в Южно‐Сахалинске, руководитель Молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии

К сожалению, мы никогда не узнаем цели исполнителей и заказчиков этого громкого преступления. Судя по описаниям в прессе, это может быть и спланированной провокацией. По крайней мере, остается много вопросов. Исполнители теракта были убиты. В их машине остались документы, что является очень сомнительным, т.к. обычно террористы скрывают свои личности, вполне возможно, что эти документы не принадлежат исполнителем терактов, либо это не террористы, либо они в машине оставили ненастоящие документы. Следователь Эльрик Фреду, который руководил расследованием этого преступления, по данным СМИ, совершил самоубийство. Накануне он дал интервью, в котором рассказал, что в деле «много неожиданных нюансов, но мы все раскроем». В СМИ пишут, что президент Франции Франсуа Олланд приехал к месту происшествия через полчаса. Любую поездку руководителя такого уровня очень тщательно готовят, существует повышенное требование безопасности, и это может говорить о том, что для службы безопасности французского президента сообщение о теракте не стало новостью.

Обсуждая эти и другие факты, многие люди задают вопрос, а не является ли все это страшной провокацией, направленной на нагнетание религиозной истерии, которую мы наблюдаем сегодня в Европе. Учитывая тот серьезный духовный и моральный кризис, который переживает Европа, определенным силам выгодно посеять подозрительность и панику среди граждан. Европа сегодня, с одной стороны, полностью следует политическим установкам США, а с другой стороны, всячески декларирует отказ от своих традиций и истории. Еще несколько лет назад руководители стран Евросоюза выступили против включения в будущую европейскую конституцию упоминания о христианских традициях Европы. Во многих европейских странах уже сегодня преобладает мусульманское население. Возможно, антиутопия «Мечеть парижской Богоматери», которую написала Елена Чудинова, станет реальностью.

Теракты в Париже прошли на фоне непрекращающихся обстрелов украинскими военными мирных жителей в Донецкой и Луганской областях. Разное отношение к французским событиям и к событиям на юго-востоке Украины показывает двойные стандарты у политической элиты Евросоюза. За все это время, пока совершаются массовые убийства мирного населения самопровозглашенных республик, мы не видим реальных шагов со стороны политического руководства европейских стран, направленных на прекращение карательной операции. Никто не собирает многотысячные митинги в защиту гибнущих на Донбассе детей и женщин. В этих условиях только Россия может защитить мирных жителей и остановить террор, развязанный украинскими карателями с одобрения политической элиты США и Евросоюза.

o-oleg_stenjaev_min-e1383777531730Протоиерей Олег Стеняев,

клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, писатель, богослов и известный  миссионер

Умирать за право оскорблять религиозные чувства других людей очень глупо. На наших глазах рождается светская Европа со своими мучениками, готовыми не только умирать, но и убивать за то, что Бога нет, за то, что людей после смерти будет ждать вечная смерть и что события в жизни — случайность и совпадение. Любая религия имеет табу, табу есть в исламе, в христианстве и в иудаизме. Светская религия выступает за растабуирование, и это очень опасно.

Исламизация Европы не обусловлена активностью самих мусульман, потому что мусульмане по большей части — инертные люди, плохо разбирающиеся в исламе. Я много общался с мусульманами и в Европе, и в Азии и знаю, о чем говорю. Исламизация является результатом расхристианизации и модернизации европейских церквей. Модернисты захотели сделать  Церковь ближе к людям, но вместо этого оказались в тисках секуляризации с размытыми границами.

Исламизация вызвана негативными процессами, происходящими внутри католической церкви, а учитывая тот факт, что аппарат Римско-католической Церкви огромен, тяжело будет проводить любые реформы, поэтому вряд ли стоит ожидать возрождения интереса европейцев к Римско-католической Церкви, хотя это могло бы стать преградой на пути естественной исламизации. Для европейских христиан спасительной «альтернативой» может стать только Православная Церковь.

183477Иерей Димитрий Шишкин,

настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района, Крым

Есть несчастные, которые любят есть дерьмо, их называют идиотами. Жалеют, потому что лечить таких бесполезно. Их содержат в специальных учреждениях и проявляют к ним милосердие, ухаживают за ними. Ещё есть люди, которые не только любят есть дерьмо, но и хотят, чтобы другие тоже полюбили это престранное занятие, поэтому рекламируют, пропагандируют и тиражируют свои весьма специфические вкусы, в том числе через прессу. Поэтому я никогда не выйду с плакатом: «Я люблю есть дерьмо», даже если кто-то из таких дерьмоедов в силу трагических обстоятельств погиб от руки злодея. И отстаивать право на дерьмоядение и пропаганду дерьмоядения под вывеской «свободы слова» я тоже не буду просто потому, что это не свобода слова, а свобода безумия. Кто видел «карикатуры» на Христа и Святую Троицу, поймёт, о чём идёт речь. По поводу того, что семнадцать смертей от рук террористов подняли Европу, а наши донбасские смерти им нипочём. Почему мы всё надеемся, что кто-то за нас будет переживать больше, чем мы сами, и делать за нас что-то, что мы сами должны делать. Да не будет этого никогда! И тут же неприятный, но закономерный вопрос: «А почему у нас, в Донецке например, не поднялся народ в таком же масштабе и охвате, как в Париже? Почему не «поставили на уши» весь «цивилизованный» мир?» Но ответ мне кажется не таким однозначно обличающим, как просится на язык. А может быть, дело не только в том, что мы не способны к такой исключительной солидарности, а в том, что в нас больше какого-то природного, если угодно, смирения, может быть, даже покорности. Хорошо это? Я не знаю, но знаю точно, что о таковых заботится Сам Господь. И результат бывает хоть и порой «отложенный», но зато уж точно неодолимый и по масштабу своему, и по последствиям. «Мне отмщение и Аз воздам!» — глаголет Господь.