Поучения святителя Феофана Затворника: Отношение Православия к науке

 

Episkop-Feofan-Zatvornik-Vyishenskiy-360x360

1. Как соотносятся богооткровенная и научная истина?

Науки могут вмещать истину, но нередко не вмещают

Есть люди, кои дни и ночи просиживают над изучением какой-нибудь науки — математики, физики, астрономии, истории и проч., думая, что питают душу истиною, а душа их чахнет и томится. Отчего? — От того, что нет истины в тех местах, где хотят ее найти?! Не потому так говорю, чтоб науки не могли вмещать истины… но что нередко она бывает оттуда изгнана, а замещена-то мечтаниями, то предположениями, противными истине. — А ведь души не обманешь, — как не обманешь голодного, давая ему камень вместо хлеба. Вот она и томится! Но это будто еще дельные занятия — ученость. — А что сказать о жадно читающих периодичную нашу письменность?(40, с. 45)

Критерий истинности научной теории

Пусть загодя готовится различать теории от подлинных фактов. Теории личное дело учащих; факты — общее достояние. Истинною настоящею теориею может быть только та, которая согласна с христианскими истинами. (16, с. 47)

Наука и вера не разъединены

Христианские начала несомненно истинны. Потому, не сомневаясь, поставляй их общею меркою истины. У нас самое опасное заблуждение то, что преподают науки без всякого внимания к истинной вере, позволяя себе вольность и даже ложь, в том предположении, что вера и наука — две области, решительно разъединенные. Дух у нас один. Он же принимает и науки, и напитывается их началами, как принимает веру, и проникается ею. Как же можно, чтобы они не приходили в благоприятное или неблагоприятное соприкосновение здесь? При том же и область истины одна. Зачем и набивать в голову то, что не из этой области, или с чем нельзя показаться во дворе ее светлом. (1, с. 45.)

Богооткровенные истины — исходные начала науки

Богооткровенные истины сокращенно вот что возвещают! — Бог в Троице поклоняемый, все сотворивший и о всем промышляющий спасает нас падших и погибающих в Господе Иисусе Христе, благодатию Св. Духа во св. Церкви, очищая нас здесь, чтоб ради малого здесь труда, по смерти вечным покоем упокоить нас. Это краткое начертание образа премудрости Божией, или образа здравых словес, как именует св. Апостол. Возьми это и напечатлей в уме и потом о чем бы ни стал ты судить, и чтобы ни стал познавать, о всем суди и все познавай так, как требуют указанные основные понятия, как исходные начала. Мир ли хочешь узнавать, или человека, или историю, или другое что, — всюду проводи Богооткровенные истины и все ими поверяй, — согласное принимай, не согласное отвергай. Следствием сего будет то, что вся область нашего ведения будет проникнута Божиею истиною, которая сообщит ему единство, стройное согласие во всех частях, и отсюда непоколебимую твердость. Тогда ум наш не будет уже влаяться всяким ветром учения. (29, с. 81)

Когда можно жить по науке?

Было время, когда научники опирались более на разум и все твердили: «Разум требует того-то, разум не согласен на это». Ныне оставили разум в покое и стали ссылаться все на науку. Наука стала госпожою и повелительницей, пред которою все обязано преклоняться. А что такое наука? Нет ни одной науки, сколько-нибудь сформировавшейся. Всякая наука еще саму себя ищет; факты, относящиеся к кругу каждой из них, не собраны и не разобраны как следует, а об открытии причинных отношений и, тем более, об определении начал каждой науки еще нет и помину. Ни одна наука самой себе еще не госпожа — как же ей повелевать другим? Есть книги, в которых научники излагают свои воззрения на науку, но это далеко не то, что сама наука. Воззрения научников — их собственное дело; потому-то и неуместна фраза: «наука требует», а вернее: «тот и тот так на это смотрят». Если бы науки действительно взошли до своих начал, то приговор их был бы ценен; тогда это было бы то же, что голос Божий, ибо так как всякая наука обнимает какую-либо часть сущего, а часть сущего есть творение Божие и в законах своих являет определение воли Божией, то наука, взошедши до своих начал и до определения законов, действующих в известном круге бытия, указывала бы нам точные определения воли Божией, повиноваться которым есть неотложный закон для всякой разумной твари. Тогда каждая наука была бы как бы одною из книг Священного Писания, содержащею Божественное Откровение, а все науки в своей совокупности — Библией, Откровением Божиим в естестве вещей; тогда было бы у нас две Библии, одна писанная, а другая неписанная, но содержащаяся в бытии вещей. По идее-то оно действительно так, что наука могла бы требовать послушания и покорности, но на деле, как оно есть теперь, она того не стоит. Будет ли когда-нибудь стоить — неизвестно, но теперь ссылаться на нее — дело неправое. (9, с. 75-77.)
2. Что делать, если научная истина расходится с верой?

Не думай высоко о мире и его законах

Напрасно думают высоко о мире и его законах, о природе и ее силах, как будто в них есть что неприкосновенное, непререкаемое, нерушимое, — и под видом науки изобретают себе идолопоклонство, которое гибельнее мифологического идолопоклонства древних Греков. Нет, — не законами и силами природы держится жизнь каждого из нас, а силою Божиею, действующею в нас, Господь носящий всяческая глаголом силы Своея, глаголом же силы Своея носит и каждого из нас. (29, с. 5)

Не считай успешными науки, охлаждающие веру

Если коснувшись чего-либо такого (прогрессивного), вы ощутите в себе охлаждение к вере и отчуждение от Церкви, знайте, что в том действует не благодетельный дух, а пагубная прелесть. Науки ли какие проходите в новом направлении, или подвергаетесь влиянию нового просвещения и всей письменности, — и видите, что они возбуждают в вас сомнения в вере, — не считайте успеха в этом за истинное движение вперед. Нет — это возвращение назад, из света во тьму, из которой произвел нас Господь в чудный свет Свой. (29, с. 57)

Не слушай и не читай бредней заблуждающихся ученых

Под терниями и волчцами (Лк. 8, 7, 14), подавляющими слово Божественной истины, кроме богатства, сластей и скорбей житейских, в нынешнее время надо разуметь и разные ложные учения, распространяемые учеными, потерявшими истину и сбившимися с пути к ней. Таких учений у нас расходится много: иные гласно и открыто идут против истины; другие — под условными намеками, понятными, однако, тем, к кому направляются. В существе они действуют как угар; незаметно входя, омрачают голову и доводят до потери ясного сознания всего окружающего. Кто нахватается этого угара, тот начинает бредить, как сонный, ибо все представляется ему уже совсем не в том виде, как оно есть и как представляется находящемуся в здравом уме. Встретив такое лицо, вы видите, что у него подавлена не только истина всякая, но заглушено и чувство истины, и ложь внедрилась во все составы ума. Как же быть? Не слушать и не читать этих бредней, а когда невольно услышалось или прочиталось, — выбрось из головы, а когда не выбрасывается, — подвергнуть рассуждению, и все разлетится, как дым. (4, с. 146)

Лукавых естественников не слушай

Нынешних естественников не слушай; они все навыворот толкуют: что естественно, то у них неестественно, а что неестественно, то у них естественно, — называют лукавое добрым, а доброе лукавым. Смотри, что говорит Господь в Евангелии и св. апостолы в писаниях своих, и по их указаниям определяй естественное. (4, с. 101)

Живи по Божиему велению, а не по науке

Каких-каких у нас ни ходит учений и в школах, и в обществе, и в литературе! Индиферентисту это нипочем; а для кого не все одно, какому учению ни следовать, тому нельзя не поискать решения: как же быть? Итак, какое же решение на это? Такое же, какое дал Спаситель: веруй и живи, как Бог повелел, а людских толков не слушай; пусть говорят. И говор ученых похож на молву и моду: ныне одно, завтра другое, ты же внимай одному глаголу Божию, пребывающему во веки. Что Господь повелел, того никакое мудрование отменить не может. Все неотложно и надо все исполнять. Суд ведь будет по слову Господа, а не по умствованиям нашим. (4. с. 182)

Отревай все несогласное с духом веры

Вот быстро идут вперед науки. И пусть. — Но если они допускают выводы, противные откровенным истинам, каковы следующие: что все пришло в бытие потому, что Бог рече и быша, повелел и создашася, — или что, когда тело возвратится в землю, из коей взято, дух отыдет к Богу, Иже и даде его;— то ведайте, что они уклонились на распутие лжи и не идите вслед их.

Вот повсюду размножаются удобства жизни. — И пусть. — Но наперед знайте, что сие никак не может изменить той истины, что узкие врата и тесный путь вводят в живот, и кто стал бы проповедовать противное этому, проповедовал бы ложь. Не слушайте его.

Вот уточняются формы взаимных отношений (гуманность, цивилизованность). — И пусть. — Но да не обольстит кто вас лестию, будто, в угоду сему, истина может подать руку лжи, дух — плоти, Христос — велиару. Кто бы стал утверждать сие, нет истины в нем. Не имейте части с ним.

Вот изобретается все к упрочению благоденствия на земле. — И пусть. — Но то несомненно, что сие никогда не дойдет до того, чтоб не нужно уже было нова небеса и новы земли, по обетованию Божию, чаять. — И кто бы стал настаивать на сем, шел бы против истины, — уклонитесь от такого.

Так и во всем! Утвердите вы в себе сознание духа веры и жизни Христианской и, храня его непоколебимым, все несогласное с ним отревайте. Сие сознание да будет в духе вашем, как утес среди волн моря. В мире живем. Нельзя не встречать происходящих в нем вол-нений. Но в том, что встречаем их, не лежит какая-либо необходимость увлекаться ими наряду со всеми. Напротив, тут призыв сознавшим истину стоять за истину, обличая ложь. (38, с. 106)
3. Совместимы ли духовная и научная жизнь?

Духовное помогает занятиям наукой

Как это пришло вам в голову, будто чтение Писания Божественного отвлечет вас от науки. От науки отвлекает блуждание мыслей, неудержность желаний недобрых, больше же разленение и позыв на льготную жизнь. Вот от этого надо воздерживаться, и ничто так не помогает отгонять все такое, как чтение Св. Писания и других добрых книг. И положите себе за правило — утром и вечером прочитывать понемногу, стихов по 10, из Нового Завета… с рассуждением и к себе приложением.

Наука — наукой, а жизнь — жизнию. И учитесь, и держите себя, как подобает тому, кто решился Богу угождать. То, чего требует Богоугождение, может быть исполняемо и среди занятий. Страх Божий, память Божию и смертную, и ревнование о спасении души, как о едином на потребу, — держите, не прерывая. Тут вся суть дела. (15, с. 99-100)

Научные занятия и духовная жизнь совместимы

Не мало жалею, что ваши занятия отвлекают вас от молитвенного настроения. Этим погашается духовная жизнь, но она то и есть настоящая жизнь. Вы добре делаете, что боретесь с сим удобообстоятельным (обстоятельствами навязываемым) грехом. И продолжайте. И болезнование сердца о том изъявляйте Господу в молитве, прося Его, чтоб и занятия шли своим чередом, и молитвенный дух не отходил. Поможет Господь. Но надо и самим приложить некий труд в этом роде. Потрудитесь узревать следы Божии в тех явлениях, кои изучаете, и узревши исповедуйте то Господу и мысленно к Нему возноситесь в продолжение самого труда вашего. Тогда занятия ваши будут походить немного на чтение духовной книги. Еще вот что: приобретите навык трудить научными занятиями голову только в определенные часы; по окончании же их все из головы вон и оставайтесь с одним Господом; землям же, солям и кислотам не позволяйте лезть в голову… Навык такой придет, но надо потрудиться умно.

Это же пойдет и к недопущению до расстройства здоровья. Для последнего дела каждый день неотложно гуляйте на свежем воздухе: или у себя в саду, или за городом. Извольте послушание оказать прописанному и увидите как добре будет… Только не поблажайте и прогоните — нельзя!…

Ваша склонность к определенным занятиям — дар Божий. Но Бог ничего не дает, что бы само по себе отклоняло от Него, а все, чтоб к Нему приводило. Таков и ваш дар. Если действование по дару отклоняет от Бога, не Бог виновен, давший дар, а человек не право по нему действующий. Тоже и у вас. (12, с. 121-122)

Можно учиться и вести духовную жизнь

Знание никогда не будет лишим грузом. Может быть опасение, не разбилась бы душа, живя четыре года среди молодежи, которая не всем своим составом будет одного с ним духа; это уж всегда так, но всегда также в среде ее бывают, не хорошие только, но и отличные юноши, умеющие хранить свою духовную жизнь в силе, не выдаваясь при том, наружно. (15, с. 90)

Научное занятие не противно духовной жизни

Беречь сердце надо, чтоб не прилегало к сластям мирским. Вкушение сих сластей гасит огнь духа, тогда как участие в чем-либо без сего вкушения, только дует на тот огонь, а не гасит. И занятия ваши по химии совсем не задувающего свойства, а только дующего. И мне пришло на мысль сказать вам: зачем же бросать это занятие? Оно может заменить рукоделия. Я, — помнится, — иначе писал, не так понимая ваше занятие. А по тому, что вы делаете, судя, не вижу тут ничего противного духовной жизни. Только увлечение разорительно; но его, кажется, можно остепенять. А мирное занятие химией ничего худого принести не может, особенно, если разные тут процедуры перетолковать в духовном смысле, или видеть в них отражение проявлений духовной жизни. И химия есть часть книги Божией — в природе. И тут нельзя не видеть Бога — Премудрейшего… и Непостижимейшего. (12, с. 100-101)

Монастырь, семья, наука…

И вы в монастырь… Вам теперь нет дороги туда. Дома устрояйте монастырь. Вам это очень можно. Ведь и супруг ваш с монашескими задатками. Теперь его поглощают соли, кислоты, газы и проч… Эта часть ничего не дает: слишком земна. Но беспредельная Премудрость Божия, все мерою, весом и числом устроившая, тут осязательнее для очей даже телесных. Он себе пусть в стихиях с Богом беседует, а вы — в молитве и благотворениях пребывайте. И добре будет тещи жизнь ваша. (12, с. 120-121)
4.Что делать при охлаждении веры от научных занятий?

Иметь мысль прославить премудрость Творца

Ваши ученые занятия, говорите, и отвлекают от молитвы и охлаждают ее. Это в порядке вещей. Все душевные занятия такого рода, и предприятия деловые всех родов, и научная кропотня, и художнические работы — все такого же свойства. А о тех, кои еще ниже, о них и говорить нечего. Есть один способ избегать сего, это заниматься всем от лица Божия, по началам открытых Им истин, не позволяя себе никаких наведений, противных им, а напротив, все обращая в подтверждение их. Попробуйте приходить в свою «Лабораторию» с мыслию о Боге, что идете дело рук Его рассмотреть подробнее, чтобы, увидев дело, прославить премудрость Его. В этом настроении будьте во все время занятий. Может быть в таком случае, думаю, не так много охладится душа. (12, с. 135-136)

Молиться против охлаждения от научных занятий

Научность всякая есть холодило. Не исключается из сего даже и богословская наука, хотя тут предмет, холодя образом трактования предмета, самым предметом может иной раз и невзначай падать на сердце. Научность душевного свойства, а молитва духовного. Потому они не в ладах. А про житейские дела и говорить нечего, особенно у кого по несчастию заботливый нрав.

Не можете ли вы определить, хоть по полчасу утром и вечером, на отрешенное богомыслие и молитву?.. Силою себя заставлять стоять пред Богом неразвлеченно, хоть не читая молитв, а с одним воплем: «Господи Милостивый, пощади душу мою»! И поклоны хорошо класть. Господь да умудрит вас! (12, с. 130)
5. Как православному относиться к науке и научному образованию?

Без Православия познания ни во что

Нельзя достигнуть совершенства в познаниях, не содержа св. исповедания; нельзя достигнуть совершенства жизни без исполнения заповедей; нельзя уврачевать немощи свои без содействия святых таинств и подчинения всему чину освятительных молитвований Церкви. — Не то мы хочем сказать, чтобы только это и больше ничего, но то, что оно есть главное, источное, руководительное, так что коль скоро сего нет, — все прочее ни во что. Трудись в расширении круга познаний; но не иначе, как под руководством исповедания и по его указанию, а не в противность ему; иначе все твое мудрование будет не более, как мечта сновидения. Облагораживай порядок взаимных отношений, но без нарушения евангельских предписаний: иначе вся твоя цивилизованность и гуманность будет не более, как красота гроба повапленного. Улучшай внешние условия быта и благосостояния, но без забвения вечного порядка Божия; иначе весь твой блеск и вся пышность будет не более, как призрак обманчивый. (29, с. 68)

Как православному читать светские книги

Пишете: «много читаю; не худо ли это?» Бывает и худо и хорошо, судя по тому, что читаете, и как читаете. Читайте с рассуждением и читаемое поверяйте неложною истиною нашего исповедания. Что согласно с ним — то принимайте, а что несогласно — тотчас отвергайте, как богопротивную мысль, и книгу ту, в которой излагаются такие мысли, бросайте. Вы взялись изучать духовную жизнь. Это предмет и многообъятный, и возвышенный, и сладостный для сердца, которое не может не видеть в ней последнего своего блага. Взялись за это и изучайте, — и из книг, и паче — делом. Какие книги читать, уже знаете, и как наладиться на соответственную жизнь, ведаете. Если серьезно желаете вступить на эту стезю, то вам некогда будет обращаться к изучению других предметов. Учились; и общие понятия о всем имеете, — и довольно с вас.

Скажете: да этак отсталою выйдешь? Что же за беда! Отсталою в одном, а преуспевающею в другом, — и в другом гораздо высшем. Если бы отставая в человеческих мудрованиях, вы не преуспевали в премудрости Божией, был бы ущерб. Но как преуспевать в последней вы несомненно будете, если возьметесь за дело, как следует, то не ущерб потерпите, а большее преимущество приобретете. Ибо с мудростию духовною человеческое мудрование в сравнение идти не может.
Говоря так, я не то хочу сказать, чтобы другого ничего нельзя уж было и почитать; а только то, что и без него можно обойтись без ущерба, тогда как, склонясь на него, можно понесть ущерб в своем главном. За двумя погонитесь, ни в одном не успеете.

Но вопрос все еще остается нерешенным: так как же — можно читать иное что, кроме духовного? Сквозь зубы говорю вам, чуть слышно: пожалуй, можно, — только немного и не без разбора. Положите такую примету: когда, находясь в добром духовном настроении, станете читать с человеческими мудростями книгу, и то доброе настроение начнет отходить, бросайте ту книгу. Это всеобщий для вас закон.

Но и книги с человеческими мудростями могут питать дух. Это те, которые в природе и в истории указывают нам следы премудрости, благости, правды и многопопечительного о нас промышления Божия. Такие книги читайте. Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в слове Своем. И они суть книги Божии для тех, кто умеет в них читать.
Сказать: читайте такие книги, легко; но где их взять? Этого я вам указать не могу. Ныне более выходит книг по предметам естествознания. Но почти все они с дурным направлением, — именно, покушаются объяснить происхождение мира без Бога, и все нравственно-религиозные и другие проявления духовной в нас жизни — без духа и души. И в руки их не берите. Есть книги по предметам естествознания без таких мудрований. Те можно читать. Хорошо уяснить себе строение растений, животных, особенно человека, и законы жизни, в них проявляющейся. Великая во всем этом премудрость Божия! Неисследимая! Какие именно есть такого рода книжки, спросите у того, кто увлекательно говорит о предметах веры. (3, с. 250-252)

Главное — Богоугождение, научность — придаточна

Главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому никак не должно ставить ее так высоко, и в таком блестящем виде, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа жизни христианской, как эта научность и исключительная об ней забота. Она прямо ввергает в охлаждение, и потом навсегда может удержать в нем, а иногда еще и присовокупить разврат, если встретятся благоприятные тому обстоятельства. (1, с. 44)

«Научное бросаете». Распрекрасно. Для духовного дела, оно как вода для огня. И еще лучше будет, если никогда к нему, никогда более не будете ворочаться. (12, с. 124)

Духовные предметы выше и ценнее научных

«Жизни умственной и деятельной <у монахинь>никакой». Что ум у монахинь не спит, об этом была речь. Он у них занят своего рода предметами. Здесь вы, кажется, разумеете научность. Как наук монахини не проходили, то и предметами научными теперь не занимаются, не читают о том и не думают. Это совершенная правда. Даже и проходившие науки бросают их в сторону. Но это не значит, у что них деятельности умовой нет. Есть, только обращена не на научные предметы. Если стать взвешивать, какие предметы выше и ценнее, то преимущество бесспорно окажется на стороне тех, коими занимают ум свой монахини. Одно укажу, — эти предметы вечны и к вечному спасению ведут, а научные предметы временны и вместе с временем совсем исчезнут, спасению же могут только не мешать, — и если способствовать, то очень косвенно и притом под условием полного и беспрекословного подчинения первым. (7, с. 315)

В отношении к научному образованию

Спрашивается, как должен держать себя Христианин в отношении к внешней мудрости, или к научному образованию?

1. Избирай нужнейшее
Из предметов сей мудрости избирай нужнейшее по твоему состоянию, то особенно, к чему чувствуешь себя привязанным, равно как и то, в чем преимущественно надлежит нужда братиям твоим, Христианам.

2. Внеси православные начала
А в образе исследования, старайся начала каждой изучаемой тобой науки освятить светом небесной мудрости, или даже внесть их туда из сей области.

3. Гони неправославные начала
Других же начал, неприязненных ей, не только не должно принимать, но надо гнать их и преследовать.

4. Расширяй наблюдения и умовые познания
Вообще нисколько непротивно расширять круг своих познаний о вещах по наблюдениям и соображениям ума… Должно только чтоб это делалось, когда уже обладается мудрость истинная.

5. Делай веру господственной, а науку подчиненной
Ибо сия, как вечная, небесная и Божественная, должна быть начальственною, а та, как гожая только на время, должна быть подчиненною.

6. Не позволяй гордиться ни науке, ни себе ее ради
По сей же причине никогда, ни словом, ни мыслию не должно придавать последней некоторого безусловного значения, не ставить ее вверху, а представлять пресмыкающеюся долу, как и есть, и не позволять гордиться ни ей, ни самому ради ее.

7. Не терзайся невысокими научными способностями
Еще одно замечание о мере способностей. Мера способностей — от Бога. Потому прими ее с благодарностию и довольством, но никак не терзайся, если она неслишком высока. Нужное и существенное всякий способен знать. Особенные научные познания не для всех. На то рождаются особые люди, которым они поручаются Богом и с которых взыщется их благосостояние и доброта. Впрочем нередко Сам Бог уступает вере и исканию любящих Его и разверзает благословением то, что закрыл в рождении.

8. Трудись и молись для их возвышения
Отсюда — трудись, ибо и трудом возвышаются силы, а главное, ищи и молись. Кто веровал и постыдился? Но при том все же предавайся Богу, ибо Он лучше знает, что для нас спасительно.

9. Сокрушайся нерадению, восстанови расстроенное
Если же окажется, что слабость познания и сил зависит от нас, от нашего нерадения и разврата, то надобно сокрушиться о том, а по сокрушении, позаботиться всевозможно восстановить расстроенное. (6, с. 414-415)

Наука спасения — наука из наук

Кто ясно сознает главную цель земного нашего бытия, кто преклоняет главу свою перед велениями Божиими, тот старается ходить во всех заповедях и оправданиях Господних беспорочно, тот непрестанно молит: «Господи, даруй мне прочее время живота моего в мире и покаянии скончати!» Раз ясно поставлена цель, необходимо изучить и пути к ней. Так вся жизнь наша должна быть посвящена науке из наук — науке о спасении, о путях, ведущих в Царствие Небесное, о том, как тем или другим способом достигнуть вечноблаженной радости, как применятъ благий закон Христов. (39, с. 36)

 © Заключительная глава из книги «Православие и наука»

 

Источники:

1. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М., 1899.
2. Начертание христианского нравоучения. Т. 1, 2. М., 1994.
3. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? СПб., 1991.
4. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. М., 1991.
5. Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев. М., 1882.
6. Письма о христианской жизни. СПб., 1880. (в 4-х частях).
7. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1995.
8. Слова к владимирской пастве. Владимир, 1869.
9. Созерцание и размышление. М., 1998.
10. Письма о христианской жизни / Начертание христианского нравоучения. Т. 1. М., 1994.
11. Собрание писем. Выпуск I. М., 1994.
12. Собрание писем. Выпуск II. М., 1994.
13. Собрание писем. Выпуск III. М., 1994.
14. Собрание писем. Выпуск IV. М., 1994.
15. Собрание писем. Выпуск V. М., 1994.
16. Собрание писем. Выпуск VI. М., 1994.
17. Собрание писем. Выпуск VII. М., 1994.
18. Собрание писем. Выпуск VIII. М., 1994.
19. Толкования посланий апостола Павла. Послание к римлянам. М., 1996.
20. Толкования посланий апостола Павла. Послание к ефесеям. М., 1998.
21. Cоветы православному христианину и комментарии. М., 1994.
22. Толкования посланий апостола Павла. Первое послание к коринфянам. М., 1998.
23. Псалом сто-осмнадцатый. М., 1993.
24. О покаянии, исповеди, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни. Слова преосвященного Феофана во святую четыредесятницу и приготовительные к ней недели. М., 1909.
25. Толкования посланий апостола Павла. Пастырские послания. М., 1995.
26. Толкования посланий апостола Павла. Послание к колоссаем и филиппийцам.
М., 1998.
27. О вере и нравственности по учению православной церкви. М., 1991.
28. Шестопсалмие // Прибавление к Тамбовским епархиальным ведомостям.
Сентябрь, № 9.
29. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1883.
30. Письма о духовной жизни. М., 1996.
31. Четыре слова о молитве Епископа Феофана. М., 1911.
32. Сборник о молитве Иисусовой. М., 1994.
33. Небесный покров над нами. СПб., 1996.
34. О самом главном. М., 1996.
35. Митерикон. 1908.
36.Ответы на вопросы инока о молитве. М., 1910.
37. Невидимая брань.
38. О Православии с предостережениями от погрешений против него. Слова епископа Феофана. М., 1991.
39. О жизни временной и вечной. М., 1996.
40. Внутренняя жизнь. М., 1994.