Новомученик Михаил Новоселов: Дух, живущий внутри, – главный признак христианина
«Вы не по плоти живете, – говорил Ап. Павел в послании к Римлянам, – а по духу, если только Дух Божий живет в вас» (Рим.8:9). И в другом месте: «Не знаете ли что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, и что Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16, 6:19).
Без этого Апостол не признает никого христианином. «Если же, – говорит он, – кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9). Эти слова непосредственно следуют за словами из послания к Римлянам: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас».
Дух, живущий внутри, – главный признак христианина
Это место показывает, что Апостол считает присутствие Духа Божия в человеке главным признаком христианина. Он доказывает это и положительно, и отрицательно. В самом деле, в стихах, предшествующих вышеприведенному, он свидетельствует, что плотские помышления суть вражда против Бога, и что живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим.8:7–8). Заканчивая эту мысль, он замечает относительно римлян, что они не по плоти живут, если только Дух Божий живет в них (ст. 9). Опять в том же 9-м стихе он заключает отрицательно: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его», т. е. тот – не христианин.
Итак, тот, кто считает себя незнающим и чуждым внутреннего пребывания Духа в его сердце, этим признает, что у него еще плотские помышления, которые суть вражда против Бога, что он еще живет по плоти и не может «угодить Богу». Коротко говоря, как бы он ни знал иным образом Христа, как бы ни поверил в Него, или как бы ни был хорошо знаком с буквою Св. Писания, он еще не достиг настоящей ступени христианского жития, не приобщился должным образом к христианской вере. Ибо удалите только Духа – и христианство уже не будет более христианством, как мертвый труп человеческий – уже не человек, когда из него вышла душа: живые не могут уже более жить с ним, но хоронят от своих взоров, как какую-нибудь вредную или бесполезную вещь, как бы ни был он приятен, когда действовал, будучи движим душою. «Наконец…, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что добродетельно, что похвально» (Флп.4:8) в христианской вере, все это приписано Духу, без Которого она не могла бы существовать, как внешний мир без солнца. Ему все истинные христиане, во все века, приписывали и свою крепость, и свою жизнь. Этим Духом (утверждают они) они были обращены к Богу, были искуплены от мира, подкреплены в своей слабости, утешены в своих печалях, укреплены в искушениях, ободрены в страданиях – и торжествовали среди всех преследований.
Во все века великие и замечательные действия совершались Духом
Действительно, писания всех истинных христиан полны повествований о великих и замечательных вещах, сделанных, – по общему их утверждению, – силою, властию и действием Духа Божия, пребывавшего в их сердцах. «Дух животворит», – свидетельствует евангелист Иоанн (Ин.6:63). Духом говорил Стефан так, что евреи не могли противостоять ему (Деян.6:10). Дух давал провещавать ученикам в день Пятидесятницы (Деян.2:4). Те, которые живут по Духу, избавлены от всякого осуждения (Рим.8:1, 5). Духом Божиим, живущим в нас, мы освобождаемся от плотских помышлений (Рим.8:7, 9). Дух Христов, живущий в нас, оживляет наши смертные тела (Рим.8:11). Этим Духом умерщвляются дела плотские, и дается жизнь (Рим.8:13). Этим Духом мы усыновлены и взываем: Авва, Отче! (Рим.8:15). «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» (Рим.8:16). Этот Дух подкрепляет нас в немощах наших… «и ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26). Этим Духом открыто нам то славное, что приготовил Бог любящим Его, чего не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку… при всех его умствованиях (1Кор.2:9, 10). Тем же Духом даются и мудрость, и знание, и вера, и дары исцелений, и чудотворения, и языки, и пророчества (1Кор.12:8–10). Этим же Духом все мы «крестились в одно тело» (1Кор.12:13). Одним словом, что, касающееся спасения души и жизни христианина, совершается, как должно, или действительно получается без Него?
Дух Святой – наш вожатый
Обещая послать Духа Святого в мир, Господь Иисус сказал ученикам: «Он наставит вас на всякую истину»; «научит вас всему и напомнит вам все» (Ин.16:13, 14:26).
Раз Господь назначил нам такого чудного Наставника, то почему нам нужно брать вожатым в духовных делах наш собственный, плотский и испорченный разум, как того многие непременно хотят? Не следует ли пожалеть о всех таких, как Господь во время оно сетовал чрез Пророков на Израиля (Иер.2:13): «Два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды». В самом деле, разве многие не оставили, разве многие не отвергают этого внутреннего и непосредственного руководителя, этого Духа, наставляющего на всякую истину, – и не проложили для себя других путей, конечно, неправильных, которые не вывели их ни из-под власти плоти и мира, ни из-под владычества их собственных страстей и греховных склонностей: вот почему истина, которая правильно познается только чрез Духа Божия, до такой степени чуждою является на земле!
Возражение – и разъяснение его
Самое обычное возражение против непосредственных откровений Духа Божия сводится к указанию на недостоверность их. Возражение это, однако, не попадает в цель. Одно дело – утверждать, что истинное и несомненное откровение Духа Божия верно и непременно, и другое дело – утверждать, что тот или этот народ, то или это отдельное лицо непременно водится этим откровением во всем, что он говорит и пишет, – утверждать потому, что сам он утверждает, что он так именно руководим внутренним и непосредственным откровением Духа. Мы утверждаем только первое; последнее же может, конечно, быть подвержено сомнению. Но ведь вопрос не в том, кто так водим или не водим, – а в том, все ли не должны быть или не могут быть так водимы?