Мог ли Иуда поступить иначе?

В среду Страстной седмицы вспоминается предательство Иуды, ближайшего ученика Иисуса Христа. Почему Иуда предал Христа и мог ли он поступить иначе? С этим вопросом «Православный взгляд» обратился к православным священникам.

prinderea-lui-iisus-si-vanzarea-lui-iuda

 

o-oleg_stenjaev_min

ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ,

клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках,писатель,

богослов и публицист, проповедник и миссионер

В богословии и в Священном Писании нет такого понятия как «иудин грех», это люди придумали такое выражение. В действительности проблема намного сложнее. На Страстной седмице два человека отреклись от Христа, один отрекся один раз, другой трижды. Трижды отрекся апостол Петр, единожды Иуда. Петр раскаялся, и Иуда раскаялся в содеянном, но почему Петр не погиб и вошел в Царствие Божие, а Иуда раскаялся и погиб.

У них было два разных типа раскаяния: о раскаянии Петра сказано, что Петр услышал крик петуха, раскаялся и горько заплакал, то есть его раскаяние было перед Богом. А об Иуде сказано иначе: раскаялся, пошел и удавился. То есть его раскаяние было не перед Богом, а перед самим собой. Он же вернул деньги, бросил эти серебряники, они ему стали не нужны.

А когда человек раскаивается не перед Богом, а перед самим собой, то начинается самоедство, которое разрывает человека изнутри. Иуда не раскаялся перед Богом, потому что он решил, что он совершил такой страшный грех, что Божье милосердие уже не сможет его никак покрыть. И вот это стало самой серьезной ошибкой Иуды.

На Востоке у христиан есть такое предание, что Иуда даже не сразу смог повеситься: деревья, на которых он вешался, перегибались, то есть Бог продолжал бороться за этого человека. Если б он, который однажды предал Учителя, раскаялся, то он был бы принят назад, как Петр, который трижды предал Учителя, но раскаялся и стал верховным апостолом, «князем апостольским», как называет его святитель Иоанн Златоуст.

Предопределение существует, но только относительно природы Бога, а относительно природы человека никакого предопределения нет. Бог не имеет ни прошлого, ни будущего, у него всегда настоящее. То есть Бог не ограничен ни временем, ни пространством, он одновременно присутствует в каждом мгновении времени, и в каждой точке пространства, и вообще небеса небес не могут Его вместить. Но человек имеет другую природу, тварную, мы существуем во времени и в пространстве, и свой выбор мы делаем сознательно, будучи наделены свободной волей от Бога. Иуда сделал свой сознательный выбор, трудно понять до конца его мотивацию, потому что его раскаяние, отказ от этих денег показывает, что, может быть, у него были какие-то другие мотивы.

Есть мнение, что Иуда хотел, чтобы Христос стремительно пришел во власть, как военный и политический деятель и установил здесь земное Царство. Иуда рассчитывал на то, что своим предательством спровоцирует ангелов на вторжение в реальность этого мира и установление на земле теократического порядка, тогда Иуда наряду с другими апостолами стал бы министром Иисуса Христа в Его Царстве.

Мы можем рассматривать эту версию в связи с тем, что у него было раскаяние, но почему оно возникло? Видимо, он получил того, чего он не ожидал. От денег он отказался, значит, это было не главное. Это сложный вопрос, но в любом случае, сравнивая Иуду с Петром, мы видим, что Петр трижды отрекся, но раскаявшись, он обрел новую жизнь во Христе и с Христом. А Иуда, который погиб в своем предательстве, раскаялся, пошел и удавился.

За его самоубийством стоит страшный грех уныния. Уныние — это неверие в Божье милосердие. Самоубийство — это вызов Божественной благости. То есть этим самоубийством он бросил вызов Небу, как бы заявив «Ты, Бог, ничего не сможешь исправить в моей жизни, не сможешь мне помочь, я уже никогда не буду счастливым».

Но последнее слово всегда должно оставаться за Богом. Поэтому, если Бог нам посылает какие-то трудности и переживания в этой жизни, надо это воспринимать как проявление Божественной милости, и всегда помнить, что Бог не хочет нас проэкзаменовать, мы и так перед ним абсолютно прозрачны. Его реальность – это и наш первый вздох, и наш последний выдох. Он посылает все трудности с одной целью: усовершенствовать нас, чтоб мы как золото, огнем очищенное, пройдя через горнило испытаний, обрели дар спасения и как сказано в Евангелии «Претерпевший до конца, спасется».

 

115

ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (МАРКИШ),

клирик Иваново-Вознесенской епархии,

церковный публицист и миссионер

Что же мешает нам всем, стройными рядами, последовать Христу в Его Воскресении? И может быть, Он просто возьмет нас и поставит на нужные клеточки в Своем Вечном Царстве, как оловянных солдатиков? — Нет, так система не работает! А не работает она потому, что человек — СВОБОДНОЕ существо, именно в этом мы сходны со своим Творцом.

Мы властны распоряжаться собой, а значит, способны употребить свободу на зло. И этот страшный урок у нас постоянно перед глазами на примере Иуды Искариота. Буквально перед глазами: вспомните икону Тайной Вечери, которую вы видите над Царскими Вратами в тот самый торжественный момент, когда священник причащает вас Святых Тайн. И если среди избранных Христом двенадцати апостолов один оказался Иудой, то уж, наверное, и в других сообществах процент иуд будет не ниже. Так что давайте почаще проверять себя и повторять вместе с апостолами: «Не я ли, Господи?»

 

священник

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ОКНИН

настоятель Никольского храма города Чехова.

Согласно церковному преданию Апостол Иуда до своего призвания совершил много беззаконий, но Христос призывал к себе любого человека, в том числе того, у которого были задатки предательства. В каком-то смысле апостолы Иуда и Петр находились в одинаковом положении, так как и один, и другой предали Христа. Один получил по тем временам большую сумму денег, на которые впоследствии члены Синедриона купили поле, называемое полем горшечника, на котором хоронили странников.

Апостол Петр тоже отрекся от Христа, хотя перед этим отречением уверял, что если и другие отрекутся, то он уж точно не отрекается и, тем не менее, он нарушил эту заповедь. Для нас этот пример показателен тем, что Господь не нарушает свободу человека. Иуда сделал выбор, и Бог не нарушал его свободу. Как и не нарушал свободу Петра. Оба совершили грех, предали Бога, но один из них покаялся и когда явился перед Петром явился воскресший Христос, он бросился в море, потому что считал, что не достоин после этого предательства находиться рядом со Христом. Но Иуда не нашел в себе силы раскаяться и убил себя.

Это проявление человеческой гордыни, потому что надо уповать на милость Божию. Несмотря на то, что человек низко падает, он должен найти в себе силы исправиться и уповать на милость Божию. Своих сил всегда не достаточно, и у Петра их было недостаточно, поэтому Господь являлся ему воскресшим и этими явлениями поддерживал его.

В одном из этих явлений Господь спрашивает трижды у Петра, любит ли он Его больше других? И Петр трижды это подтверждает и после этого Господь восстанавливает его в апостольском звании. В первую очередь нам нужно обращать внимания на три основных момента при чтении евангельского текст. Первый – Бог не нарушает свободы человека, но человеку не стоит переоценивать свои силы и всегда нужно уповать на милость Божью, потому что нет такого греха, который Господь бы не простил.

Об Иуде были древние пророчества, что будет тот, кто предаст Христа и что этот предатель должен закончить жизнь самоубийством, но нам до конца неведомо, почему Иуда предал Христа и мог ли он поступить иначе, но покаяться он мог. Иуда, хоть и был апостолом, но носил сундук с деньгами и имел пристрастие к этому.

Один из духовных подвижников высказал интересную мысль о том, что нет такого греха, который Бог бы не простил, кроме греха нераскаянного. Действительно, человек по своей падшей природе склонен к совершению греха, но вопрос в том, что человек может осознать грех и начать с ним бороться, потому что нет человека, который бы не согрешил.

Люди, прославленные Церковью в качестве святых, преподобных, были грешными людьми, но их заслуга состоит в том, что они сумели побороть свой грех, поэтому надо учиться бороться с грехом, видеть и начинать каяться, но своих сил у человека на это не хватит.

 

2 igorfomin(3)

ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ ФОМИН

настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО

Пророки предсказывали, что наш Спаситель будет предан. Предательство — это один из самых тяжких грехов, который может быть, когда человеку доверено много, а он все предает.  Иудин грех — это когда тебя любят, на тебя надеются, тебя уважают, когда рядом с тобой пребывает Господь, а ты своими грехами начинаешь Его распинать и своим непослушанием начинаешь бичевать Христа и вбивать в Него гвозди, поэтому, естественно предательство — страшный грех.

Предателей никогда, и ни в какие времена не любили, и даже если оно стало следствием того, что человек заблудился в своих желаниях и хотел на каких-то чудесах построить свою жизнь, всё равно нужно соблюдать определённые нормы поведения в этой жизни. Человек должен быть постоянен в своих взаимоотношениях и с людьми, и с Богом, у человека должны быть убеждения, и если менять эти убеждения, то только с покаянием и изменением внутреннего мира и не повторять старые ошибки.

Иудин грех — это страшный грех, грех самолюбия, непослушания, когда человек боится признать свои ошибки и получить за это прощение, когда он начинает надеяться только на себя и сам себя начинает съедать. Иуда мог бы принять Христа, как своего избавителя и тогда всё было бы по-другому.

 

 Елена Юрефьева — «Православный Взгляд»