Как правильно подавать милостыню? Мнения священников
настоятель церкви великомученика Димитрия Солунского, деревни Ивакино Можайского района Московской области
Самая главная проблема состоит в смущении, которое возникает у нас по поводу тех, кому мы подаем милостыню, и того, как они ее потратят. Если христианин хочет поступать совершенно, он не должен различать лиц, а подавать ради Христа без всякого смущения. Но поскольку на практике мы не обладаем таким совершенством, нас начинают смущать помыслы, поэтому, чтобы впоследствии не возникало сожаления о добром деле, нам нужно научиться добродетели рассуждения. Если мы видим, что человек может пропить милостыню, лучше пожертвовать ему продукты, чтобы у человека не возникало искушения потратить деньги на злое дело.
игумен Русской православной церкви, известный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы
С одной стороны, поощрять тунеядство — не есть доброе дело. С другой стороны, дети не виноваты, если их родители — лентяи. Обычно при храмах существуют различные социальные службы, через которые можно помогать нуждающимся. А вообще, это радость — помогать кому-то. Например, около нашего храма не стоят нищие, потому что им регулярно от нашего храма оказывается помощь и подается милостыня.
настоятель прихода Святителя Иннокентия Московского в Южно‐Сахалинске, руководитель Молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии
Святитель Иоанн Златоуст говорил, что милостыня должна запотеть в руке, то есть милостыню надо подавать с рассуждением. И правая рука не должна знать, что делает левая, чтобы мы не гордились, а понимали, что это наша возможность послужить Христу.
В Евангелии есть следующие строки: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:31-46).
Помощь другим — это не предмет нашей гордости, а наша обязанность и возможность послужить Христу. В поэме «Борис Годунов» Александра Пушкина царь Борис подает милостыню нищему в Москве и он ему говорит: «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит». Все понимали сакральность этого действия, милостыни, через которую проявляется наша вера. Милостыня — это ответственный шаг, к которому мы должны серьезно относиться, понимая, для чего мы даем и как мы это делаем.