Иерей Евгений Тремаскин: «Вредно лжеучение, а не человек»

7

Священник Евгений Тремаскин клирик храма в честь иконы Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке и руководитель центра реабилитации жертв нетрадиционных религий о своем пути к Богу, реабилитации пострадавших от лжеучений и православном творчестве

— Отец Евгений, как вы пришли к вере?

— Я вырос в религиозной семье. Во времена застоя, когда узнать о Христе было практически невозможно, мои родители познакомились с протестантами из течения «трезвенников», и мы стали читать Священное Писание и молиться, наша жизнь наполнилась служением Христу. На путь Православия меня вывело то, что однажды, прочитав Евангелие от Иоанна, я задумался над местом, где говорилось, что кто не ест и не пьет от плоти и крови Христа, не имеет жизнь вечную. Я сказал своим друзьям, пасторам и верующим, что в нашем протестантском учении вино и кровь не является телом и кровью Христа, а значит, мы не имеем жизни вечной. В ответ на это мне сказали не думать над этой темой, так как у меня к тому времени была неплохая духовная карьера. Меня не устроил этот ответ, и я спросил у своего друга, будущего священника отца Олега Стеняева, в какой Церкви признают Плоть и Кровь Христа? Он ответил, что в Православной Церкви есть то, что я ищу. И мне все стало ясно. Это явилось причиной ухода от протестантизма. Так я стал православным человеком.

— Почему возникают ереси и секты?

— Ереси и секты возникают, во-первых, из-за неправильного понимания человеком Бога, и следствие этого — неправильная жизнь и появление сект. Если человеку все равно, от Кого исходит Святой Дух — от Отца или от Отца и Сына, значит, ему все равно, равнозначны или неравнозначны Лица Святой Троицы, а это является нарушением состава Святой Троицы, потому что понятие любви может возникать только при равенстве. Если человек исповедует Христа только как божественную сущность, то получается, что человека некому спасать. Только Богочеловек может спасти человека через подчинение человеческой воли божественной. Не зная всего этого, человек впадает в уныние, в ересь предопределения (уже предопределено кому в ад, а кому в рай, поэтому нечего трудиться, я и так человек грешный). Такие люди, даже если ходят в Церковь, не верят в Божью силу и не дают Богу действовать в своей жизни. Наша воля должна сочетаться с Божьей волей, которую нужно искать и испрашивать в молитвах. Молитва должна быть не монологом, а диалогом, поэтому христианство — это удел немногих людей, но в этой безысходности каждый, кто приложит усилия и решимость, входит в Царствие Небесное. Господь хочет, чтобы каждый человек вошел в Царствие Небесное.

— Как православные должны относиться к еретикам?

— Отвечу словами святителя Иоанна Златоуста: «Сектантов и еретиков мы любим как братьев, но ересь их испепеляем огнем веры». Вредно учение, а не человек. Человек — это образ Божий, но человек может заблуждаться.

— Сейчас наблюдается засилье сект в России, особенно преуспела секта «Свидетелей Иеговы», члены которой стоят около каждого метро в Москве рядом с промостойками, раздают агитационные листки и проповедуют свое учение. Как быть с ними?

— Задача любого сектанта — проповедовать учение по мере сил, а в подобных организациях их к этому обязывают, поэтому в этом нет ничего удивительного. Но понять истину можно только из Священного Писания и из Предания Церкви. К сожалению, в Православной Церкви людей не обязывают проповедовать и миссионерствовать.

— Почему сектанты активно проповедуют, а православные нет? Можно ли заставить православных христиан заниматься миссионерством и проповедовать?

— Здесь играет роль человеческий фактор, поэтому заставить человека что-то делать очень проблематично. У нас тоже очень много миссионеров, которые пытаются проповедовать, но их запал, как правило, быстро заканчивается, и человека нужно поощрять. Но на самом деле Бог в агитации не нуждается, Православие не доказуется, оно показуется. Поэтому, когда будет нужно, Господь пошлет оппонента, которому нужно засвидетельствовать истину и донести евангельскую весть. Поэтому иногда, может быть, рано начинать миссионерствовать, не зная основ веры. Например, многие православные исполнители тоже начинают петь, не изучив христианство и не зная Бога. Надо практически реализовывать в своей жизни христианские принципы.

— Как вы стали священником?

— Совместная миссионерская деятельность с протоиереем Олегом Стеняевым привела к созданию Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий и помощи наркозависимым. Я работал в приемной Центра реабилитации с самого основания, и протоиерей Олег Стеняев сказал, что мне надо рукополагаться. Я никогда не хотел рукополагаться, потому что это большая ответственность, но потом понял, что на это была воля Божия, значит, так должно было быть.

— Какие люди приходят в ваш центр?

— В Центр приходят духовно дезориентированные люди, которых нужно воцерковлять, просвещать и образовывать, потому что они ничего не знают о христианстве. Задача христиан состоит в том, чтобы нести знания и самим являть образ грамотного христианина, который не успокаивается в своем поиске. Христос есть жизнь, а жизнь не стоит на месте. Если человек считает, что узнал Христа, и начинает заниматься своими делами, ставя Христа на второе место, его становится легко сбить с толку. К нам приходят пострадавшие от восточных религий, от оккультизма и эзотерики, протестанты, целители, колдуны и учившиеся у них. Эти люди чувствуют, что благодать от них отступила, потому что эту опустошенность невозможно заполнить без участия в церковных Таинствах. Многие становятся православными, но не у всех получается быть православными, потому что надо много работать над собой.

— Отец Евгений, вы же еще профессиональный музыкант. Как вы начали писать песни?

— У меня была достаточно наполненная музыкальная жизнь, но особую роль в ней играет христианское творчество. Несколько лет я работал в концертной организации, у меня были свои группы, с которыми мы играли разную музыку: рок, джаз, поп. Я был руководителем молодежных групп, активно участвовал в жизни протестантской молодежи, даже был дирижером оркестра. Мы с моим другом отцом Олегом Стеняевым выступали в разных городах и селах, я обычно пел, а он проповедовал.

— Над чем вы сейчас работаете?

— Сейчас я закончил проект «Канонические тексты молитв и Священного Писания на языке современной музыки». Второй проект на стадии подготовки. Меня всегда интересовало, как глас накладывается на текст. Церковное пение — это слово, окрашенное в звук, и, исходя из этого, я и создал данный проект.

— Как вы относитесь к православному творчеству и православным музыкантам?

— Я много лет вращался в протестантской среде и поэтому замечаю протестантские ноты у православных музыкантов, старающихся петь о Христе. Человек думает, что, если взял в руки гитару, спел несколько слов о Христе, то после этого все должны рукоплескать и преклоняться перед этим музыкантов. Музыканту надо вести людей не за собой, а за Христом. Люди должны пытаться творить, но не должны увлекаться звездной болезнью или заниматься самопиаром. Мы должны явить миру Христа, а не самих себя. Пока среди православных музыкантов я вижу только людей, играющих в жанре шансона или пытающихся создать шлягер. Творчество — это божественное свойство, надо молиться, искать, трудиться, надо ждать его.

— Как вы относитесь к тому, что происходит на Украине сейчас?

—Эти события имеют духовную основу. Святые Отцы говорят, что грех раскола Церкви не смывается даже мученической кровью. Пока люди этого не поймут и не покаются, эту проблему не решить. Люди, которые отказались от Бога, впали в безумие, и мы видим безумие на грани фола.

Беседовала Елена Юферева специально для «Православного Взгляда»