Антон Дулевич: «Единственная причина всех наших бед»

esculturas_cemiterio_04[1]
Есть лишь только одна беда, а из неё уже происходят остальные скорби, выраженные в океанах наших слёз, язвах болезней и других неприятностей. Всё это лишь итог великого забвения. Глубоко убеждён, что весь негатив, который с нами происходит, является следствием одной нашей важной проблемы: нашей нелюбви ко Христу. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф.22:40). Заповедь о любви к Богу — наиглавнейшая, но об этом сейчас редко вспоминается. И нечасто слышны размышления о том, как же это повеление исполнить, как будто бы есть вещи более важные…

Что самое страшное? А то, что если человек в этой земной жизни не сможет полюбить Бога больше, чем близких и больше, чем себя, то, его ждёт вечная погибель.»Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). Действительно, всё что нам Господь вручил — руки, семьи, разум, обстоятельства — всё это должно служить одной единственной цели, — приближению ко Христу. Если семья — это смысл жизни для человека, то, что будет если он семьи вдруг лишиться? Поэтому, всё, что у нас есть — это лишь инструменты для построения крепкой связи с Богом, соединению с Ним. В этом и есть весь смысл. Бог создал нас для того, чтобы мы из Него черпали блаженство. Но большинство этого не желает, ковыряясь в земле и строя здесь перспективы не дальше собственной могилы. Поэтому и людей, по-настоящему счастливых чрезвычайно мало.

Так вот, мы суетимся, вроде и дела добрые делаем, но если эти дела не рождают в сердце любви к Богу и к ближнему, то они бессмысленны. Делами никакая плоть не спасётся. Свт. Феофан Затворник учил, что»вечного воздаяния и достойны только сии дела, посвящаемые Вечному Богу». А мы занимаемся благотворительностью, а в глубине сердца утешаем себя, что, мол, как «хорошо мы сделали». Мы работаем при храме, но смеем ставить себя выше наших ближних и превозносимся над ними. Мы кому-то помогаем, но ждём, когда нас похвалят. Всё это от того, что на первом месте у нас не Христос, а любимое «я». Это положение и ведёт к погибели. Мы не имеем желание своей жизнью послужить Богу, давшему её нам. Мы об этом вовсе не задумываемся, так как считаем, что политические новости про минские переговоры для нас важнее… Свт. Феофан Затворник писал, что то о чём мы говорим, является критерием любви/нелюбви к Господу: «Кто любит Бога, тот только о Нем охотно и беседует, только к Нему и клонит разговор свой, и когда начнет говорить о Нем, наговориться не может; ему там только и быть приятно, где ведут речь о Боге и о делах Его, а там, где толкуют о пятом, о десятом, ему скука страшная».

Бог не хочет нас насиловать, поэтому, он не будет насильно затаскивать в Царство Небесное тех, кто Его не любит, ведь пламень Его Божественной любви будет лишь опалять равнодушных к Нему. Человек делает свой выбор только здесь. Для этого Бог дал нам разум, чувство веры, совесть, естественное откровение, посылает Господь и священников с миссионерами. Всё Бог дал и продолжает давать. Но, люди отворачиваются, а потом недоумевают: «За что мне это всё, я же не никого не убивал и не обманывал?». Двадцать пятая глава Евангелия от Матфея показывает, что Бог будет осуждать вечным мучением за бездействие. Это есть проявление милосердия Божиего, так как в Небесном Иерусалиме таковые подверглись бы ещё больше страшным мучения от невозможности воспринять опаляющую грех Любовь.

Христос хочет спасти всех, поэтому и врачует нас лекарством скорбей. Без них мы стали бы ещё дальше от Него. Не смирившийся в Царство Небесное не войдёт, поэтому Творец наш и посылает обстоятельства для смирения. Но, от безрассудности, мы не хотим видеть во всех неприятных для нас событиях Христа. Если бы видели, то радовались и благодарили, а не стонали. Ведь безропотное терпение скорби могло было бы быть посвящено Богу ради любви к Нему. Святые считали себя хуже всех, поэтому не расстраивались от скорбей, ведь падать дальше уже некуда. Для святых поношения были сладким мёдом, а для меня они отвратительны. Следовательно, я не стою на пути ко спасению…

За что Бога любить? За то, что Он нас привёл из небытия в бытие. За то, что не отринул нас за беззакония наши, но Сам, стал Человеком и на Кресте принял мучительную позорную смерть ради нашего спасения, взяв наказание за наши грехи на Себя. Воскрес, Церковь Кровью Своей основал и нас в Неё святым Крещением привёл. В исповеди безвозмездно прощает нам беззакония, а в Причастии и вовсе, тесно с нами соединяется. 24 часа в сутки мы питаемся Его милосердием, получая и воздух, руки, глаза, волю свободную, здоровье, шанс исправиться и покаяться, но мы всего этого не замечаем, так как влюблены только в себя. Мы даже не задумываемся о Его благости, так как картинки в социальных сетях и новые фильмы нам интереснее. Мы не любим Его, как Нашего Отца. Мы живём, как потребители, а потом удивляемся, «за что всё это нам?». Если б любили, то благодарили хотя бы… Редко можно услышать от человека скорбь о том, что у него не получается исполнить главнейшую заповедь о любви к Богу, как будто, это никого не должно касаться. «И чего другого, как не исполнения этой заповеди будут желать мучащиеся в аду?» (прп. Никодим Святогорец).

Нас учат быть патриотами, любить культуру и Достоевского. Но не учат любить Бога. Хотя, это главное искусство. И ему всю жизнь нужно обучаться. Но, вместо этого некоторые христиане защищают проведение балов и танцы, выкладывание шуток, пытаясь оправдать праздность и пустословие. «Некоторые говорят: «Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным». Но это не христиане. Это равнодушие, это радость мирская» — наставлял прп. Паисий Святогорец.
Если бы мы любили Бога, то всегда носили бы в сердце память о Распятии Богочеловека. Память о Его Крови, Которая ради каждого из нас пролилась. Была бы память — было бы не до анекдотов с плясками. Свт. Тихон Задонский наставлял, что Господу противны все дела, делающиеся не для угождения Ему.

Так вот и вопрос: обязательно ли мне знать классику, если без любви ко Христу меня ждёт погибель? «Нам нужно выбрать одно из двух, третьего не дано, — или с благодарностью принимать опаляющую любовь Господа, и здесь, и в Раю, или, отказавшись от неё, вечно обжигаться адским огнём» (прп. Никодим Святогорец)

Наркомания, курения, убийства, грабежи, войны — это лишь последствия нелюбви ко Христу. Если у человека нет связи с Богом, то, непременно будет связь со грехом. Другого не дано. Если цель человека не Христос, но, кто-нибудь, или что-нибудь другое, то это путь, ведущий к скорбям. Пусть если не в этой жизни, то в вечности.

«Раскаемся же в том, что мы до сих пор грешили против Бога и прилеплялись более к греху, чем к Нему. С гневом отгоним от себя такое нечестие и возлюбим Господа всею душею нашею, и всею крепостию нашею, и всем разумением нашим (Лк. 10, 27), и будем стараться никогда не допускать в наше сердце какого-либо греха. Господь многими способами побуждает нас к любви — то увещевая нас, то пугая страхом вечных мук,— будем же молиться Ему, чтобы Он дал нам силы любить Его. Скажем вместе с блаженным Августином: «Ты повелеваешь любить Тебя, дай же мне то, о чем повелеваешь!» (прп. Никодим Святогорец)

Наступивший пост — время задуматься о том, любим мы Бога или нет. Если нет, то нам гибель вечная. Всё вышесказанное, в первую очередь, относится ко мне. Пост — это время, которое Церковь выделяет, чтобы мы побыли с Богом наедине, и, если угодно, разобрались в своих отношениях с Ним. Ведь главнее этого в человеческой жизни нет ничего. Пост — время, в которое христианин собирает все силы своей души, чтобы научиться любить Бога.

Антон Дулевич