• Главная »
  • Аналитика »
  • Религиовед Александр Слесарев: «Автокефалия на Украине — путь в канонический тупик».

Религиовед Александр Слесарев: «Автокефалия на Украине — путь в канонический тупик».

девочка-в-церкви

Современный кризис на Украине активизировал автокефальные настроения в УПЦ МП и стремление к объединению между раскольниками Киевского Патриархата и Украинской автокефальной православной церковью в одну поместную Церковь. С 1924 года Константинопольский Патриархат оспаривает у Московского Патриархата право окормлять территории исторической Киевской Митрополии, это территории современной Украины, Белоруссии, Прибалтики, Литвы и Восточной Польши, а с 1992 года Патриарх Константинопольский Варфоломей I призывает украинских раскольников к объединению, что является условием учреждения юрисдикции Константинопольского Патриархата на Украине. В 1924 Патриарх Константинопольский грубейшим образом вмешался в пределы канонической РПЦ и даровал Польской Церкви автокефалию. Подобный сценарий может быть реализован на Украине в настоящее время.

Сейчас мы видим тенденцию к объединению раскольников в одну Поместную церковь. Украинская автокефальная православная церковь сейчас переживает период самораспада, три наиболее активных архиерея перешили в Киевский Патриархат из украинской автокефальной церкви. Кроме того, две крупнейшие епархии Украинской автокефальной церкви, Львовская и Ивано-Франковская, возглавляемые митрополитом Макарием Львовским и митрополитом Андреем Ивано-Франковским, сейчас практически игнорируют представителей Украинской автокефальной церкви. Их удерживает от перехода в Киевский Патриархат лишь негативное отношение к «патриарху» Филарету (Денисенко). Если он уйдет со своего поста, самые крупные епархии Украинской автокефальной церкви могут перейти в Киевский Патриархат, в этом случае сама Украинская автокефальная церковь перестанет быть полноценным участником переговоров об объединении. Кроме того, с усилением антироссийских настроений внутри УПЦ МП также усилились автокефальные настроения. Свидетельством этому служит ровенский меморандум, который призвал к объединению Украинских православных церквей в единую Поместную церковь. Но если в пределах Украины возникнет альтернативная каноническая юрисдикция Константинопольского Патриархата, то, возможно, что мы будем наблюдать массовый переход антироссийски настроенных клириков и мирян Украинской канонической церкви под юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Уже сейчас можно услышать призывы переименовать УПЦ МП в РПЦ в Украине. Если в пределах Украины возникнет митрополия Константинопольского Патриархата, то вполне вероятно, что она может быть названа УПЦ, а нынешняя УПЦ МП может получить статус РПЦ в Украине. Сейчас эти тенденции достаточно серьезно угрожают положению РПЦ на Украине.

Автокефалия чаще всего ведет к расколу и к каноническому тупику Церкви. Украинская автокефальная церковь осознала это и изменила свое отношение к вопросу создания независимой церкви на Украине. В 2010 году представители этой раскольнической церкви заявили о том, что УАПЦ является частью исторической Киевской Митрополии в юрисдикции Киевского Патриарха и на своих богослужениях ввели поминовение Патриарха Константинопольского. Киевский Патриархат также осознал это и в настоящее время делает все возможное для того, чтобы Константинополь признал независимость церкви в Украине. Они ищут признания со стороны той Поместной церкви, которая на протяжении девяноста лет заявляет о том, что территория Украины не принадлежит, согласно канонам, Московскому Патриархату.

Противодействием расколу может быть не только борьба с расколом, но и системное изучение и популяризация истории Киевской Митрополии, история перехода Киевской Митрополии под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, так называемого восстановления Патриархом Константинопольским своей юрисдикции над территорией Киевской Митрополии в 1924 году и должная оценка этого с точки зрения правильной православной позиции.