Как начинаются и заканчиваются «мирные» протесты…
А начиналось все мирно — с несогласия оппозиции на Украине признавать решение властей о приостановление евроинтеграции. Сейчас не понятно, ради чего все начиналось и неизвестно, чем закончится. Складывается ощущение, что ситуацию не контролирует ни власть, ни оппозиция.
Ситуация на Украине обострилась до предела, протест выродился в вооруженное столкновение, по всей Украине захватываются административные здания, страна находится на пороге гражданской войны. Простые жители Украины не верят в то, что ситуация может измениться к лучшему. Все ждут политического решения вопроса, но его все нет. Оппозиция продолжает «майдайничать», власть продолжает молчать. А российская, т.н. «болотная» оппозиция продолжает воспевать и восхищаться действиями настоящих «отморозков» и экстремистов на Украине, жалея, что развитие протестного движения в России не пошло по украинскому сценарию, но вынашивают мечту осуществить этот сценарий в России рано или поздно.
Мы спросили экспертов, как относиться к ситуации на Украине, угрожает ли Русской Православной Церкви на Украине сложившаяся ситуация, где грань между мирным протестом и «оранжевой революцией», как относиться к отечественным внесистемным оппозиционерам, которые открыто говорят, что желают повторение украинских событий в России.
Протоиерей Олег Стеняев
клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.
Есть две Украины, и они совершенно разные – Западная и Восточная. В течение многих столетий Западная Украина не имела ничего общего с Восточной. Это была и Галиция, и Речь Посполитая, Великое княжество Литовское, Австро-Венгрия, в составе каких только государств они не находились и только во время Первой мировой войны на короткий период они были с нами и потом отделились.
На Западной Украине совершенно другие люди, другая этногруппа, другая вера, и вот из-за того что у них две Украины, происходит как сказано в Евангелие — если Царство разделится само в себе, оно не устоит.
Мы это наблюдаем на примере Украины, но они разделились давно, это не грех современных людей, это идет от предков, но это реальность. Пока Западная Украина будет с Восточной Украиной, не будет скреп, которые могли бы объединить людей.
Каждый человек имеет право протестовать, если у него маленькая зарплата, маленькая пенсия, почему бы и нет?! Но вопрос вот в чем, он протестует в рамках профсоюзного движения, уничтоженного в России? Либо же его толкают на антироссийские майданы? Здесь часть ответственности лежит на государственных структурах, которые не имеют возможности правильно оформить протесты и поэтому к этим делам примыкают люди, у которых нет политический претензий, а есть серьезная социальная заношенность. Поэтому мазать в один цвет всю оппозицию я бы не стал, есть разные люди, разные мотивации. Но по большей части у тех людей, которые ходят на данные мероприятия, не политическая мотивация, а социальные, либо личные жизненные проблемы. Поэтому Церковь над всеми, она не может быть церковью только монархистов, демократов, коммунистов, когда человек приходит в Церковь, мы не спрашиваем партбилет. Церковь обладает нравственным авторитетом, поэтому если будем принимать только монархистов, куда коммунисты пойдут, а у них хватает своих грехов и у нас своих много, поэтому Церковь над политикой. Просить священника высказаться по политическому вопросу — это неправильно, если выскажется за одних против других, то потеряет людей.
Задача Церкви объединять всех крещеных людей, которые сами идентифицируют себя с православием, распознают себя в этой традиции и помогать жить духовной жизнью.
Например, родословие Иисуса Христа поделено на три части, от Авраама до Давида 14 родов, от Давида до Вавилона 14 родов, от Вавилона до Христа тоже 14 родов.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что это сделано для того, чтобы мы раз и навсегда поняли, что с переменой правления люди лучше не становятся. Время от Авраама до Давида — общинно-родовой, националистический, патриархальный период, от Давида до Вавилона царский период, монархический, от Вавилона до Христа — аристократия. Люди грешили и при патриархах, и при царях, и при аристократии. Все равно Христу пришлось прийти в реальность этого мира, потому что люди грешить не перестали.
Христиане древних времен заметили, что когда у власти враги Церкви — это лучше, чем люди, декларирующие свою веру. В советское время у нас не было иллюзий и самообмана по поводу властей, мы знали, что нас спасет Господь, у нас не было надежды на этих князей человеческих, было меньше иллюзий.
Потому что наша проповедь обращена к каждому — и к своему, чтобы укрепить и к чужому, чтобы обратить — поэтому Церковь должна быть над политическими группировками, потому что с переменой правления люди лучше не становятся.
Иеромонах Макарий Маркиш
клирик Ивано-Вознесенской епархии.
Православной Церкви, безусловно, угрожает всё, что угрожает людям. И мятежи на Украине, беззакония, насилие и кровопролитие, вызывает глубокую тревогу Церкви, которая призывает к восстановлению порядка и мира — о чем и говорится в опубликованных церковных обращениях на эту тему.
К сожалению, «православный» не означает «свободный от заблуждений» или «безгрешный». И в старой России остроги, каторги и тюрьмы были полны православными убийцами, грабителями, ворами и насильниками…
Противодействие законной власти в тех или иных политических целях должно пресекаться со всей решительностью независимо от вероисповедания нарушителей.
Граница, о которой вы спрашиваете, проводится очень легко и просто: она называется ЗАКОН. Те политические партии, группы и деятели, которые уважают и соблюдают наши законы, образуют оппозицию (без кавычек), что совершенно естественно в условиях демократической формы правления. Отношение к ним может быть различным, но, согласно Социальной концепции РПЦ, священнослужители не должны высказывать своих политических предпочтений и поддерживать одну группировку в ущерб другой.
Если же говорить о других лицах, которые, именуя себя «оппозицией» и пользуясь необъяснимой мягкостью наших уголовных и административных законов, с наглым постоянством их нарушают, можно лишь высказать убеждение в скором приведении указанных законов в согласие с нормами обычного права и столь же скорой отправке указанных лиц в места лишения свободы.
Малер Аркадий Маркович
Православный философ, исследователь и преподаватель истории христианской философии, глава интеллектуального клуба “Катехон”, член Синодальной Библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Московского Патриархата.
Движение Евромайдана на Украине откровенно угрожает Православной Церкви, поскольку оно направлено на интеграцию Украины в либерально-секулярный Евросоюз и разрыв с христианскими корнями Европы. Вместе с этим, это движение также направлено на окончательный разрыв Украины с Россией, на автокефализацию УПЦ МП, что радикально ослабит украинское православие, без того испытывающее давление и притяжение западноукраинского униатства. Поэтому те православные люди на Украине и в России, которые сейчас радостно поддерживают Майдан, либо просто очень наивны и плохо разбираются в политике, либо они недостаточно православные – третьего объяснения их позиции у меня нет.
Безусловно, к режиму Януковича есть много претензий, и его уж точно, ни в коем случае нельзя считать ставленником Кремля, потому что это совершенно самостоятельный политик, ведущий совершенно автономную политическую игру. Между прочим, если бы я был украинским националистом, то я, скорее всего, был бы именно за Януковича, потому что именно его умеренно-сбалансированная политика в обе стороны остается последней реальной “скрепой”, как сейчас говорится, современной украинской государственности. Пока Янукович улыбается России и не занимается насильственной украинизацией, как это делали “оранжевые”, Новороссия, Донбасс и Крым продолжают украинизироваться естественным путем – просто вырастает новое поколение людей, которым государство аккуратно внушает, что они кто угодно, но только не русские. Таким образом, у нас тоже много вопросов к Януковичу, но он, в отличие от евромайданцев, хотя бы не хамит России напрямую, не блокируется с откровенными русофобами, и в этом отношении можно провести прямые параллели между ним и Лукашенко. Если же евромайданцы захватят всю власть, то они неизбежно спровоцируют раскол на северо-запад и юго-восток Украины, и – выскажу неполиткорректную мысль – ещё неизвестно, что для России и Православной Церкви лучше: единая неделимая Украина, тихой сапой удаляющаяся от России, или независимый юго-восток Украины, автоматически становящийся союзником России.
Вопрос о том, что делать каждому православному человеку в этой ситуации, каждый православный человек должен решить для себя сам. Разумеется, Евромайдану надо максимально сопротивляться, необходимо быть готовым к любому повороту событий, к тому, что в случае победы русофобов придется выходить на протесты или уходить в подполье, но это зависит от темперамента и личной жизненной стратегии. Лучше всего пытаться влиять на само государство, а точнее, на то, что от него осталось в пророссийском ключе – лучше всего, пока есть такая возможность, объяснять всем представителям власти, от Януковича до солдат из “Беркута” и местной администрации из “Партии регионов”, что никакой реальной стабильности на Украине без ориентации на Россию быть не может, что спасение Украины именно в России, и, наконец, что важнейшей основой нашего единства является единая Православная Церковь Московского Патриархата.
Граница между гражданской активностью и риском повторить в России Евромайдан очень заметна по тому, кто поддерживает эту активность и кто ее критикует: если вы вдруг видите, что оказались по одну сторону баррикад с патентованными врагами Русской Православной Церкви, то нужно тут же свернуть эту активность, задуматься о том, как так получилось и дать понять этим людям, что вы не с ними, даже если весь мир будет за них и против вас. Критерий, который так легко нарушил известный протодиакон.
Михаил Хасьминский
православный эксперт, психолог православного кризисного центра.
Угроза, на мой взгляд, самая непосредственная. Достаточно даже видеть то, что глава украинский «Патриарх» Филарет благословляет на действия так называемую украинскую оппозицию, которая совсем и не оппозиция, а элементарные агенты, которые четко проводят действия в интересах западных стран. Кстати, некоторые люди, которые побывали на Западной Украине рассказывают, что некоторые православные священники УПЦ МП говорят, что если ситуация их вынудит, то они перейдут к униатам или филаретовцам и объясняют это тем, что им надо кормить детей.
Размежевание происходит не только на уровне страны, но и на уровне духовного и ментального пространства и если вдруг все волнения прекратятся, то война на этих уровнях все равно будет продолжаться, и это самое худшее что можно представить между братскими народами.
Часть украинцев – невежд ничему не научил первый майдан, эта технология, как не парадоксально, опробована на них уже два раза. И эти отморозки, которые считают, что несут свободу Украине, действуют под дудку нескольких олигархов известного происхождения, которые их используют как пешек. Те, которых эти националисты больше всего ненавидят, получают от действий этих самостийников свой гешефт, проливая не свою кровь, разрушая то, что пока имеет украинский народ, который уже один раз они же и обманули, устроив первую оранжевую революцию.
Не трудно прогнозировать, что каждый следующий правитель для Украины будет еще хуже. И вопрос уже не в том, чтобы пришел лидер лучше продажного, мелкого Януковича, не в том, чтобы была восстановлена экономика и сельское хозяйство Украины, но хоть бы не стало гораздо хуже, чтобы были сохранены функции государства.
Есть три созидательных силы — это Церковь, Семья и Государство. Нетрудно увидеть, что удар либералов и сейчас, и в прошлом, был направлен именно в эти три цели — разрушение традиционных ценностей, через разрушение этих трех столпов, на которых эти ценности стоят. Сейчас идет активное технологичное либеральное разложение семьи с помощью различных технологий (гендерных, пропагандой гомосексуальных отношений, разврата, отказом от традиционных ценностей, ювенальных технологий и проч.). Не утихает разрушительная информационная война и с Церковью, которая несмотря на имеющеися нестроения имеет технологию созидания души, делает жизнь человека осмысленной Но конечно и государство является их целью. Ибо государство это среда для жизни этих семей , социальной поддержки, целей и смысла общества. Если разрушить наше государство сейчас, то никто не сможет уже защитить семьи и Церковь от разрушения.
Почему именно эти три столпа держат? Потому что именно ради государства, ради Церкви, ради семьи человек может любить, отказываясь от своего эгоистичного «я», что является смыслом (пусть не афишируемым) либералов и гуманистов. Удивительна позиция псевдоинтеллигентов (образованцев, по меткому выражению Солженицына), которых не волнует целостность и благополучие государства, но волнует вопрос сохранения традиционных ценностей в семье, а также Церковь. Точно так же странно видеть врагов Церкви, которые выступают за созидательные семейные ценности и государство. Нелепо смотрятся и государственники, которые против Церкви. Конечно этим пользуются те, кто использует либералов в своих целях. Каждому из них дается подрубить ту основу, которую он хочет. В итоге все обрушат все основание. Вспомним, что такие же интеллигенты были и до революции, некоторые сами организовывали митинги и участвовали в них, чем все закончилось, всем известно. Вспомним, как вдохновенно интеллигенты радовались разрушению СССР, вспомним, как двигались через таких людей во всех странах «цветные революции», которые ни одной стране не принесли процветания, счастья, благополучия, а принесли только войны, кровь, слезы, разрушение и тлен.
Приходит информация, что после постановки под жесткий государственный контроль деятельности различных НКО, через которые поступают деньги на различные либеральные мероприятия, теперь пытаются используя авторитет Церкви, проводить либеральную деятельность через ее структуры. Они могут теперь «вливать» деньги в церковные и околоцерковные структуры, используя для этого деятельность по различным социальным программам, под видом борьбы, например, со СПИДом, борьбой с семейным насилием, наркоманией и т.п. Естественно после этого те, кто вкладывал деньги, потребуют политической лояльности от этих структур.
То же самое, как я думаю, можно отнести и к некоторым церковным СМИ, которые своим либерализмом начинают напоминать «Эхо Москвы». И и как мы видим, там все авторы именно такого, либерального толка пытаются формировать политические пристрастия участи православных.
Приведу пример из истории. На самом деле, т.н. рабочая революция в Польше в 1980-81 годах, была совершена спецслужбами и продвигалась, в первую очередь, через структуры католической церкви, через эту псевдо-либеральную прослойку. Именно Католическая Церковь определяла работу «Солидарности».
А Недавно в городе Борисов в Белоруссии арестовали настоятеля прихода Сошествия Святого Духа в Борисове ксендза Владислава Лазаря, который, как было доказано, осуществлял подрывную деятельность белорусского государства.
Сейчас через Православную Церковь могут осуществлять подобные схемы, естественно, это все тайно делается, на каких-то договоренностях, это не политика самой Церкви. Я думаю, что церковной власти не дожидаясь ножа в спину нужно обратить более пристальное внимание на некоторые либеральные церковные организации и СМИ.
-Но ведь нельзя всех мазать одной краской? Возможно, кто-то агент влияния, а кто-то искренне верит в то, что говорит и делает?
— А те, кто кричали: «Распни, распни», тоже по-разному кричали, кто-то честно, кто-то по заблуждению, кто-то по глупости, а кто-то, потому что все вокруг кричали и он кричал.
Всем памятен пример такого горячего революционера как Поп Гапон, исключительно православного, якобы пекущегося о благе народа, якобы ненавидящего царя за конкретные вещи, но в то же время отражающего интересы иностранных спецслужб. Или, например, иеромонах Илиодор Труфанов, который якобы был за народ, против Распутина, против Царя, а потом оставил сан и переметнулся в революционеры. Нет ничего нового для либерала. Скольких людей ввели в соблазн эти православные священники. Которых использовали враги России? Сколько бед они наделали своим мировоззрением? Как помогли разрушить государство и Церковь?
Кстати, Кураев своим нынешним поведением мне очень напоминает иеромонаха Илиодора (Труфанова). Тот тоже был очень образован, влиятелен, имел кучу поклонников и авторитет в Церкви, тоже обличал те пороки, которые на самом деле были и в Российской империи, и в Церкви того времени (а пороков было и тогда огромное количество), а потом он по гордыне, которая привела его к врагам Бога, он совершает иудин грех. Предает все свои идеалы, отказывается от веры, Бога, Церкви и уходит на работу в ЧК по личному приглашению Дзержинского.
Кстати говоря, на Украине тоже много людей в Церкви, искренне считающих, что революционные методы допустимы, что власть обнаглела ( а это так и есть), что надо менять ситуацию. Но но они в итоге получат еще худший вариант, потому как те, кто это затеяли очень легко переведут энергию этих людей в то направление, которое нужно именно им. Именно как в айкидо. И это конечно будет еще одной величайшей трагедией. Ничему не учит невежд опыт всех предшествующих революций.
Роман Силантьев
исследователь ислама, автор более ста публикаций по исследованию и ислама. Заместитель председателя Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации
Да, безусловно. Если победят сторонники евроинтеграции, Православной Церкви будет тяжело на Украине. Там есть пятая колонна, и если она придет к власти, то для Православной Церкви это будет серьезная угроза. Вполне возможны гонения на Церковь, и они неизбежно будут, если к власти придут эти «товарищи». То, как себя ведет власть на Украине – это трусость, вместо того, чтобы защищать порядок, они пытаются вести какие-то странные переговоры.
Православная Церковь не ставит членство в Церкви в зависимость от политических убеждений человека, однако факты говорят о том, что либералы в своем подавляющем большинстве не любят Церковь, Церковь для них чуждый организм. Сейчас наблюдается отход либералов от Церкви.
Церковь не может одобрить избиение, поджигание бойцов «Беркута», да и вряд ли кто-то из здравомыслящих людей может одобрить это. Есть нормальные либералы, но они в меньшинстве. С нормальными либералами можно вести диалог, но сейчас, явно, в этом крыле доминируют ненормальные либералы, которые недоговороспособны
Корреспондент портала «Православный Взгляд» Елена Тюлькина