Монах Мадай (Маамди): «Православных курдов в России очень много»
Монах Мадай (Маамди) родился в Грузии, г. Тбилиси в курдско-езидской семье. В 2002 году с семье переехал в Москву, где 2007 принял крещение в Православной Церкви с именем Серафим. В 2009 году окончил «Школу православного миссионера» свящ. Даниила Сысоева, которого этом же году мусульманин-экстремист застрелил прямо в Храме. В 2012 году приехал в Грецию, в один из Греческих монастырей. В 2014 принял монашеский постриг с именем Мадай (в честь внука Ноя, сына Иафета, прародителя Мидийцев (мадайцев), одним из потомков которые являются курды) В этом же году поступил на Богословский Факультет, Афинского Университета. Является монахом Грузинской Православной Церкви, Патриарщего Ставропигиального Монастыря Святой Царицы Суннивы, Норвегия. Предлагаем читателям портала «Православный Взгляд» интервью журналиста Хошави Мухаммада с монахом Мадайем (Маамди).
Хошави Мухаммад. Мы Вас приветствуем, уважаемый монах Мадай. Вы говорили в своем первом интервью, что большинство курдов исповедуют ислам и меньшинство из них исповедуют закрытую религию — езидизм. Почему Вы думаете, что езидизм — неправильная религия?
Х.М. По Вашему мнению, основоположником езидизма является арабский суфист шейх Ади. Он радикально изменил мировоззрение курдского общества. Он соединил в езидизме некоторые идеи из еретического христианства, ислама, иудаизма и язычества. Шейх Ади для езидов является богом или посланником бога?
М.М. Это не по моему мнению, но это известный и достоверный факт, что арабский шейх Ади происходил из арабского рода Омейядских халифов. Его современники свидетельствуют, что он был мусульманином суфийского толка и учился у известных суфистов того времени, а впоследствии поселился в одном из христианских монастырей (который ныне называется Лалыш) и создал свой тарикат (путь). Последователи его стали именоваться среди окружающих жителей как «адавия» (т.е. последователи Ади), а на сегодняшний день они знакомы нам как езиды.
К сожалению, современные шейхи и пиры и в целом «духовенство» Лалыша очень болезненно реагируют на исторические факты относительно того, что езидизм — это отпрыск ислама. Это связано с тем, что езиды были всегда гонимы мусульманами, и потому любая связь с ними категорически отвергается езидами. Поэтому шейхи, пиры и кавлбежи своей проповедью о некой связи езидизма с древними верованиями Месопотамии превратили своих последователей в религиозных маргиналов — именно среди езидов наблюдается тотальное невежество в области религиоведения и историографии. Они живут воображением, фантазиями, которые уводят их от мыслей о Боге, зато порождают величайшее самомнение.У разных представителей езидизма возникли невероятные версии относительно происхождения езидизма, и главное — они не имеют единого мнения фактически во всех вероучительных и исторических вопросах касательно езидизма. Надо сказать, что это началось в начале XX века, и масло в огонь здесь подлил курдский национализм, представители которого решили выбрать езидизм «доисламской курдской религией».
Например, относительно того, кем является шейх Ади для езидов, даже среди езидов нет однозначного ответа. Для кого-то он бог, для кого-то — посланник. Но обычно езидские «теологи» считают его реинкарнацией бога или Тауси Малака. Хотя в суфизме обожествляют своих учителей, но современники шейха Ади, писавшие о нем, ничего не говорят о том, что он себя считал воплощением Аллаха или Малака Тауса.
Х.М. Что в езидизме непонятно? Вы говорите, что езидские теологи что-то не досказывают?
М.М. Нет у представителей езидизма настоящих теологов, т.е. таких людей, которые бы независимо от всего написали научную богословскую работу на основе достоверных фактов. Но езидские «теологи» стали рабами своих каст. Это касается шейхов, и пиров, и разных элимов, которые в полной мере имеют право говорить и писать об езидизме. Рабство их состоит в том, что они знают правду, но не пишут и не говорят то, что противоречит народной мифологической традиции. Ныне по большей части именно из каст пиров пишут об езидизме и возглавляют религиозные общины. Вот как раз они и кормят мридов религиозным суррогатом. Они знают правду об езидизме, так как имеют много научных материалов и неплохо освоили историю научного религиоведения, но, несмотря на это, умышленно скрывают истину и пропагандируют ложь. Горе таким езидским «теологам»! Они очень хорошо знают, что учения о Воскресении мертвых и переселении душ разнятся между собою, как небо и земля. Но в езидизме признаются как первое, так и второе. Неужели они не знают, что Воскресение мертвых — это Библейское учение, которое чуждо всему языческому миру, а переселение душ присутствует в языческих традициях, особенно в индийской философии? Если основатели езидизма не знали этого или что-то спутали, то современные езидские учителя знают, но продолжают игнорировать. Или как человек может называть себя монотеистом, когда поклоняется солнцу и животному (павлину)? Монотеизм — это исключительно вера в одного Бога, которая не терпит поклонения творению Божию: солнцу, луне, животным и т.д. Лишь язычеству присуще поклонение творению — особенно солнцу и миру животных. Но наивность езидов в том, что они совмещают взаимоисключающие понятия — монотеизм и язычество — и игнорируют противоречивость этих учений. Можно продолжить список противоречий, но неужели езидские «теологи» не видят эти грубейшие религиоведческие ошибки в своей вере? Видят, но, как я сказал выше, они стали рабами своих каст. Ведь важно не только быть умным и начитанным, но и честным. Именно честности и научного профессионализма не хватает езидским «теологам» (по крайне мере тем, которые мне известны). Чего не скажешь о нашем простодушном народе, который по своей простоте принимает все, что ни скажут шейхи и пиры, и, будучи необразованными, они, как правило, мало знают правды об истории езидизма, но они имеют право ее знать!
Х.М. Вы говорили, что после принятия православия обрели покой и некую связь с Богом. В езидизме этого не чувствовали?
М.М. Это не только мой опыт, но и опыт большого количества людей, которые обратились ко Христу. Я уже много лет собираю материалы по обращению курдов из мусульман и езидов ко Христу. Каждый выражает по сущности одно: живую встречу с Богом, которой доселе не имел.
Как можно чувствовать Бога, когда Он не желаемый? Все проповеди и работы езидских «теологов» сводятся к доказательству некой древности своей веры, разговорам об обрядах и т.д. Созданы десятки езидских сайтов и интернет-страниц, где говорят о чем угодно, только не о Боге. Вы не найдете на езидских сайтах ни одной статьи, которая бы призывала к нравственной чистоте, к борьбе с грехами или хоть как-то давала практические духовные советы. Статьи посвящены исключительно новостям, истории религии и связи с распространением христианства, а также публикуются антихристианские статьи.
А люди, ищущие настоящей духовной жизни, жизни с Богом, не удовлетворяются этим суррогатом. Многие в поиске, и, как показали последнее 20 лет, большая часть находит близость с Богом в Православной Церкви. Если бы действительно была «некая духовная связь» в езидизме, зачем было бы людям становиться христианами? Как показывает практика, если езиды или мусульмане по своей свободной воле сталкиваются с подлинным христианством, большая часть их принимает Крещение.
Х.М. Езиды сами по себе очень радикальны и очень жестоко относятся к тем, кто отрекается от своей религии. В Южном Курдистане езиды часто убивают тех, кто отказывается от своей религии. Как к этому относятся Ваши родители, родственники и Ваши близкие друзья?
М.М. Такой радикализм у езидов остался от исламских корней. Благодаря вековому проживанию нашего народа среди христиан — грузин, русских и армян, этот радикализм фактически исчез. Езиды, как и мусульмане в постсоветских странах, начали относиться к этому вопросу так же, как христиане, а именно — уважают свободу выбора, данную Богом каждому человеку. Но все же есть категория людей, которые настроены радикально. К счастью, христианские государства на конституционном уровне узаконили так называемую «свободу совести», чем гарантируют права и защищают добровольный выбор своих граждан, и поэтому из-за боязни этим «радикалам» приходится смиряться. Надеюсь, придет время, когда и на нашей исторической родине, в Курдистане, достигнут такого высокого уровня свободы.
Х.М. Не думаете ли Вы, что езиды станут более религиозными после шангальских событий?
М.М. Шангальские события — это общенациональная боль. С корнем стрясли ездихан, о каком духовном подъеме тут можно говорить? Из-за такой катастрофы больше отчаяния, нежели надежды на какое-то возрождение.
Х.М. Вы говорили, что много курдов приняли православное христианство. Как Вы думаете, чем это вызвано?
Второй фактор — национальный. Если езидизм — это религия только одной группы людей, а ислам — религия одного языка и титульной нации, то христианство — для всех народов и всех языков. Когда курд-мусульманин читает Библию и православные молитвы на курдском языке, то это его очень поражает — потому, что столько веков в глазах многих практикующих курдов-мусульман курдский язык принижается перед арабским. Согласно исламу, намаз нельзя совершать на курдском, а только на арабском, даже если не понимаешь его. Перевод Корана на курдский уже не считается словом Божиим, им считается только арабский текст, даже хадисы, где говорят, что арабский — это язык Аллаха и в раю будут говорить на арабском. Получается, для ислама все не арабы — как бы люди второго сорта. Даже цитируя цитаты из Корана на курдском языке, в начале цитируют на арабском, тем самым показывая, что курдский язык как бы неполноценный, не может адекватно выразить слова Корана. Мы с этим не согласны. Курдский язык довольно богатый и ничуть не хуже арабского языка.
В христианстве такого нет. И молиться можно на родном языке, и слово Божие иметь. Божественное Откровение, принесенное Христом, в равной степени признается на всех языках, потому что Господь достаточно внятно открыл Свое Евангелие, и доказательство этому — Пятидесятница, когда Он наделил Своих апостолов дарами разных языков, чтобы не было никаких лингвистических преград. И, как свидетельствует Книга Деяний святых апостолов, апостолы говорили и на мидийском языке. В езидизме намного хуже, так как все кавлы и бейты настолько пропитаны арабизмом, что порой можно согласиться с многими, утверждающими, что это испорченный арабский. Поэтому и здесь есть проблемы языка. Шейх Ади создал езидизм, и обращенные в эту веру из представителей курдского народа фактически отделились от основной его части. Если учение Мухаммеда ввело раздор и разделение в курдском народе, то учение шейха Ади продолжило движение по тому же курсу. До сих пор люди не разберутся, кто они: курды или езиды? или же курды-езиды? Пожалуй, только Господь Иисус Христос совершает главную мечту курдского народа, а именно: сплочение и подлинное единство — крещеные курды из суннизма, шиизма, алевизма и езидизма стоят в Храме бок о бок и молятся вместе там, куда также может прийти и некрещеный курд. Но в мечетях не увидишь езидов, а тем более, в Лалыше — молящихся мусульман. Можно уже по корням увидеть, какое будет дерево и какие оно даст плоды, как и говорит наша пословица: Axirya xêr sivêda xêre. (хороший конец по началу виден).
Х.М. Вы проповедуете православие только среди езидов? Или у Вас есть планы проповедовать и среди мусульман?
М.М. Проповедует Христос, Он Своей любовью покоряет сердца ищущих истину и настоящую жизнь, а такие, как я, лишь помогают Ему. Поэтому любви этой достойны как езиды, так и мусульмане.
Х.М. В России очень много православных курдов, Вы не планируете открыть Ваше сообщество?
М.М. Да, православных курдов в России очень много. И не только в России, но и в Грузии, и Западной Европе. Открывать нужно будет не просто сообщество, но строить церкви, где будут служить на курдском языке. Этого хотят православные курды, и надо признать, что много желающих как среди езидов, так и среди курдов-мусульман. В этом есть насущная потребность, но когда и где — как благословит Господь.