• Главная »
  • Аналитика »
  • Димитриевская родительская суббота или Вселенская панихида. Что такое родительская суббота и зачем верующие молятся за усопших?

Димитриевская родительская суббота или Вселенская панихида. Что такое родительская суббота и зачем верующие молятся за усопших?

1 ноября Церковью отмечается Димитриевская суббота, одна из родительских суббот в богослужебном уставе Русской православной церкви. В этот день совершается всеобщее поминовение усопших. По церковному преданию, поминовение усопших было установлено князем Дмитрием Донским после битвы на Куликовом поле как поминовение воинов, но с годами Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения не только воинов, но и всех усопших православных христиан.

Интернет-издание «Православный Взгляд» поинтересовалось у священников, зачем верующие поминают умерших и как правильно это делать?

hO7snO7t910 Иерей Константин Киосев

Настоятель храма благоверного князя Александра Невского (г. Балтийск)

В году установлено несколько особых дней поминовения усопших, когда Церковь соборно поминает тех, кто находится в мире ином. Дмитриевская родительская суббота была установлена в память воинов, погибших в Куликовской битве. Она носит имя Димитриевской в честь Дмитрия Донского и с его именем связано поминовение воинов.

Молитва помогает и усопшим, и живым. Наша молитва об усопших является проявлением нашей любви к ним, молитва связывает нас с ними. Как правило, мы молимся о здравии тех, кто рядом, потому что мы их видим, и они напоминают о себе. А вот усопших мы поминаем реже. Поэтому Церковь призывает к тому, что усопших родных и близких нужно поминать чаще.

akrzy4hrDXAИерей Сергий Боронтов

Клирик Христорождественского собора (г. Рязань)

В этот день христиане должны собираться в храме и молиться Богу. Христианское поминовение усопших родственников отличается от нехристианского. Если человек является христианином, ему нужно задуматься над христианским вероучением и христианскими ценностями. Поминовение усопших — это естественное проявление любви к родителям, бабушкам, дедушкам, которые ушли из этой жизни. Христианин верит в то, что если Бог вечен, то вечны и созданные Им по образу и подобию люди. Усопших нет с нами рядом, но их души живы и нуждаются в нашей любви. Господь через наше поминовение будет более милостив к ним, если они вдруг в этой жизни что-то не успели изменить к лучшему и с чем-то не справились. Когда человек умирает, все собираются вместе для того, чтобы провожая умершего в последний путь, показать как он нам дорог и как мы его любим.

Я думаю, что умершие слышат наши молитвы, но от человека скрыта природа загробной участи людей. Многие апостолы и богословы говорили, что это происходит в силу неспособности человека видеть духовные вещи. Но мы верим, что Бог видит нашу любовь, и иногда даже наша боль за людей, которые прожили греховно эту жизнь, влияет на благосклонность Божью. Святые Отцы повествуют о различных случаях из жизни, когда по молитвам любящих людей загробная участь умершего меняется.

К сожалению, в наше время многие называют себя православными, но православными не являются. Многие православные носят крестики, но некоторые даже не могут сказать, Кто висит на кресте. Это наша действительность. Хотелось бы всем пожелать укрепление в вере, это очень важно для всех, особенно сегодня, когда многих пугает происходящее вокруг.

1302087175_img_4689Протоиерей Виктор Гавриш

Настоятель храма блаженной Матроны Московской в Верее

Душа человека бессмертна и поэтому наша любовь к людям не заканчивается смертью, а продолжается в молитве и делах милосердия, которые мы делаем в память усопшего. Это нужно не только мертвым, но и живым. Верующие люди, приходя в этот день на кладбище, должны объяснять своим детям, что здесь похоронены родственники, так как важно, чтобы дети чувствовали связь поколений, и еще родители должны заставлять детей молиться за почивших родных и близких. К сожалению, большинство современных детей живет в мире без проблем, в их жизни есть только игры и удовольствия. Если кто-то болеет и умирает, это происходит не с ними. Надо, чтобы дети понимали, что рано или поздно, человек умрет и предстанет перед Богом.

Усопшие слышат наши молитвы и чувствуют их, но, к сожалению, даже если верующие люди приходят в храмы, им не нужна Литургия, им важно, чтобы только подать записку об упокоении и поставить свечку. В этот день верующие люди должны отложить все житейские попечения, исповедаться и причаститься, потому что только через единство с Богом, мы обретаем единство и со своими усопшими родственниками, которые находятся с Богом. В Евангелии сказано, что перед тем, как человек принесет дар к алтарю, он должен примириться со своим братом. Так же и здесь — мы примиряемся с Богом для того, чтобы наша молитва за усопших была действенной и живой. Если мы согрешили, мы не достойны просить Бога о чем-то, а мы еще и за других просим. Получается нелогично.

Невоцерковленным людям нужно объяснять сущность веры и призывать к воцерковлению. До сих пор можно видеть, как невоцерковленные люди в этот день напиваются на кладбищах и со словами, что усопший любил покурить, вместо свечи зажигают сигареты. Ну что тут можно сказать?! Если человек был не пьющий, то зачем тогда пить спиртное, а если человек был пьющим и умер от этого, это издевательство над ним!

Когда меня спрашивают, как молиться за неверующего умершего родственника, я всегда отвечаю, что умерший очень хочет, чтобы родственники за него молились. Получается, родственники не исполняют последнюю волю усопшего, и оправдывают свою лень тем, что усопший не хотел, чтобы за него молились. Но за порогом смерти неверующих нет. Апостол Павел говорил, что вера упразднится, потому что там будет знание Бога. Перед человеком предстанет вся его жизнь, его грехи, злые и эгоистичные дела. Человек поймет, что ничего не может изменить, но будет надеяться на молитву родных.

Я знаю случай, как один человек стал священником, узнав, что его дедушка был сотрудником НКВД и участвовал в арестах и репрессиях священнослужителей. Он сказал, что хочет обрубить нить греха в своей семье, поэтому сугубо молится о прощении грехов своего деда в домашней молитве, несмотря на то, что при жизни его дед бы посмеялся над ним. Если у человека все хорошо, он может смеяться и говорить, что ему не нужна помощь, но когда он попадает в больницу, он начинает по-другому говорить.