Священник Даниил Сысоев: Проповедь о Рае

745882129
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Cамое подробное описание Рая, которое приводится в Священном Писании, той самой древней нашей Родины, древнего нашего Отечества, в которое мы мечтаем с вами вернуться, и знаем, что благодаря тайному пути святого Крещения, для нас доступ туда теперь открыт. Благодаря тому, что Господь родился, разрушена преграда, стоящая между Богом и людьми. Действительно, описание святого Рая, в который мы были поселены Богом, должно вдохновлять нас на путь праведности. Что такое Рай? Это прекраснейшее особое место на земле. Замечу, что Рай – это не Небесное место.

Многие ошибочно думают, что Рай в Небе. Нет, он сейчас находится за пределами нашего измерения, но изначально, это высшая часть земли. В других местах Священного Писания, говорилось, что Рай находился на высочайшей горе, особой древней горе Бога, где Он являл Свою Славу. И эта высочайшая гора была покрыта прекраснейшими растениями, все виды красивых растений, которые есть на земле, они были собраны там, как некая оранжерея, чтобы там жил человек, сотворенный Богом, как бы в неком дворце. Когда люди, намного позже, стали делать оранжереи, они делали их во многом для того, чтобы помнить о Рае. У нас в России, когда делали сады, и называли их парадиз, т.е. Рай. Желание во многом украсить свой дом растениями, — это тоже является подсознательным воспоминанием о нашем небесном древнем отечестве, о том небе на земле, которое было создано Господом.

Рай был создан прекраснейшем в физическом отношении, потому что действительно имел в себе все небесные красоты, с другой стороны он был нечто духовным. Мы должны помнить, что первозданный человек, когда он вкушал от плодов райских деревьев, то он вкушал не только физический плод, как мы сейчас это делаем, но это было одновременно познанием некой новой реальности. Он видел некий смысл, который Бог открывал ему через это вкушение. Вкушение от райских деревьев было одновременно пониманием замысла Бога о всей Вселенной. И вот поселивши человека в Рай, Господь дал ему возможность наслаждаться во всей полноте бессмертной жизнью, не зависящей уже от тления, потому что тления в этом первозданном мире не было. И дал ему Господь возможность наслаждения от возделывания и охранения райских красот, т.е. дал некое задание.

Рай это не место безделья, по-типу мусульманского рая, где можно заниматься всякими безобразиями и наслаждаться таким образом. Нет. Рай – это место изначально расцвета человека, как творческой личности. Ведь изначально в замысле Бога было, чтобы человек стал владыкой над Землей, он должен был владычествовать над всеми зверями, над птицами небесными, над гадами, пресмыкающимися. И для этого он должен был трудиться. Но труд того времени, не такой как сейчас. Тогда это было сотрудничество с Господом, поэтому труд тогда увеличивал силу человека, а не как сейчас, что после труда человек обессиливает.

И происходило это именно потому, что человек действовал вместе с Богом, и его сила таким образом возрастала. Действуя вместе с Богом, он возрастал, он превозмогал в Боге, переполнялся силой, и у него открывался разум. К первому человеку Адаму были приведены все живые существа, чтобы он дал им имена. Таким образом, он вступил во власть над всеми живыми существами. Но кроме растений в Раю была еще река, разделявшаяся на четыре реки. Эта река, конечно же материальная, но при этом вода была священная, святая вода, которая была освящена силой Бога, которая показывала то, что Бог через материальные воды позднее будет влиять и преображать людей и эта вода, которая символизировала собой откровение самого Бога.

Помните, что все вещи, которые были в Раю, были откровением некоторых смыслов, замыслов Бога о мире. Символом чего же была вода? Она была символом откровения Божия, символом Святого Духа, открывающего Себя людям. Мы с вами знаем, что в Новом Иерусалиме после конца мира, куда мы хотим попасть, там будет тоже течь хрустальная река, берущая начало от Трона Бога и оживляющая всех пьющих от нее. Таким образом, райская река была пронизана силой Бога и оживотворяла всех, вкушающих от нее, символом откровения Божия, и потом она разделялась на четыре реки: Нил, Ганг, Тигр и Евфрат. Эти реки до сих пор считаются священными. А с другой стороны это, может быть, не просто воспоминания? А связь этих рек с раем есть, потому что мы не знаем, каким образом осуществляется связь рая с Землей. Рай ведь не исчез после грехопадения, и в него попадают праведники.

Причем рай настоящий, с настоящими особыми растениями. В житийной литературе описываются случае, когда люди приносили из Рая особые плоды. Святая мученица Дорофея умолила Бога, чтобы Он прислал её мучителю Феодулу три яблока и три розы из Рая. Мы знаем, как повар Ефросиний, который был охранником в раю, дал одному монаху, светящихся плодов из рая, исцеляющих людей. Эти плоды настоящие, они там были и есть, и там всегда вечная весна. В раю нет ни холода, ни жары, и вечно цветут цветы. Святая Перпитуя (память 14 февраля), которая была там, видела розы высотой с кипарис, и благоухание с этих роз, опускалось на землю, как некий снег.

И сама хрустальная священная вода, текущая из Рая, исцеляет все болезни и открывает людям знания. Эта единая вода разделяется на четыре реки, как знак того, что Единое Откровение высочайшим образом разделяется на четыре. Одно Евангелие, данное нам через Матфея, Марка, Луку и Иоанна. Это четыре райские реки, которые теперь для нас сделали доступным единственное Евангелие Христа. Ведь на самом деле Евангелие Одно – Евангелие Господа Иисуса Христа. У нас не совсем правильный перевод, дословно: «Евангелие, согласно Марку», т.е. Евангелие Иисуса Христа, переданное, согласно Марку, согласно Матфею, согласно Иоанну, согласно Луке. Они свидетели, передатчики, но Благая Весть Иисуса Христа.

В Раю было много таинственных камней. Там было золото, некий камень антракс и зеленый, изумруд. Эти камни и золото, украшавшие потом одежды первосвященника, которые потом будут в Новом Иерусалиме, они показывали то, что наши земные драгоценности являются символом Небесных сокровищ. Не случайно при описании рая упоминаются сокровища, потому что, Господь любит пышность, великолепие, красоту. Он сам переполнен могуществом и красотой. Именно поэтому Рай уже был украшен всеми драгоценными камнями, как и теперь те, кто там находятся, видели прекрасные дворцы из золота и драгоценных камней, которые уже сейчас там стоят. Ведь когда мы ждем Царства Божьего, мы ждем не убогого Царства, а некого пышного и великолепного пира. После причастия мы что говорим? «Там где шум голосов празднующих, и неизреченная сладость тех, кто видит Твою красоту неизреченную».

И эта самая пышность началась с Рая, где Адам жил в пышном райском дворце, а в самой сердцевине этого дворца было святилище, состоящее из двух таинственных деревьев. Самое главное дерево, которое было в Раю – это Дерево Жизни. Оно упоминается также в книге Притчей, премудрость – есть дерево жизни, для всех приходящих в нее: «плод праведника – древо жизни» (Прит. 11:30). Дерево жизни – это настоящее растение, обычно прекраснейшее растение. Некоторые считают, что финиковая пальма, изображенная на иерусалимском храме была как символ дерева жизни. Но главное было в другом, — вкушающий от этого дерева не умирал, потому что через посредство материального плода Бог освящал всего человека. Так изначально был заложен принцип действия Бога в этом мире.

Мы вкушаем настоящий плод, финик или виноград, а через это мы соединяемся с источником премудрости, то есть с Господом Иисусом Христом, вечным сыном Бога-Отца и причащаемся его сил. Именно в Раю был заложен принцип Причастия, через посредство материи мы вкушаем нематериальное Божество. Потому что иначе человек не выдержит. Тело человека не способно выдержать непосредственное касание Божества. Поэтому Бог действует и на тело и на дух. И на этом принципе построены все наши таинства. Возложения рук, слова при таинстве Исповеди, крестное знамение, вода при таинстве Святого Крещения, миро в Миропомазании, хлеб и вино в Причастии, оливковое масло в таинстве Соборования. И через это материальное посредство вливается несотворенная сила Бога. Дерево жизни – это действительно сам Христос, который подает себя через материальное посредство, показывая тем самым, что Он Творец и материи и духа человека, автор человека. Душу Он вложил Своим животворящим дыханием и тело же Он создал Своими пречистыми руками, и Он же потом нас спас.

В Раю было второе дерево, дерево проверки, дерево испытания. Как говорит Афанасий Великий: «человек не способен быть сотворенным сразу же совершенным, потому что сотворить совершенство не возможно», т.к. у него тогда не будет свободного выбора. Поэтому Господь творит человека с возможностью выбора, и лишь эта возможность выбора дает человеку возможность любить. Если не будет возможности выбора, не будет любви. Здесь Господь дает человеку возможность участвовать в Его божественной любви. Дерево познания добра и зла, дерево проверки. И Господь говорит, что «от всякого дерева вкушай, а от дерева познания не вкушай» (Быт. 2:16-17).

Потому что, если ты захочешь без Меня познавать добро и зло, захочешь сам решать, что есть хорошо, а что плохо, захочешь взломать Мою сущность и стать как Я по сущности, объявить себя Богом по природе, независимо от Бога – ты умрешь, в этот же день, смертью умрешь. Так и произошло, мы с Вами знаем, что душой Адам умер в день грехопадения, мгновенно. Сверхмудрость сразу покинула его, как только он взбунтовался против Создателя. Это дерево было специально дано для того, чтобы человек проявил свое послушание. Некоторые говорят, что Бог подсунул это дерево. Можно сказать, и так. Да, Бог его подсунул, чтобы человек послушавшись, полюбил Его. Для того и дается заповедь, чтобы ее исполнили, а не для того, чтобы нарушили. Разговоры о том, что якобы все данные заповеди автоматически должны быть нарушены – это глупость. Заповедь дается для исполнения, потому что исполняющий заповедь показывает свою любовь. Помните Христос сказал нам: «Если любите меня, соблюдите мои заповеди» (Ин. 14:15). Именно это и дано было Адаму. Было сказано: «Послушай меня, одна маленькая, маленькая заповедь – постись от плодов одного единственного дерева во всем Раю, одно, все остальное ешь, все бесчисленные плоды ешь, а от одного не ешь, ибо смертью умрешь» и дано это было для того, чтобы человек вечно жил. Если я соглашаюсь с тем, что Бог – Сам источник добра, Сам есть существенные добро и блага, как говорит книга Премудрости Соломона, т.е. по сущности добро – это Сам Бог, а не состояние человека. Настоящее добро – это просто Бог, то что соответствует Его воле. И если я с этим соглашаюсь и покоряю себя под могучую руку Бога – я вечно живу. Помните, после того, как человек уже перед Крещением освободился от уз сатаны, после того, как вызвал на бой дьявола, прочитал Символ Веры, священник говорит: «Поклонись Богу».

Человек делает земной поклон перед лицом Бога, показывая этим, что он вступает в непосредственную власть Бога, говоря, что только Бог имеет право определять, что такое добро, а что такое зло и что он, человек, отказывается от этого самовольно-захваченного права. И вот Бог с самого начала говорит, что нужно отказаться от этой возможности, и твой отказ, эта маленькая жертва самоотречения, на которую ты ради меня пойдешь, она сделает тебя неподвижным в добре. Если бы первые люди тогда исполнили эту заповедь, то есть отказались бы от злого замысла змея, чтобы с нами было? Мы бы рождались, но не таким образом как сейчас, не скотским, не животным образом, как у млекопитающих. Мы рождались бы, как говорит Максим Исповедник, иным, ангелоподобным образом. Но рождались бы именно мы, ни кто-либо другой, потому что мы задуманы были до грехопадения, еще до сотворения вселенной и рождались бы бессмертными, рождались бы так, чтобы уже не умирать.

История человечества шла бы совершенно по другому сценарию. Многие говорят, что всегда можно все переиграть. Нет, не всегда. Тот вариант, который был предложен Адаму переиграть не удалось. Тот вариант не был восстановлен, но Господь дал иное, большее, Его жертва дала нам большее, чем потерял Адам, но то, что он потерял к нам уже не вернулось. Бывают такие случаи, когда человеческий поступок становится необратим. Поэтому, давайте, всматриваясь в Рай, в который мы стремимся, посмотрим, на что мы настроили свое сердце. И хотим ли мы вернуться в Рай? А если хотим, то помните, что туда возвращаются те, кто выправил древних вывих, кто отказался познавать добро и зло. Кто отказался себя ставить на место Бога и решать самому, что есть хорошо и что плохо. Заметьте, не сказано, что в Рай входят высоко-моральные люди, а сказано, что туда входят те, кто заповедь Божью исполняют. Это принципиальная разница. Высокоморальный человек говорит, что у меня есть моя мораль, и я ее выполняю, а какая – вас не касается. Бывают например, высокоморальные мусульмане – шахиды. Такие люди ради своей морали на смерть идут, причем даже на чужую. Вот невысокоморальный человек не пойдет на смерть ради своих идей. Лучше бы он бы пониже моралью и просто заповедь Божью выполнял.

Таким образом не нужна честность и высокоморальность, а нужно выполнение простых заповедей Божьих. Нужно отказаться от Дерева Познания, и тогда ты получишь Дерево Жизни. Вот этот принцип, который сохранился и сейчас, хотя сейчас его выполнять тяжелее, чем было Адаму. Но вывих вправлен Крестом Господнем, и Богу это очень дорого обошлось. Некоторые говорят, что нам это очень дорого обошлось, но Богу это обошлось ценой его собственной жизни. Видите, один поступок, что может сделать. Поэтому не надо себя обольщать и думать, что мы потом переделаемся, исправимся и так далее. Может и не получится. А может это уже последний выбор. Кто знает? Никто не знает, кроме Бога Высочайшего. Поэтому смотрите за собой. Спаси Господи!