Происхождение сектантского мифа о «Царе-Искупителе»

1044040_533918396643764_2012584704_n (1)Игумн Виталий (Уткин)

клирик Иваново-Вознесенской епархии, руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества

 

 

Оказывается, в России такой «царь» уже был — в XVIII веке! Современные царебожники постоянно используют термин «Царь-Искупитель» по отношению к императору Николаю II. Однако появился этот термин достаточно давно. Думается, что он был впервые применен к человеку в России скопцами. Так они именовали основателя этой секты Кондратия Селиванова. Напомню, что скопцы, исходя из своих религиозных убеждений, отрезали себе мужские органы.

1458849_610798062289130_274542545_n

 «Скопцы веруют, что искупитель их Кондратий Селиванов воплотился от блаженной памяти Императрицы Елисаветы Петровны, которая по их баснословию, как истинная Богоматерь была чистою Девою, в Рождестве, пред Рождеством и по Рождестве, зачав и родив Искупителя, согласно с Евангелием, не от похоти плотския, но от Духа Святого». Он был скопцом. Екатерина его за это ненавидела и хотела убить. Однако Петр III поменялся платьем с одним из часовых. Часовой был убит, а «Царь-Искупитель» бежал. Стал называться Кондратием Селивановым, подвергся торговой казни, претерпел разные приключения и оказался в конце концов в известной суздальской монастырской тюрьме. «Скопцы веруют, что близок час, когда Искупитель-Царь явится снова и явится «со славою и силою», приведет от восточной страны, то есть из Сибири, «полки полками», придет в Москву, и там, «зазвонив в Успенский колокол», соберет к себе всех скопцов «миллионами, биллионами», воссядет на Всероссийском престоле, а потом в Петербурге откроет всеобщий суд миру, будет судить «живых» и «мертвых», то есть скопцов и не скопцов». Все народы покаются и оскопятся. «Совершив таким образом «дело свое» на земле, Царь-Искупитель скончается естественною кончиною, и телесные останки его будут положены в Невской Лавре, в раке святого благоверного князя Александра Невского, где, по уверению скопцов, ныне мощей никаких не находится, а рака эта, по определению Божию, устроена слепотою неверующих (то есть православных христиан), для принятия земного тела не познанного ими Богочеловека Искупителя и Царя». (Ливанов Ф.В. Раскольники и острожники. Том III. — Спб., тип. М.Хана, с.с. 330 -333)

Скопцы были очень сильной и финансово обеспеченной внутрицерковной сектой. Их учение или его элементы вполне могли получить своё дальнейшее распространение в 30-е годы, когда значительная часть православных общин находилась в катакомбах. Именно церковное подполье стало пространством, где различные «монахи в миру» и бродячие священники неизвестной юрисдикции постоянно пересекались с представителями различных русских мистических сект — хлыстами, скопцами, бегунами и т.д. После 1943 года значительная часть этих общин легализовалась, но дело было уже сделано — сектантский яд проник в Церковь.

05

Было бы интересно почитать тексты николаитов — мордовской секты 30-40-х годов, считавших императора Николая II воплощением Сына Божия.

Сравним риторику скопцов с вещаниями известной современной раскольницы «матушки Николаи» — монахини Николаи (Сафроновой), проживающей в селе Захарово Белгородской области. Она уверяет всех, что ей постоянно является некий «Царь-Искупитель». Его она называет так — «Единственный Великий Господин и Отец наш — святой Царь-Искупитель Николай II» (см. — http://www.3rm.info/religion/1259-ustanovka-carskix-pokayannyx-krestov.html). И хотя монахиня Николая и другие царебожники все-таки отделяют личность своего «Царя-Искупителя» от Бога, думаю, что упорное сопротивление признанию останков, покоящихся сейчас в Петропавловском соборе, вызвано в этой среде в немалой степени существующим «тайным» мифом о…. воскресении Царской семьи. Отсюда, мол, «Тела моего не ищите».

Вспомним стихотворение Сергея Бехтеева «Виденье Дивеевской старицы»:

«Смотрит отшельница, смотрит, и чудится ей —

В Облик единый сливаются в бездне теней

Образ Господень и Образ Страдальца-Царя…».

Здесь, в поэтической форме, соблазн человекобожнического сектантства проявляется достаточно ярко.

Полагаю, что тема генезиса современной царебожнической мифологии и духовности еще ждет своих исследователей. Равно как и изучение той стремительной духовной деградации, которая была характерна для катакомб. Ибо катакомбы — беда Церкви, а не ее слава.