Православные священники о празднике Крещения Господня и о Таинстве Крещения
Православные священники о празднике Крещения Господня и о Таинстве Крещения. Специально для интернет-издания «Православный Взгляд»
Настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского, д. Ивакино Можайского р-на Московской области.
Крещение — это Богоявление, явление Святой Троицы, когда Бог-Отец засвидетельствовал себя гласом, Дух Святой сошел на Христа, а Христос участвовал в крещении как человек. Православное учение говорит о том, что Христос в крещении не нуждался. Не Христос получил нечто от воды, а наоборот, сообщил воде способность быть средой для крещения людей. Такова связь крещения Христова с нашим крещением.
Когда мы говорим о таинстве крещения, важно знать, что существует модернистское течение в богословии, которое заключается в отрицании юридического аспекта таинства крещения и вообще жертвы Христовой. В грехопадении не просто повредилась онтологическая природа человека, но нарушилась правда Божия, человек поступил против воли Творца. Жертва Христова имеет смысл не только как исцеление от греха, но и как удовлетворение правосудия Божьего, или, как соблюдение правды Божией. За грех должно быть возмездие, а возмездие за грех — смерть и пролитая кровь, как свидетельство смерти за грех. Поскольку человек не мог сам удовлетворить правосудие Божие, то Бог вмешался и пролил свою кровь, кровь Бога-Сына за человека. Таким образом, перед лицом правды Бога-Отца, Бог-Сын искупил человека, восстановил нарушенную правду. Бог, таким образом, заслонил нас Собой, не преступая собственной правды, Он нас помиловал. Наше помилование в контексте жертвы Христовой не противоречит правде Божией, оно совершается в контексте правды Божией. Соответственно и таинство Крещения важно не только как исцеление от греха, но и как искупление, оправдание человека перед Богом. Иначе теряется весь смысл Крещения. Тогда состояние после Крещения не отличалось от состояния первородного греха до Крещения, но оно отличается, иначе Крещение было бы напрасным. Мы искуплены Христом, перед лицом правды Божией мы оправданы, освобождены от власти дьявола. Поэтому, даже допуская после Крещения страсти и грехи, мы не впадаем в то же самое состояние, которое было до Крещения, а через таинство покаяния мы снова возвращаемся в состояние праведности, если согрешаем после Крещения.
настоятель прихода Святителя Иннокентия Московского в Южно‐Сахалинске, руководитель Молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии
Крещение — это праздник Богоявления, один из древнейших церковных праздников, который впоследствии разделился на Крещение и Рождество. Это самый главный после Пасхи праздник, когда Бог приходит в этот мир, чтобы спасти человека. Но чтобы спасти человека, «надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3:15), то есть существующий духовный закон. Крещение — это момент, когда человек отрекается от сатаны и сочетается со Христом, то есть берет на себя определенные обязательства. Каждый год в этот праздник мы вспоминаем об этих обязательствах. С одной стороны, это радостно, а с другой стороны, очень ответственно, потому что мы, христиане, и с нами Бог, мы со Христом, Христос с нами и Он нам помогает. Отношение к православным христианам иное, чем к остальным людям, потому что православные христиане избраны Богом. Человек приходит в Церковь не сам, его Бог приводит, поэтому нас избрал Бог, значит, Он нам доверяет. Почему Бог избрал нас и как соответствовать своему избранию?! Вот самые главные вопросы. Важно соответствовать статусу православного христианин, а это значит, изменять свою жизнь и благодарить Бога за то, что Он нам дал. Праздник Крещения Господнего напоминает нам об этом.
В праздник Богоявления видимым проявлением Бога в нашей жизни становится святая вода. После молитвы священника вода становится святой. Мы до конца не знаем, как это происходит, нарушаются все физические законы. У одной знакомой прихожанки крещенская вода хранилась более пятидесяти лет и не испортилась, любой химик скажет, что этого не может быть, а это чудо Божие, проявление благодати Божией в нашем мире. Например, все по-разному относятся к купаниям в проруби в Крещение, но я вижу в этом желание нашего народа что-то сделать для Бога. Но, конечно, главное в Крещение исповедаться и причаститься, поэтому специально перед Крещением установлен постный день.
Раньше таинство Крещения совершалось не каждый день, а только накануне особо великих праздников — Богоявления, Пасхи, в Великую субботу. Люди очень серьезно готовились к крещению, проводились специальные огласительные курсы, беседы, циклы лекций. Крещение — это великое таинство, к которому надо готовиться и очень ответственно относиться. Мы живем в быстрое время, поэтому мы разучились терпеть, ждать, любить. Мы хотим все и сразу, поэтому стали поверхностными и измельчали. Мы должны научиться ждать и любить. Как Господь нас любит. Он ради нас стал человеком, ради нас крестился, хотя не нуждался в Крещении, ради нас взошел на Крест, то есть ценой собственной жизни проявил свою любовь к нам. Нам нужно учиться терпеть, менять свою жизнь, становится ближе к Богу. Это самое главное, к чему мы должны стремиться каждый день своей жизни, а не только в этот праздник.
игумен Русской православной церкви, известный иссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы
В праздник Крещения вода как одна из стихий, необходимых для жизни человека, освящается. В советское время люди в полночь брали воду в источниках, и она не портилась на протяжение многих лет, потому что «по вере вашей да будет вам». Например, пожилые прихожане нашего храма рассказывали, что крещенская вода стояла у них и по двадцать пять, и по восемьдесят лет и не портилась. Великая агиасма — это одно из чудес, проявление силы Церкви, силы Богородицы и Духа Святого и веры людей. Этот праздник благословляет на освящение стихий, потому что земные стихии созданы и освящены Богом.