Мнения священнослужителей о фильме Андрея Звягинцева «Левиафан»

Комментарии экспертов «Православного Взгляда» о нашумевшем фильме «Левиафан»

ffQYjQuZBlgПротоиерей Виктор Горбач,

настоятель прихода Святителя Иннокентия Московского в Южно‐Сахалинске, руководитель Молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии

Если этот фильм так популярен в западных кругах и номинируется на премию «Оскар», значит, в его сюжете есть что-то такое, что в нынешних условиях духовного, политического и экономического давления на Россию совпадает с их представлениями о нашей стране и показывает нас в плохом свете. Мне непонятно, почему в СМИ так усиленно обсуждается этот в общем довольно затянутый и скучный фильм и нагнетается истерия вокруг него. Кстати, подобные фильмы больше всего влияют на неискушенную часть общества — молодежь. Молодые люди, не имея жизненного опыта, воспринимают близко к сердцу эти явления. В фильме постоянно слышен мат, на котором герои разговаривают между собой, водку пьют, как воду, и так далее. Это ли не соблазн для молодых? Христос говорил: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6,7).

Не секрет, что наша страна испытывает давление со стороны Запада и США. И в условиях, когда мы призваны мобилизовать народ на защиту своих ценностей, нам предлагают некий продукт, в котором говорится о том, что со злом бороться бесполезно, нужно опустить руки и сдаться. Я считаю, что это не только не способствует единению нации, но и является прямым разрушающим фактором. Безусловно, любое произведение имеет как положительные, так и отрицательные стороны, но важно время и место происходящего. Сейчас не то время.

Я живу в глубинке, на Сахалине, но у меня нет ощущения заброшенности, бедственности и беззакония, творящегося вокруг, как мы видим в фильме Звягинцева. Да, всегда легче описать трагедию, чем подарить надежду. Легче приковать внимание к хронике происшествий, чем к обычной жизни. К тому же каждый любит получать призы. Звягинцев же не отказался от призов и не сказал, что разделит до конца со своим народом все печали и горести. Думаю, что настоящий артист, писатель и творческий человек должен постараться найти хорошие стороны в нашей жизни, в наших людях и в нашем обществе. Нужно постараться сделать так, чтобы человек, в каком бы он состоянии ни находился, увидев это произведение, постарался стать лучше. Даже в самой страшной ситуации у человека должна быть надежда. В фильме «Левиафан» эту надежду у зрителя отняли.

untitledвывИгумен Сергий Рыбко,

игумен Русской православной церкви, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы

 

 

 

Однажды ко мне пришла женщина и рассказала, что, будучи неграмотными, они продали землю, с которой могли бы кормиться, а теперь живут впроголодь. На этом месте построили храм. Она меня спросила: «Можно ли ходить в этот храм?» Я не знал, что ей ответить. Храм не виноват. Я не знаю, о чем думают подобные режиссеры и зачем снимают такие фильмы!

andrej-efanovПротоиерей Андрей Ефанов,

настоятель Преображенского храма села Преображенское и приписного храма Преображения (село Пустошь), благочинный Южско-Савинского благочиния Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии

 

 

Мне неоднократно пытались объяснить, что сюжет фильма в некоторой степени соответствует действительности. Я живу в России с 1994 года. Всю жизнь, исключая 3 месяца служения в райцентре, служу скромным сельским священником. За службу получал зарплату только эти три месяца, остальное время служил не за деньги — все двадцать лет. За двадцать лет ни одной награды не получал вне межнаградного срока, кроме набедренника, который у нас в епархии давали всем при хиротонии. Дослужился до руководителя двух отделов, члена комиссий, благочинного самого крупного благочиния в епархии и секретаря Епархиального Совета — все это, оставаясь настоятелем сельского прихода, все так же без зарплаты от Церкви. Общался с губернаторами и мэрами, главами районов, сельских поселений, гаишиниками и бандитами. Знаком с десятком-другим архиереев, руководителями Синодальных отделов. Все, что собрано в «Левиафане» может иметь место, но лишь как частности, а не как правило, достойное обличения. И эти крайности НИКОГДА не собираются в одной личности, поэтому-то я и говорю, что образы «фанерны», неузнаваемы. Все, кроме образа архиерея! Здесь — откровенная «лажа»! Не станет епископ строить убыточный храм, который и отопления-то не сможет оплатить, ради каких-то непонятных идей. Не станет поддерживать произвол, игнорируя здравый смысл. Нет архиереев, которые патриотизм равняют с духовностью. Равняют — ставят знак равенства. Фильм собрал всевозможный негатив, имеющий место в нашей жизни, но преувеличил все до гротеска. Посмотрев этот фильм, Запад может спокойно продолжить презирать нас, игнорировать все наше доброе, приветствовать огненные «смерчи» на Донбассе, потому как наши же режиссеры говорят, что мы «отстойное быдло», недостойное ничего, кроме печей «Освенцима» или индейских резерваций.