Бог — не только любовь. Профессор А.И. Осипов заблуждается

Автор: Священник Даниил Сысоев
Сейчас есть один популярный профессор Московской Духовной Академии, Алексей Ильич Осипов, который утверждает, что Бог никого не наказывает, а человек только сам себя наказывает.
Он прямо повторяет слова Вилдада из Книги Иова.
Получается, что Бог превращается в какую-то далёкую силу, которая может помогать, но не может мешать, которая может награждать, но не может наказывать, которая может хвалить, но не может ругать. Понимаете? Бог получается такой дедушка, Дед Мороз, который говорит: «Ну, милые детки, радуйтесь жизни, пожалуйста».
Но Бог, которого мы знаем из Священного Писания, совсем другой.
Он — живой Бог, всемогущий. Как говорил святой Ириней Лионский против еретика Маркиона: «Нелепо думать, что Бог только благ, но при этом несправедлив». Почему? Благой должен быть премудрым. Потому что если существо не премудро, оно не может быть благим, ведь глупость не бывает благой. Премудрость предполагает способность суждения, понимание, что есть добро, что есть зло. Суждение предполагает возможность суда, ну просто по определению. Суд — это или оправдание, или наказание.
Вот. И если Бог, будучи всемогущим, является благим, то он должен быть и справедливым. Потому что благость, которая не проявляется как справедливость, как наказание, даже кара, такая благость не свойственна Богу. Она может быть у какого-то бессильного существа, которое не способно вмешиваться в судьбы мира. Но это, во-первых, не Бог, а во-вторых, от его благости ни жарко, ни холодно, понимаете, почему? Если оно бессильно, то оно бессильно даже благодать творить.
Ну просто по определению: если нет силы наказать зло, то нет силы и добро делать. С точки зрения обычной логики представление, что Бог — только любовь, как некоторые говорят, любовь, и только любовь, — оно внутренне противоречиво. Потому что попытка описать сущность Бога одним признаком — это ересь, ложь, так как она сводит Бога к нашим понятиям. Вместо Бога получается некое моё представление, которому человек молится. И такое представление не способно описать божественную реальность и показать, что эта любовь имеет какую-то силу.
Учение, что Бог — только любовь, никого не наказывает, а люди сами себя наказывают, противоречит Священному Писанию и является ересью, осуждённой ещё во II веке. Ересь Маркиона была такой. Когда она появилась, Маркион, её основатель, пришёл к святому Поликарпу Смирнскому, ученику Иоанна Богослова, и спросил: «Ты узнаёшь меня?» Поликарп ответил: «Я тебя узнаю, ты первый сын дьявола». Вот так ученики апостолов оценили это лжеучение, которое утверждает, что Бог — только благо, но не справедливость.
Точка зрения Вилдада не объясняет всех реальностей. Да, человек часто сам себя наказывает, очень часто. Но не всегда. Есть вещи, которые это не объясняет, согласитесь. Ноев потоп — человек себя наказал? Гибель Содома и Гоморры — человек себя наказал? Египетские казни — человек себя наказал? Разрушение Иерусалима после пришествия Господа — человек себя наказал? Нет.
Таких примеров много, когда сам Бог наказывает тех, кто упрямо идёт против Его воли.








