Элина Галиуллина о проблеме «незаметных» кряшен в Татарстане

mamadysh

В связи с публикациями в газете «Звезда Поволжья» статей из серии «Кряшенские пазлы», а также других материалов по кряшенской проблематике в указанной газете и других печатных и электронных средствах массовой информации, необходимость донесения правды до читателей о татарах-христианах и о двухконфессиональной татарской нации все более и более возрастает.

Прежде нужно отметить, что, по мнению Р. Силантьева, татар, исповедующих православное христианство, около 20%, не включая этнических кряшен. Это значит, что вместе с этническими кряшенами православных татар около 30%. Если учесть еще детей от смешанных браков, то процент православных увеличится.

При этом официальная пропаганда упорно предпочитает не замечать двухконфессиональности татарского народа, что ведет к численному его уменьшению, а самих православных татар делает татарскими «ниндзя», то есть «скрывающимися».

Этническим крещеным татарам (кряшенам) легче не афишировать свою «татарскость», а православным татарам из этнических мусульман (новокряшенам), проживающим в Татарстана или местах компактного проживания татар-мусульман, проще не акцентировать внимания на своей принадлежности к христианству. Поэтому в условиях республики православных татар как бы не видно, что делает их идеальными «ниндзя».

В попытке взять под контроль республиканской администрации этнических православных татар существуют: официальная кряшенская организация и т.н. «независимое» кряшенское движение, основные идеологи которых играют роль «злого» и «доброго» полицейского.

Они выполняют, по сути, одну и ту же работу – пытаются контролировать деятельность крещено-татарских (кряшенских) активистов, уводя их энергию «в песок», и разыгрывают карту «кряшенского самоопределения», зарабатывая этим себе «на хлеб». Не всегда их выручка выражается в финансовом эквиваленте, чаще это бартерный обмен, например, обучение детей за границей, хорошие должности, прямые контакты с администрацией президента Татарстана и т.п.

Тем временем татарские «ниндзя» живут своей жизнью, совершенно не оглядываясь на кряшенских «лидеров», однако на их действия обращают пристальное внимание те, для кого «лидеры» существуют – Казанский Кремль и его оппоненты, а также их ответственные менеджеры по национальным и религиозным вопросам, армия экспертов и журналистов.

Особенно это внимание усиливается во время «проколов» и «провалов» религиозной и национальной политики Казани, выражающихся в таких событиях, как недавние поджоги православных храмов, в том числе в крещено-татарских населенных пунктах, и реакция общества на эти поджоги.

Дело в том, что кряшенские «лидеры» совместно с менеджерами, экспертами и журналистами – великолепные иллюзионисты, они создают видимость, что все процессы, проходящие в крещено-татарской среде, они контролируют и в нужном ракурсе освещают в средствах массовой информации.

Но вдруг происходит нечто, после чего оголяются настоящие проблемы православных татар, а именно – игнорирование властями Татарстана духовных потребностей православной части татарской нации.

Отсутствуют программы поддержки православного богослужения на татарском языке, строительства православных храмов в крещено-татарских населенных пунктах и в районных центрах республики, издания христианской литературы на татарском языке.

И здесь совершенно некорректны и неприемлемы отговорки, что, мол, церковь отделена от государства! Опомнитесь, господа, ведь подобные программы существуют и реализуются в отношении татар-мусульман и ислама, есть даже такое понятие, как профилактика исламского экстремизма, под чем подразумевается выделение ощутимых средств под т.н. «традиционный» ислам. Возникает вопрос: почему православные татарские программы не получают и никогда не получали поддержку?

В Республике Татарстан мечетей почти в 10 раз больше, чем православных храмов, это при том, что православных христиан (вместе с православными татарами, которых обычно приписывают при подсчетах к татарам-мусульманам) больше, чем мусульман.

Особого разговора требует официальная история татарского народа, настолько грубо сфальсифицированная, что уже как бы без всякого зазрения совести можно к этой истории добавлять все что угодно и кому угодно, чем и пользуются (подсознательно) сторонники выделения кряшен в отдельный этнос, так как в этой официальной «истории» православным татарам «не отведено места».

Когда великороссы читают татарскую историю, то, видимо, просто потешаются над татарами, так как великороссов «перлы татарской истории» затрагивают не так сильно, как православных татар. Ну, подумаешь, обвиняют великороссов во взятии Казани? В конце концов покорять – это доля победителей!

И никому уже не важно, что во взятии Казани участвовали татары как крещеные, так и некрещеные, в том числе и мусульмане, что нынешние татары – это потомки тех, кто брал Казань или был лоялен политике Ивана Грозного, отсиживался по йортам, а не защищал столицу.

Ведь защитники Казани погибли в боях, а земли Темир Кутлуева Царёва Юрта (так называли Казанское ханство в исторических источниках) были заселены служилыми татарами (кипчаками по языку), часть из которых были крещеными, то есть исповедующими ортодоксальное христианство (в писцовых книгах того времени фигурируют как «служилые новокрещены»), а остальные далеко не всегда были мусульманами (неправославные христиане, например, несториане или римо-католики, в случае принятия православия тоже назывались «новокрещенами», несмотря на то что были уже крещены)

Служилым татарам (в том числе новокрещенам) в подчинение дали ясачных чувашей (потомков булгар и сувар), которые перешли на кипчакский язык (стали именоваться ясачными татарами или просто ясачными) и смешались со служилыми татарами. Таким образом, согласно писцовым книгам происходило формирование казанских татар, в том числе крещеных татар.

Есть достаточное количество свидетельств в культуре и языке татар-мусульман, говорящих о христианском прошлом их предков, это и поминки на третий, седьмой и сороковой дни, и празднование христианских праздников, замаскированных под языческие, и христианское название дней недели и т.д. Откуда это?

Дело в том, что кипчакоговорящие предки современных татар до насильственной исламизации их ханом Узбеком исповедовали христианство или же переживали переходный период от язычества к христианству. Поэтому после их исламизации ислам был у многих достаточно поверхностным, в основном у т.н. «верхушки». При «выходе из Орды» на службу великим князьям Московским, Рязанским или Литовским, а также в «буферные зоны» большое количество татар принимало православие.

После покорения Казани кипчакоговорящие служилые новокрещены ассимилировали ясачных чувашей, заложив основу старокрещеных татар Казанского края. А неправославные кипчакоговорящие служилые люди, ассимилировав ясачных чувашей (потомков булгаро-сувар, у которых от булгарского ислама почти ничего не осталось, так как исламская верхушка булгар была вырезана татарами еще до исламизации татар ханом Узбеком), заложили основу казанских татар, основная исламизация которых осуществлялась после реформ Екатерины Второй.

Особого исторического экскурса требует история православных татар-мещеряков, как впрочем и мишарей вообще, культура которых буквально пропитана христианством, что неудивительно, ведь их предки – кипчакоговорящие татары без булгаро-суварского компонента, зато близкие к православным вятичам и православной мордве. Вятичи – последние из славянских племен принимали православие, примерно в одно время с мордвой и кипчаками (часть кипчаков уже были христианами разных течений, другие переживали переходный от язычества к христианству период).

Мещеряки во время Куликовской битвы были на стороне святого благоверного князя Дмитрия Донского. Сейчас мещеряки-мусульмане наиболее радикальны из татар-мусульман, так как еще недавно были христианами (например, в деревне Сафаджай еще в XVIII веке мещеряки праздновали Покров Пресвятой Богородицы и взятие Казани, а сейчас там функционирует школа имени одного из мусульманских деятелей Хусаина Фаизханова).

Православные татары для самоназвания стали использовать термин «керэшеннэр» (от русского слова «крещеные»), а татары мусульмане – «моселманнар» (от арабского слова «муслим»)

К старокрещеным татарам (особенно во время функционирования конторы дел новокрещенских) присоединились новокрещеные татары (после реформ Екатерины до миссии Николая Ильминского часть крещеных татар отпали в ислам, так как были крещены, но не катехизированы). Процесс присоединения новокрещеных православных татар к старокрещеным продолжается до сих пор и будет продолжаться, что естественно.

Новокрещеные православные татары (новокряшены) зачастую во много раз активней и энергичней, чем этнические крещеные татары (кряшены), так как веру Христову ценят как подарок, а не как данность или часть культуры. Многие православные татары из т.н. «этнических мусульман» поют в кряшенских храмах на клиросе, «маскируясь» под этнических крещеных татар.

Пока т.н. кряшенские «лидеры» (бывшие партработники и атеисты-материалисты, ставящие на первое место не духовность, а решение т.н. «кряшенского вопроса», которое они видят как выделение кряшен в отдельный народ) создают иллюзию своей значимости, а республиканские власти имеют дело с ними и пытаются их напугать, задобрить, или на них опереться; татарские «ниндзя» не видят просвета в решении реальных проблем, не слышат речей о двухконфессиональности татарской нации с таких «площадок», как Всемирный конгресс татар, не ощущают поддержку своих духовных потребностей, а видят только то, что им пытаются навязывать их судьбу!

И орда таких татарских «ниндзя» растет, как растет и недовольство. Всегда возникает вопрос: почему вы, желая достойного отношения к себе со стороны великороссов, будучи среди них меньшинством, позволяете унижать свое меньшинство, т.е. нас, православных татар? Да, у нас другая вера! Да, у нас иной взгляд на историю татарского народа! Но разве это дает вам право не учитывать наши интересы?

Татарские «ниндзя» – великолепные мастера маскировки, их можно долго не замечать, играя в игры со своими оппонентами, а потом заметить в последний момент, когда будет уже поздно и партия будет проиграна!

ИСТОЧНИК