Интервью с известным миссионером иереем Валентином Цикулаевым
Отец Валентин Цикулаев основал православное общественное движение «Миссия Никольская» в Виннице, занимался активной проповедью среди местного населения, устраивал акции о запрете абортов, но по причине сложившихся политических обстоятельств на Украине, по благословению духовника, принял решение уехать в Россию. Мы поговорили с отцом Валентином о православной миссии и о будущем Украины и России.
— Отец Валентин, как вы пришли к Богу?
— Я родился в Одессе в семье атеистов. После окончания школы мечтал стать милиционером, но после многочисленных попыток, промыслом Божиим, у меня это не получилось. Несколько лет проработал корреспондентом в телерадиокомпании «Торнадо» в городе Белгород-Днестровский Одесской области, потом открыл частное агентство недвижимости «Белый город», которое просуществовало около года, за это время женился на своей, Богом данной, будущей матушке. С четырнадцати лет в моей душе зародилась жажда Бога, душа рвалась к Богу, но не понимала, Кто Он и где Его искать. Это была жизнь в зазеркалье, которая не имеет ничего общего с жизнью во Христе. Я прошел через изучение различных восточный псевдо-духовных практик, но у меня был искренний поиск Бога, поэтому Бог Сам меня нашел. Я всегда понимал, что Бог един и не существует никаких языческих псевдобожеств и поклонения стихиям. Через некоторое время я обратил внимание на православие, хотя раньше оно мне казалось банальным пережитком прошлого. Когда я в первый раз зашел в православный храм, в моей душе возникло ни с чем несравнимое чувство свободы, это и было проявление чего – то, совершенно нового, и так долго жданного… Я понял, что благодать Святого Духа живет только в Православной церкви. Мне было тогда двадцать лет, а в двадцать два года я начал воцерковляться: принимал активное участие в церковной жизни, участвовал в Святых Таинствах, читал духовную литературу, общался со священниками — и в один момент понял, что не могу больше жить двойной жизнью и заниматься тем, чем занимался до этого.
— Но ведь многие православные христиане после прихода к вере живут так же, как жили до этого…
— Христианин не может жить двойными стандартами, потому что это мешает духовной жизни, но если бы не Господь, я бы не отказался от своей прошлой жизни. Под давлением обстоятельств мне пришлось уехать в Винницкую область в город Бар, где познакомился с местным священником, который в тот момент строил монастырь в честь Барской иконы Божьей Матери. Под его влиянием и руководством я воцерковлялся, нес первое церковное послушание, работал на стройке монастыря, стал неплохим скотоводом и не много пасечником. Все это помогло мне в духовной жизни. Но даже во время воцерковления старые духовные раны не давали покоя. В это время я много молился и просил, чтобы Господь открыл, как мне загладить свою вину перед Ним. И вот в очередной раз перечитывая Священное Писание, я увидел ответ на мучавший меня вопрос в последних строках из Послания апостола Иакова об обращении грешника к покаянию. После этого моей основной целью в жизни стала православная миссия. Через некоторое время очень известный старец схиархимандрит Кирилл, через моего духовника благословил меня принять священный сан, и в двадцать четыре года, Божьей милостью, я стал священником.
— Став священником, вы не перестали заниматься миссией?
— Я начал проповедовать и совершать диспуты с представителями псевдо – христианских организаций, задолго до священства, но сначала я делал это для того, чтобы утвердиться в правильности своего пути. Через полгода после рукоположения я решил возобновить миссию, стал заниматься уличной миссией, создал небольшую миссионерскую группу, в которой люди могли обучаться миссии и работе с сектантами. По благословлению митрополита Винницкого и Барского Симеона, мы открыли общественную организацию «Православное миссионерское общество Святителя Николая Чудотворца». Целью этой организации стало создание сети миссионерских курсов, на которых желающие могли бы обучаться миссии и проповеди Евангелия на улицах, в общественных местах, учебных заведениях и больницах. Также мы начали заниматься продвижением законопроекта о запрете абортов на Украине, проводили лекции по запрету абортов в больницах и учебных заведениях, ряд акций, на которых собрали около пяти тысяч подписей против абортов, сделали телепередачу о запрете абортов и о нашей организации.
— Каких вам удалось добиться результатов в антиабортной и миссионерской деятельности за это время?
—Нам не удалось запретить аборты… Продвигать православные проекты при неправославной власти является почти невозможным, потому что православные для новой власти — враги. Но даже если бы нынешняя власть начала продвигать антиабортный законопроект, то делала бы это во имя свое, а не во имя Христово. После себя я оставил помощника — очень активного миссионера, который продолжает заниматься проповедью. Наша миссионерская группа достигла хороших результатов, мы выпустили ряд катехизаторов и миссионеров, которые могут вступать в любые диспуты с сектантами. К сожалению, мы не успели создать сеть миссионерских групп из-за политической обстановки на Украине. Официально выпуск миссионеров не состоялся, но они изучили все, что нужно знать миссионеру.
— И что нужно знать миссионеру?
—Миссионеры изучали догматическое богословие, сектоведение, научную апологетику, Священное Писание, библейскую историю. Было успешное начало, которое на данный момент оборвалось.
— Можно ли выучить человека на миссионера?
—Главная цель миссионера заключается в том, чтобы приводить людей ко Христу. Господь говорит: «Я есмь путь, и истина, и жизнь»(Ин. 14:6). Святой Дух дарует каждому тот талант, который угоден Богу. Чтобы быть миссионером, необязательно оканчивать миссионерские курсы. Многие хорошие миссионеры не учились на миссионерских курсах, они жили словом Божиим, дышали и питались им. Господь сказал: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Ин. 4:34).
— Протоиерей Олег Стеняев в одном из интервью сказал, что самое главное качество миссионера — это любовь к сектантам.
—Любовь может проявляться по-разному: можно согреть человека, погладить по голове — это эмоциональное проявление любови, а можно ударить по лицу, чтобы человек не согрешил еще больше. Подобный пример любви продемонстрировал святитель Николай Чудотворец на I Вселенском соборе, когда ударил еретика Ария по лицу. О такой любви пишет святитель Иоанн Златоуст: «Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди». Не сказать еретику о том, что он погибнет, — это проявить ненависть к нему. Если человеку не говорить правду, тогда в чем состоит наша любовь? Настоящая любовь заключается в том, чтобы приводить человека ко спасению. И это самое главное качество, которым должен обладать настоящий православный миссионер.
— Как вы решили проповедовать в электричках, ведь это достаточно необычное место для проповеди?
— Однажды я гулял по Киеву и на Крещатике увидел четырех протестантов, которые громко проповедовали Евангелие. Я вступил с ними в диалог, но, так как спешил на поезд, диалог надолго не затянулся. Но когда я оттуда ушел, меня начала жутко обличать совесть, что сам я никому не проповедую, хотя апостольскую миссию и открытую евангельскую проповедь, никто не отменял. Через несколько дней я увидел видеозапись, в которой рассказывали, как протестанты самых разных течений ездят по Украине и России и проповедуют в транспорте. Я подумал: «Ведь апостольскую проповедь никто не отменял, почему мы этим не занимаемся?» Как сказано в Евангелии: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40). То есть камни вопиют, а мы молчим! После этой записи я всю ночь не спал, меня ужасно обличило, что мы, православные, не занимаемся проповедью, а наше место занимают волки в овечьих шкурах, потому что они вводят людей в погибель через ереси. На следующий день, не испросив благословения архиерея, я позвонил такому же «своеобразному», как и я, — отцу Артемию Тадчуку и предложил проповедовать в транспорте. Он подумал, что я шучу, но когда понял, что я серьезно, согласился. В тот же вечер, взяв с собой видеокамеру (не с целью похвастаться, а чтобы показать, что это возможно и нужно), мы пошли по электричкам и трамваям с проповедью. Я заходил в вагон, доставал священническое удостоверение и, поздоровавшись со всеми, говорил, что мы священники Московского Патриархата Украинской Православной Церкви, не сектанты и не раскольники, денег не собираем, даже если будут предлагать – не возьмем. Это сразу же приводило людей в ступор. Все привыкли к стереотипу: «если поп то монетка зазвонит». Мы никогда не брали денег, хотя нам и предлагали. Мы шли только ради дела. Люди начинали слышать и слушать.
— О чем вы говорили людям в электричках?
— Так как раньше мы жили в стране номинально православной, мы пытались доказать людям, что многие из них, ничего на самом деле не знают о православии. Мы говорили, что есть верующие, а есть верные, что «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2:19), а современные люди хуже бесов, потому что веруют и не трепещут, живут по принципу: «В Бога верую, а жить буду по-своему». Мы читали строки из первой главы Книги пророка Исаии и истолковывали написанное, исходя из современного состояния Церкви. Дискредитировали ли мы этим Церковь? Ни в коем случае. Таким образом, я говорил атеистам и сектантам, что Православие — это не формальная языческая организация, где можно освящать крашеные яйца, пасхальные куличи, набирать святой воды, а что все это должно быть проявлением внутренней духовной деятельности. Я объяснял людям, что Православная Церковь — живой организм, который пребывает в живом единении с живым Богом. На основании Евангелия, Посланий апостолов Иакова и Павла, Притч Соломоновых, Книги пророка Исаии получалась очень хорошая проповедь. Когда мы принесли видео с проповедью митрополиту Винницкому и Барскому Симеону, я малодушно ждал упреков и обличений с его стороны, но он, посмотрев видео до конца, сказал: «Если это работает, то продолжайте». И он благословил нас на эту миссию.
— Как люди реагировали на вашу миссию?
— Некоторые люди после нас начинали задумываться, что они на самом деле не православные, хотя их кто-то когда-то крестил. Я считаю, что эта проповедь очень нужна. Однажды мы около часа на вокзале ждали следующую электричку, и одна молодая женщина нашла нас через час и буквально навзрыд благодарила за то, что кто-то из православных занимается этой миссией. Наиболее положительно на эту миссию реагирует молодежь. Первые несколько минут воспринимают очень скептически, но потом начинают задавать очень правильные адекватные духовные вопросы.
— Кто, на ваш взгляд, является выдающимся современным миссионером?
— Выдающиеся современные миссионеры — это иерей Даниил Сысоев, протоиерей Олег Стеняев, иеромонах Серафим (Роуз), протоиерей Андрей Ткачев и многие другие. Протоиерей Андрей Ткачев формально не является миссионером, но его публикации носят миссионерский характер. Это люди, которых я ценю, люблю и уважаю как миссионеров. Дерево узнается по плодам, а плоды этих людей на лицо. Среди наших братьев и сестер во Христе очень много неизвестных для мира людей, которые станут известными в день Страшного Суда, когда Господь объявит их своими верными слугами, несшими слово истины людям. Каждая душа бесценна перед Богом, и если человек приведет к Богу хотя бы одного человека, таким образом он очистится от множества своих грехов и спасет этим свою душу.
— Какие методы используют сектанты для того, чтобы вовлечь в свои ряды новых членов?
— Сектантская миссия бывает разная, но все основные методы сектантской миссии всегда сводятся к социальной деятельности и «бомбардировке любовью». Сектанты пытаются утешить человека, успокоить, когда у него случилась беда, помочь, может быть, даже материально. Они покупают человека за «конфету».
— Какие секты существуют и как с ними бороться?
— Самый лучший метод взаимодействия с сектами — это их ликвидация. Любая организация, которая находится за пределами Церкви, за бортом корабля спасения, не относится к Телу Церкви и является сектой. В основном все сектанты — экуменисты, они считают, что не имеет значения, к какой конфессии относится человек, главное, что признает Христа и этим спасается. Они считают православных агрессорами, потому что мы говорим, что они неправы. Сектанты не имеют права на слово, потому что они совращают души в геенну огненную! Поэтому права на слово они не имеют, их нужно запрещать на законодательном уровне! Можно взять элементарный пример с организацией «Сторожевая Башня». Не хочу их называть «Свидетели Иеговы», так как они не являются свидетелями Иеговы. Чисто статистически, сколько там самоубийств, сколько алкоголизма, разводов и т.д.! Взять голую статистику и запретить их на государственном уровне. Есть все аргументы для этого, но почему-то никто этого не делает. Говорят: «Они же тоже имеют право на слово и религиозную свободу».
— Иудеи — тоже сектанты?
— Естественно, потому что они откололись от Бога, когда не приняли Иисуса Христа, и с того времени они стали сектой. С ними очень интересно общаться, они очень интересные собеседники, если это неагрессивные религиозные иудеи. Как и многие мусульмане, они люди ищущие, но не видящие света, блуждающие во тьме. Так происходит потому, что им уже сказали слово о свете, но они его не приняли. И вот они ищут, ищут, ищут и не могут его никак найти, но если к ним прийти, постучать и сказать: «Ты опять не туда повернул, видишь, там свет — туда надо идти», —то в большинстве случаев, я думаю, с Божьей помощью, все обратимо. Недавно протоиерей Олег Стеняев подарил мне то, о чем я долго мечтал — Тору иудейского издания на иврите с подстрочным переводом и с иудейскими комментариями. Я убеждаюсь, что ничего не поменялось в Священном Писании, кроме незначительных моментов перевода, которые не имеют догматического значения.
— Отец Валентин, расскажите о случаях обращения людей в веру?
— Я никого не обратил, Господь обращал многих. Однажды с моим другом священником Павлом Чайковским мы пришли в одну баптистскую общину в рясах и с крестами и сели в зале. Когда они встали на молитву, мы сидели, в зале было много народа, но все внимание было сосредоточено на нас. К сожалению, в тот раз все закончилось как обычно, — нам пообещали что обязательно подготовятся на следующий раз, и ответят нам на все вопросы… Когда мы ушли оттуда, за нами вышла целая толпа народа, человек двадцать, наверное, и вот один из этих людей (Анатолий, мужчина лет пятидесяти вполне адекватного вида) подошел к нам и сказал: «А вы что, такие смелые, раз приходите сюда проповедовать?» Я ему отвечаю: «Можете испытать нашу смелость». Он отвечает: «Давайте попробуем, пойдемте ко мне домой». Мы пошли к нему домой, он был одет довольно бедно, но когда мы пришли, то увидели двухэтажный коттедж. Анатолий сказал, что у него есть своя «святая святых» — молельная комната. Мне стало ужасно интересно, что может быть в молельной комнате у баптиста. Когда мы вошли туда, увиденное превзошло все мои ожидания: там стоял теннисный столик, кожаный мягкий уголок с журнальным столиком, большие книжные полки с самой разной литературой, начиная с баптистских брошюрок и заканчивая православным «Законом Божьим» протоиерея Серафима Слободского. Первая наша беседа продлилась почти до часа ночи. Анатолий на протяжении многих лет ходил в баптистскую общину, очень хорошо ориентировался в Священном Писании, но согласился с тем, что в баптизме нет ответов на многие вопросы. Он предложил встречаться в его «святая святых» с теми баптистами, которые сами захотят. Я не знаю, встречался ли отец Павел с ними после того, как я уехал из Украины. Но сын экс-главного «пресвитера» баптистской общины, о которой я сейчас говорил, раб Божий Андрей, в эту Пасху принял святое Крещение и стал нашим православным братом во Христе.
— Вы вынуждены были уехать из Украины по политическим причинам. Как вы считаете, как дальше будут развиваться события на Украине и в России?
— Украина — это предупреждение для России, и если Россия не покается и не изменит свое отношение к моральным, нравственным и духовным ценностям, то очень скоро в России повторятся украинские события. На Украине, как и в России, за эти годы расцвело много «номинального» Православия. Страна считается православной, но при том, почему то все как было так и есть: — например аборты в России и на Украине как были, так и до сих пор разрешены. Кровь убитых некрещеных младенцев вопиет к Богу, как кровь Авеля, взывает к отмщению. Если Господь попускает войну, то делает это для спасения людей, чтобы они покаялись и поняли, что неправы перед Богом. Сейчас идет в первую очередь духовная война. С одной стороны «майдан», на котором собралась вся духовная нечисть: раскольники, униаты, автокефальщики, сектанты, атеисты и др., а с другой стороны, Новороссия, где народ стремится к Православию даже на государственном уровне. До этих событий украинский народ позволял себе духовную распущенность, Пасху из праздника духа сделали праздником брюха. Самая большая проблема украинского народа была в духовном отступлении от живого Бога и Православия, поэтому началась толерантность, демократия, терпимое отношение к сектам, но толерантность и демократия приводят к сатанизму в законе. Поэтому Господь попустил все это. Россия — это центр Руси, а потому она в большинстве своем сохранила духовные корни, но сейчас эти корни, к сожалению, сильно гниют. Господь через Украину показал, что будет с Россией, если корни догниют до такой же степени.
— В Украинской Православной Церкви некоторые люди, пользуясь непростой обстановкой, готовят автокефалию. Что будет дальше?
— В России, как и на Украине, есть волки в овечьих шкурах со своими интересами — в частности, интересами раскола Церкви. Национализм граничит с ересью, поэтому, когда внутри Церкви начинается разделение по расовому признаку, некоторые члены Церкви отсупают от благодатного общения со Христом и становится псевдоправославными. К сожалению, во многих членах УПЦ МП живет националистическая идея наигранной и непонятной лжемести России и русским. Они забывают, что русские — это братья во Христе, а не враги народа. Украинский народ для них больше и важнее, чем Христос. Ересь этнофилетизма, которая сейчас проникает в среду Украинской Православной Церкви, возможно и стала причиной происходящих на Украине событий. Многие священнослужители на Украине уже открыто предпочитают не поминать Патриарха, «чтобы не искушать украинцев», они ищут не того, что угодно Богу, а того, что угодно людям. Это человекоугодие внутри Церкви.
Потому все мы должны понимать, что Господь попускает нам беды и гонения только для нашего спасения…
Специально для портала «Православный Взгляд»