Почему умирает деревня и как ее возродить? Мнение экспертов
«Православный Взгляд» о путях возрождения деревни
игумен Русской православной церкви, известный миссионер, настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы
Деревня была разрушена в советское время. Храмы были закрыты, Дома культуры не могли удовлетворить потребности людей, работать с утра до вечера за трудодни, которые даже не оплачивались, не хотелось никому, поэтому люди бежали из деревень в города, где можно было получить образование, устроить жизнь. Сейчас идет обратный процесс. Люди, особенно обеспеченные, стали понимать, что деревня — это жизнь на природе. Вокруг городов начинают основываться поселения, в которых строятся храмы, а около храмов созидается русская национальная жизнь. Так начинает возникать настоящая русская община. Многие сейчас начинают предпринимать шаги по возрождению деревни, открывают фирмы или общее православное хозяйство. За этим будущее. Я был в Финляндии и видел, как люди живут в деревнях, а учатся и работают в городах. У них сильно развито сельское хозяйство, пусть и механизированное. Там нет пробок на дорогах. В деревнях супермаркеты и рестораны, прекрасные дороги, детские сады, клубы по интересам. Надо и нам такое постепенно создавать, и везде должны стоять храмы.
настоятель прихода Святителя Иннокентия Московского в Южно‐Сахалинске, руководитель Молодежного отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии
В XX веке мы пережили индустриализацию, большая часть нашего общества стала горожанами. Для продовольственной безопасности мы должны выращивать в России все сельскохозяйственные продукты. Санкции в этом смысле пошли на пользу. Общинность, а ведь русская деревня всегда была общинной, основана на Православии, на понимании того, что все люди — братья и сестры, единая семья. Сегодня, к сожалению, мы это понимание во многом утратили. Люди, проживающие в городах, могут не знать своих соседей по подъезду и никогда с ними не общаться. С таким мировоззрением сложно что-то сделать в деревне. Я не могу давать прогнозы, но могу сказать, что там, где появляется сильная церковная община: либо это монастырь, либо верующие люди, например, православные предприниматели — там жизнь меняется в лучшую сторону. Единственное спасение деревни я вижу в том, чтобы там развивалась церковная жизнь. А развитие церковной жизни невозможно представить без школы. Но сегодня в школу не допускают даже культурологического предмета «Основы православной культуры», фактически идет бойкот этого предмета в некоторых регионах. Я знаю случаи, когда выбор детей и родителей игнорировали и детей насильно заставляли изучать светскую этику. Это страшное преступление, которое совершают чиновники от образования. Без Православия не только деревня не возродится, а вообще ничего не возродится. Православие глубоко связано и с деревней, и с городом, и с нашей жизнью, с нашими произведениями, ведь ярые антицерковные произведения основаны на незнании людей.
помощник атамана Центрального казачьего войска
В России определенными силами общества проводится борьба с абортами. С революции 1917 года началось государственное признание абортов, когда законодательно было разрешено убийство нерожденных детей. Это начинание пустило такие глубокие корни, что в наши дни бывает сложно переубедить порядочную женщину отказаться от аборта. То же самое и с деревней. Мы сейчас пожинаем плоды революции. Проблема села — это проблема нашего общества и очень похожа на проблему казачества. Оно есть, но его и нет, потому что казаков не осталось. Сельское общество есть, но его и нет, потому что крестьян не осталось.
Советская власть подрубила деревню на корню и разорила ее. Колхозы — это карикатура на сельские общины, окончательно поработившие сельское население. Колхозникам не выдавались паспорта, они находились в неравном положении с горожанами и рабочими, поэтому они вынуждены были бежать в города. Об этом писали такие писатели, как Василий Белов, Федор Абрамов, Виктор Астафьев, Валентин Распутин.
В России огромное количество земли, нужно возрождать сельское хозяйство, а традиции и устои подорваны. Я родился и вырос в городе, хотя много лет жил в деревне, я и сейчас могу взять любой кусок земли, но что я буду делать с этой землей? Мы разрушили крестьянскую общину, и воссоздать ее заново очень сложно. Городские романтики 80-х и 90-х годов, которые побежали в деревню организовывать фермы и частные хозяйства, вернулись, потому что деревня их не приняла. Этот процесс более долгий, чем кажется. Нужно не гнать людей из городов в деревню, а деревню делать привлекательной для жизни и, прежде всего, с духовной точки зрения. Сейчас в деревне люди в основном неверующие, а если верующие, то номинально. Они агрессивно относятся ко всем приезжим. В деревне процветает пьянство, разгильдяйство и лень. В первую очередь в деревне нужно установить сухой закон.
Нужно давать беспроцентные ссуды на приобретение земли, сельхозинвентаря и недвижимости. Нужно дать землю беженцам и дать им возможность построить жилье на ней. Нужно строго взыскивать за использование земли не по назначению. Землю нужно отдавать людям, но делать это с учетом реалий. Если Дальний Восток или Сибирь будем отдавать китайцам, то мы получим китайскую Сибирь и китайский Дальний Восток, поэтому в этом вопросе нужен мудрый и взвешенный подход наших руководителей.