Виктор Куприянчук: «Мы хотим обратить весь мир в Православие»
Виктор Куприянчук — руководитель московского отделения Миссионерского движения в честь святого пророка Даниила при Храме апостола Фомы на Кантемировской. Движение основано иереем Даниилом Сысоевым в 2009 году и является, на данный момент, самым значительным миссионерским движением в современной России.
— Виктор, расскажите, как возникло миссионерское движение пророка Даниила?
— В 2007 на традиционном татарском празднике Сабантуй священник Даниил Сысоев провёл миссионерскую акцию, в рамках которой прихожане храма апостола Фомы на Кантемировской с молитвословами на татарском и башкирском языках разговаривали с людьми о вере. Тогда отец Даниил сказал, что собирается открыть миссионерские курсы. Таким образом, в 2007 при храме Апостола Фомы открылся миссионерский кружок. Этот кружок проводился, как мы потом поняли по методике известного дореволюционного миссионера диакона Иоанна Смолина. Раз в неделю миссионеры собирались в храме, слушали доклады на различные темы, а потом отец Даниил рассказывал нам, как правильно отвечать на аргументы сектантов, и в конце мы задавали вопросы отцу Даниилу из миссионерского блокнота, которые у нас возникали в течение недели во время миссии. Осенью 2008 года после миссионерской поездки в Киргизию отец Даниил создал миссионерскую школу, в которую поступило очень много желающих, но только двадцать три человека доучились до конца.
— Какие требования были при приеме и как проходили занятия в школе?
— Отец Даниил проверял будущих учащихся на знание Катехизиса митрополита Филарета (Дроздова). Занятия в миссионерской школе проводились два раза в неделю, один день был посвящен изучению догматики на основе Священного Писания, а другой день – спецкурс, который включал в себя изучение ислама, сектоведения, язычества и прочего. Нас учили, как правильно общаться с сектантами, какие аргументы использовать в общении с ними. Каждые выходные проводилась уличная миссия и походы в секты. Летом 2009 года у нас состоялось несколько поездок, в частности, в Татарстан. Одну неделю мы жили в татарской деревне, где собрали общину православных христиан, а во вторую неделю в городе Заинске мы проводили уличную миссию и проповедовали в сектах и в местной мечети.
— Что изменилось после смерти священника Даниила Сысоева?
— Принципиально ничего не изменилось. Движение продолжает жить, разрабатываются методики по миссионерскому служению, накапливается богатый миссионерский опыт. К сожалению, большинство миссионерских книг устарело и приходится с помощью живого общения вырабатывать современные методики. В московском отделении движения состоит около пятидесяти человек. После смерти отца Даниила Сысоева нам было очень нелегко, но мы решили продолжить миссионерские курсы. Тогда мы не понимали, каким должно быть движение, на нас лег большой груз ответственности, так отец Даниил при жизни брал всю основную работу на себя. Сейчас на миссионерских курсах к тому, что было при отце Данииле, добавился курс «Основы православия», который читает Виталий Юдин, так как люди, которые приходят в школу плохо разбираются в основах веры. Я преподаю «Догматику», которую преподавал при жизни отец Даниил, но так как у меня нет такого объема знаний, как у него, лекции проходят сокращенно.
Каждую неделю мы проводим уличные миссии, ходим в секты и проповедуем мусульманам. Раз в две недели мы посещаем социальные учреждения, такие как Центры Социальной адаптации, дома престарелых, детские дома, клиники по реабилитации наркоманов но миссионеров на всех не хватает.
— Какие планы у вашего миссионерского движения?
— Обратить весь мир в православие. В первом пункте Устава нашей организации написано — создание новых епархий Православной Церкви и укрепление уже существующих. Этим мы и занимаемся. Сейчас в Туву уехало двое ребят из нашего Движения, в прошлом году наших миссионеров приглашали в Африку, но не получилось. Я надеюсь, что в будущем наши миссионеры поедут по всему миру с проповедью Евангелия, Господь пошлет нам таких людей, которые смогут все здесь оставить ради миссии. Среди новообращенных очень много ревностных людей, у которых много проблем, но они бросают все и идут проповедовать.
— Виктор, как вы сами решили стать миссионером?
— Это произошло в 2005 году благодаря «Свидетелям Иеговы», которые пришли ко мне домой, и так меня заинтересовали, что я начал изучать Библию. Когда они приходили еще, мы разбирали вопросы Троицы, сущности Господа Иисуса Христа и прочие. Им нечего было ответить на мои доводы, которые я тогда черпал из книги протоиерея Олега Стеняева «Диспут со Свидетелями Иеговы. Но поскольку в то время я никого кроме «Свидетелей Иеговы» не знал, то продолжал общаться с этими людьми, а уже через год я познакомился с отцом Даниилом Сысоевым, который много говорил о целой концепции миссионерства. И это было то, что мне нужно.
— С чего нужно начинать изучение Библии?
— С регулярного чтения Библии. В уставе нашего движения написано, что миссионер должен в течение года полностью прочитывать Священное Писание. Когда приходишь к протестантам, они обязательно спрашивают, сколько раз вы читали Библию. Это аргумент. Однажды на улице я подошел к «Свидетелям Иеговы» и объяснил им, почему они неправильно понимают Библию. Для них было шоком, что православные вообще ходят по улицам с Библией в руках и разговаривают о вере.
— Есть ли какая-то общая методика по изучению Священного Писания?
— Недавно Синодальный отдел по делам молодежи издал «Методику по изучению Священного Писания». После смерти отца Даниила мы стали проводить евангельские кружки по небольшой методике, которая вошла в изданную книгу как одно из приложений. На практике эта методика оказалась несколько несовершенной, поэтому во время проведения этих кружков я стал использовать методику дореволюционного миссионера диакона Иоанна Смолина и некоторые методики протестантов. Из этих слагаемых и сложилась нынешняя «Методика по изучению Священного Писания».
— Расскажите об этой методике?
— Перед изучением Библии мы делим количество стихов из Библейской главы на количество человек и вместе прочитываем всю главу. Потом мы делим главу на смысловые отрывки, и начинаем изучать каждый отрывок по отдельности. Я задаю несколько вопросов по этому отрывку, спрашиваю, о чем этот отрывок, где в этом отрывке проявляется испорченная грехом природа человека, чем этот отрывок полезен для обличения, исправления и утверждения людей в праведности. Потом спрашиваю, какой стих из этого отрывка ключевой, и к следующему занятию я задаю выучить наизусть этот стих. Далее мы по кругу задаем друг другу вопросы по этому тексту. После этого я зачитываю ребятам, как нужно правильно понимать это место Священного Писания из толкований Святых Отцов. Так же я спрашиваю, как этот отрывок можно применять в нашей жизни. Наша методика по большей части предназначена не для изучения Библии, а для того, чтобы заставить человека думать над Священным Писанием, и правильно толковать его. А то сейчас в Москве в некоторых кружках учат понимать Библию, как в голову надуло, а не так, как учит понимать ее Церковь.
P.S.
Важно! Объявлен новый набор в школу Православного миссионера, основанную о. Даниилом Сысоевым!