Виктор Куприянчук: Как не стать страной победившего патриотизма

GTWL-REAFpc

Заключительная часть интервью с руководителем московского отделения миссионерского движения в честь святого пророка Даниила Виктором Куприянчуком

В связи с глобальными событиями, которые происходят в нашем обществе — войной на Украине и присоединением Крыма к России — в православной среде вновь вспыхнули жаркие споры между патриотами и уранополитами. В чем смысл этого спора и в чем суть уранополитизма, о котором говорил священник Даниил Сысоев?

Чтобы понять отношение отца Даниила Сысоева к патриотизмудостаточно прочесть его Живой Журнал по метке «уранополитизм, или почитать его книгу «Гражданин неба». Проблема в основном в терминах. Что такое патриотизм? На этот вопрос не могут ответить даже патриоты. Если говорить, что патриотизм это любовь к родине,то непонятно какую родину любить? Или: как ее любить? Однажды ко мне в храме подошел молодой человек, который, видимо, воцерковляется и спросил: «Почему мне все православные говорят, что если я православный, то я должен ненавидеть Советский Союз. Мои родители родились там и жили, ходили в церковь, и им там было хорошо. И я там родился, и я очень люблю Советский Союз. Почему я должен его ненавидеть с точки зрения православия, ведь это моя Родина?!». Да, с точки зрения патриотизма, это его родина и он должен её любить. Если мы называем любовь к родине, к стране или к городу патриотизмом, почему не назвать это просто любовью к своей стране?!

В России сейчас существует парламент, это значит, народное представительство, но разве у нас за всю историю до появления парламента не было народного представительства во власти?! Мы с Запада как из тухлой трубы берем самое плохое, в том числе термины, которые никто не понимает. Это как в свое время известный художник Верещагин предсказывая в конце 19 века революцию писал, что весь русский народ агитирует «за социализацию земли», а что это значит — никто объяснить не может. Если я просто люблю свою родину, зачем мне быть патриотом?! Почему мы не можем русскими словами объяснять различные явления. Если я, допустим, патриот Москвы, но я не люблю какой-нибудь юго-восточный округ,. я родился и вырос в южном округе и люблю это место,. но т. к. я патриот Москвы, то и должен любить все округа? И как любить не понятно? Возникает очень много вопросов. Я подходил к нашим прихожанам, не уранополитам, и спрашивал: «Ты патриот?», они отвечали: «Да!». И тогда спрашивал их: «Что вы вкладываете в это понятие?». И получилось, что все под патриотизмом понимают разные вещи. А что хуже всего? Это идеологический термин. Зачем называть любовь патриотизмом?! К тому же, в этом термине во главу всех ценностей человека ставится земное отечество, а потом все остальное. Отец Даниил Сысоев говорил, что нельзя быть христианином и кем-то еще, например, христианином и фашистом, христианином и националистом, христианином и феминистом, потому что ради этого «изма» придется жертвовать христианством. С патриотизмом то же самое. Многие патриоты говорят, что для них на первом месте Бог, а земная родина на втором, но это лукавство. Однажды ВКонтакте в группе «Православная Русь» я увидел такой демотиватор: «На первом месте у нас всегда была страна и Бог». Значит, страна на первом место, Бог на втором. И никто не сделал там никакого замечания, зато двести лайков.

Мне кажется, вопрос не в патриотизме, а в национализме. Есть конкретные определения любого термина, и в определении патриотизма нет того, что родина должна иметь исключительное значение. Напротив, истинный патриотизм основан на национальном чувстве, а национальное чувство заложено Богом, оно религиозное, а не идеологическое…

Всё связано, понимаете! Уранополитизм это, в общем-то, реакция на патриотизм, который ставит на первое место родину, земные ценности, и приводит к тому, что церковь должна служить стране. В действительности это получается так, чтобы ни говорили патриоты, что у них на первом месте Бог. Например, один небезызвестный блоггер Иванов-Ордынский заочно предал анафеме архимандрита Рафаила Карелина за то, что тот сказал что-то патриотическое в сторону Грузии. Значит, он не христианин, он не православный, он служит США! К этому и приводит патриотизм.

А уранополит говорит, что для него на первом месте Бог, и Его законы, а не государства, и исходя из этого он выстраивает свою жизнь. Если он помогает ближним, он делает это не потому, что он патриот, а потому, что он христианин. Если он идёт в армию, он идёт защищать родину не потому, что патриот, а потому, что христианин. Если его страна будет требовать от него каких-то преступных поступков,он их не будет выполнять, даже если это пойдет в ущерб государству.

Будет ли патриот проповедовать всему миру?! Патриоты говорят, что надо проповедовать русским, а потом уже идти к другим. Пока будешь русским проповедовать, и других не обратишь, и русских потеряешь.

Если мы хотим, чтобы Россия существовала, развивалась и расширялась, то без уранополитизма нам не обойтись.

Господь в Евангелии говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Егоиэто все приложится вам» (Мф 6:33).

Если мы будем искать Царство Божие, то Господь все устроит, а если на первое место будем ставить патриотизм, тогда у нас начнется то же самое, что на Украине. Сейчас Украина разделяется по патриотическому принципу. У нас многонациональная страна и если каждый из народов будет отстаивать свой патриотизм, если мы пойдем по пути Украины, то ситуация будет еще хуже. «Я – якут, мой отец – якут, мой дед – якут. Какая Россия, вы что, ребята?!». Как сказал один священник про Украину: «Страна победившего патриотизма!».