Статус Православия в Конституции РФ — две крайности
Малер Аркадий Маркович
Православный философ, исследователь и преподаватель истории христианской философии, глава интеллектуального клуба “Катехон”, член Синодальной Библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Московского Патриархата.
В вопросе определения статуса православия в Конституции РФ мы постоянно сталкиваемся с двумя крайностями, которые выдают себя за единственно возможные позиции и порождают очень большую путаницу для несведущих граждан.
Сейчас у нас в Конституции представлена одна крайность — ультралиберальная, в соответствии с которой положение РПЦ ничем не отличается от положения любой маргинальной секты. И как только РПЦ (т.е. религиозная организация большинства россиян) в лице своих священнослужителей «выходит на поверхность», ее циничные враги всегда указывают ей место маргинальной секты, ссылаясь на Конституцию. Аргумент о том, что сегодня эта Конституция позволяет православию занимать широкие позиции, не делает саму Конституцию лучше — ибо сегодня позволяет, а завтра не позволяет.
В ответ на эту крайность с неизбежностью возникает другая крайность — представить православие государственной религией, а РПЦ государственной Церковью, что автоматически поставит ее в жесткую зависимость от государства и превращает православие в сегмент государственной лояльности. Но это — именно крайность и среди орто-активистов ее поддерживают далеко не все.
В действительности речь вовсе не идет о введении «государственной религии», речь идет только о закреплении в Конституции эксклюзивного статуса православного христианства как конфессии, сыгравшей определяющую роль в историческом становлении России и русского народа, т.е. о культурообразующей и государствообразующей роли православия. Смысл этого введения не в том, чтобы предоставить самой РПЦ какие-то новые возможности, а в том, чтобы защитить РПЦ от любой попытки низвести ее до уровня очередной секты или даже очередной «традиционной конфессии», а также защитить саму русскую культуру от ее релятивизации. При нынешнем законодательстве вполне возможна ситуация, когда к власти в РФ могут прийти антиправославно настроенные силы и не только ограничить возможности РПЦ, но даже объявить прямую войну самой Церкви как слишком «реакционному» и «архаичному» институту, мешающему двигаться в сторону «светлого» либерального, коммунистического или евразийского будущего.