Прощание с сахалинскими новомучениками

Празднование Собора вселенских учителей и святителей — православного праздника, посвящённого памяти великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста в Воскресенском Кафедральном Соборе города Южно-Сахалинска началось 11 февраля на всенощном бдении.
Вечернее богослужение возглавил Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский. Владыке сослужили настоятели южных приходов Южно-Сахалинской и Курильской епархии.

11717_800x700_fit--892359090

По завершении богослужения Владыка Тихон обратился к присутствующим с кратким святительским словом, посвященным памяти великих святых — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и пригласил всех принять на следующий день участие в траурных мероприятиях, посвященных отпеванию и последующему захоронению на городском кладбище трагически погибших в результате разбойного нападения на Воскресенский собор монахини Людмилы (Пряшниковой) и прихожанина собора Владимира.

11720_800x700_fit-1957823378

Всю ночь до начала утренней службы следующего дня в соборе продолжалось поминальное чтение псалтири по невинно убиенным, не прекращающееся все эти дни с момента трагедии.

12 февраля, при весьма значительном стечении прихожан и присутствии представителей различных местных и центральных СМИ, в Воскресенском Кафедральном Соборе состоялось торжественное богослужение посвященное празднованию Собора вселенских учителей и святителей. Божественную литургию возглавил Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский. Владыке сослужили настоятели южных приходов Южно-Сахалинской и Курильской епархии.

11725_800x700_fit--20960409

В центре собора были установлены два закрытых гроба с останками невинно убиенных монахини Людмилы (Пряшниковой) и раба Божия Владимира.

11724_800x700_fit-1594985330

По завершении Божественной литургии Высокопреосвященнейший Владыка Тихон обратился ко всем присутствующим со святительским словом, пояснив непреходящую значимость учения великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста для Православной Церкви, в самом названии которой «правильно славящей» отражена как раз заслуга этих великих учителей и святых.

11718_800x700_fit--224574233

В своем слове Высокопреосвященнейший Владыка выразил и всю скорбь, душевную боль и горечь утраты в связи со случившейся в соборе трагедией:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!Дорогие братья и сестры. Случившиеся трагические события коснулись не только нашего острова, не только наших православных людей, но всего мира.

Сегодня я вижу здесь своего собрата во Христе – пастора, настоятеля сахалинского католического прихода отца Томаша. Я очень рад, что Вы, отец Томаш, пришли в собор на сегодняшнее богослужение разделить наши молитвы. 

Вспомним слова Амвросия Оптинского: «Ничего случайного в жизни не бывает». Я бы хотел обратить Ваше внимание на некоторые моменты – не на те, которые случились в жизни человека, который стрелял, а на удивительное совпадение – то, что эта трагедия произошла в День памяти новомучеников и исповедников Российских, когда пополнилось Небо двумя мучениками за Христа. Более того, сегодня в день Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста совершается их отпевание и погребение – снова не случайно. Ведь именно эти учители раскрыли в полной мере догмат о Пресвятой Троице, о Боговоплощении, показали нам, что значит правильно веровать во Христа.

Если мы неправильно веруем — то это уже не христианство, то мы уже не последователи Христа и, когда люди начинают уклоняться в своей вере, происходят  страшные вещи. Давайте вспомним 1917 год – год, когда наша Святая Русь была наказана за богоотступничество. Господь послал – и… наши же русские люди ломали Храмы, убивали людей. Понятно, кто был «научный руководитель» этой публики – это, конечно же, сатана.

Какие мы видели карикатуры в 20-е годы? Что там было изображено? Красноармеец с винтовкой со штыком стоит на животе у «буржуя-мироеда», а штык втыкает куда? В священника! То есть мишенью была, конечно же, Церковь, чтобы уничтожить Правду Божию на земле, чтобы уничтожить правду человеческую.

Нечто подобное происходило и в фашисткой Германии. Немецкий народ, так же как и русский народ, не виноват  — простые люди не виновны в том, что к власти пришли люди, которые исповедовали сатанизм — как большевики, так и фашисты. Все они исповедовали сатанизм. И это неправильное духовное устроение привело к жутким жертвам и человеческим трагедиям.

Здесь мы видим то же самое —  молодой человек «увлекся». Чем? Увлекся эзотерикой,  неоязычеством. В результате, через это неправильное духовное устроение, сатана снова обрушивает свою ненависть на Святую Православную Церковь.

Мне вспоминается эпизод, который мне рассказывали по поводу выхода в свет книги Александра Солженицина «Архипелаг ГУЛАГ». На тот момент в Западной Европе многие люди увлекались коммунистическими идеями, «пачками» вступали в коммунистическую партию. Когда же эта книга пролила истинный свет на человеконенавистническую природу коммунизма, около помещений, в которых располагались представительства компартии – этих «ячеек» во Франции, мусорные бачки были забиты партийными билетами – люди прозрели. Люди поняли, где ложь, и куда нас ведут.

Дай Бог, чтобы и мы, глядя на подобные вещи, извлекали правильные уроки. Понятно, что с человеческой точки зрения – это трагедия. Но, когда мне говорят, что нужно поставить охранников, я отвечаю, что мы должны тогда ставить охрану к  каждому ребенку, к каждому детскому саду, в каждый магазин, что, конечно же, неправильно. Мы этого сделать не можем. «Охрана» должна быть в нашем миропонимании, целеполагании, в нашем правильном понимании о том, кто такой Бог, как мы можем с Ним общаться, как мы можем здесь на земле достигнуть «богоподобия», чтобы стать «богами по благодати».

В свое время, когда Василия Великого правитель спросил: «Почему ты не хочешь принять учение Ария (а ариане не считали Иисуса Христа Богом) и поклониться ему?», — он сказал: «Я, рожденный стать богом по благодати, буду кланяться твари?». Ответив так, он был готов пойти на все.

Так же как и новоубиенные люди, убиенные ради Христа, пошли на все. Казалось бы, раб Божий Владимир – молодой человек, который где-то, на какое-то время «потерялся» в этой жизни, но его кончина показывает, как человек себя внутренне ощущал. По записям видеокамеры, установленной здесь в соборе, видно, что, в тот момент, когда убийца поставил на колени одну женщину, намереваясь расстрелять ее, в собор вошел Владимир, убиенный раб Божий, и вступил с ним в диалог. По записи видно, как он махал руками, как он пытался остановить преступника, в это время женщина покинула собор. Он спас ей жизнь, отдав свою! Его ранили в ногу. Он все равно встал и пошел на этого преступника, тот его ранил в грудь, потом ранил в голову.

Получив эти пули, взяв их на себя, человек ценою собственной жизни исполнил Евангельский призыв: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» ( Ин. 15:13). И этой чести нужно удостоиться, как пишет апостол Павел: «…вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1: 29).

И, как говорят сотрудники правоохранительных органов, по косвенным признакам видно, что матушка Людмила, перед тем, как убийца выстрелил ей в лицо, лицо свое руками не закрывала. Такое мужество нужно иметь вместе с верой и еще нужно получить, «заработать» такое страдание за Христа.

Казалось бы, один миг, одно мгновение отделяет нас от вечности. Но от какой вечности? От вечности общения с тем «научным руководителем», который был у этого «стрелка» сахалинского, от беса, от ада, от преисподней, или этот миг отделяет человека от вселения в райские обители? И выбор свой они сделали.

Удивительно проявляется внутренне ощущение человека в такие моменты. У нас в Духовно-просветительском центре есть один молодой человек. Он, когда услышал выстрелы, стал забегать сюда и вытаскивать раненых, в основном это были женщины. Он говорит, что у него в этот момент страха не было, а когда всех вытащил, то зайти побоялся. То есть, у каждого человека есть страх, но он отходит на тот момент, когда нужно совершить такой поступок и проявить мужество.

Здесь, я считаю, у новомучеников за Христа появился шанс пострадать за Него — Господь дал этот шанс. Именно им дал Господь этот шанс.

Когда Господь призывает к себе людей? Либо когда человек укореняется во зле и перестает совершенствоваться, либо когда человек созревает для Царствия Небесного. Так и здесь — плод созрел и люди пошли ко Господу.

Я уже говорил, что по-человечески нам обидно, по-человечески нам жаль, но с точки зрения вечности, с точки зрения Правды Божией и, многие наши прихожане подтверждают, что скорбь есть, но есть и радость на сердце от того, что у нас появились молитвенники за нас и мы их знали. И мы знаем как нам дальше жить на этой земле – так же благодушно, так же искренно, так же чисто и благочестиво общаться со Господом.

Дай Бог, чтобы мы извлекли из этой трагедии правильные уроки. Не уроки ненависти, не уроки проклятия убийцы, а уроки поведения самих себя в нашем социуме.  Чтобы мы задумывались о том, как ведем себя с окружающими, как мы являем Христа своей праведной жизнью, попыткой  исполнять Заповеди, попыткой увидеть в каждом человеке образ и подобие Божие, попыткой полюбить каждого человека, каким бы он неприятным не казался. Тогда эта любовь, к которой мы будем себя понуждать, пройдет в наше сердце по благословению Божьему и приумножится, и мы ее тогда уже будем расточать, и окружающие люди будут видеть, что мы действительно христиане. Как говорят Святые Отцы: «Возлюби грешника, и возненавидь грех». Аминь.

Да хранит всех нас Господь!» 

Далее состоялось торжественное отпевание невинно убиенных и последнее прощание с ними. В скорбном молчании посетители храма долгим непрерывным потоком подходили к гробам, возлагая цветы и провожая в последний путь трагически погибших, ценою своей жизни остановивших приступ убийственной ненависти «духов злобы поднебесной», на наших глазах погубивших еще одну ловко одурманенную и ослепленную ими, не видящую Света Христова совсем еще юную, но вероятно уже навсегда потерянную душу.

11736_800x700_fit--547301244

Далее начались торжественные похороны. Процессия в составе двух автобусов похоронной группы и поданных к собору еще пяти автобусов, в которых разместились все желающие сопровождать невинно убиенных до места их последнего упокоения, отправилась на городской кладбищенский комплекс в поселке Христофоровка. По прибытии на месте захоронения была отслужена заупокойная лития.

11737_800x700_fit-142760156

 

11733_800x700_fit--1117845593 11741_800x700_fit-495311064 11742_800x700_fit--185739974 11746_800x700_fit-620958036 11748_800x700_fit--1831306068 11743_800x700_fit--1010416379

По завершении церемонии похорон в трапезной Духовно-просветительского центра Южно-Сахалинской и Курильской епархии состоялась поминальная трапеза.