Просветитель заирского народа
В 1960 году будущий священник окончил отделение технического училища им. Эвклида по специальности мастер-электрик. Одновременно он участвовал в работе катехизаторских курсов при Христианском союзе работающей молодежи в Фессалониках. Так постепенно формировалась его личность. В 18-летнем возрасте он впервые захотел обратиться к миссионерской деятельности на лекции тогда еще мирянина, а ныне архиепископа Албанского Анастасия (Яннулатоса). С тех пор началась его переписка с вдохновенным первопроходцем миссионерской работы отцом Хризостомом Папасарандопулосом. В 1962 году юный Иоанн был призван на морской флот, где проходил военную службу в звании мичмана на торпедном катере. В те годы он участвует в работе Миссионерского братства Святого Креста под руководством отца Августина, ныне митрополита Флоринского. По окончанию военной службы с согласия своих родителей Иоанн целых девять лет продолжал жить при братстве Святого Креста в качестве его сотрудника. Все эти годы он вел миссионерскую работу на поприще заведующего типографией. Одновременно Иоанн обучался в вечерней школе города Пирей, которую успешно закончил в 1970 году. Когда отец Августин стал митрополитом Флоринским, Иоанн последовал за ним во Флорину. Там его ждали новые послушания. Он организует бригады студентов-добровольцев для возведения благотворительных учреждений митрополии. По его инициативе начинается строительство поселка для новокрещенных цыган, массовая катехизация и крещение которых были осуществлены отцом Августином. Как мастер он участвовал в строительстве на территории Флоринской митрополии храмов, приходских центров, дома престарелых, детского дома, Дома народных промыслов Македонии. При помощи бригад добровольцев им были возведены гигантские кресты, подобные тому, который возвышается ныне над Флориной на холме высотой 1020 метров. Делом его рук стал и Культурный центр в селе Левки острова Парос, и два подобных ему центра в Афинах. В 1974 году Иоанн получает диплом «Добрый самаритянин» греческого Красного Креста и одновременно поступает в Афинскую высшую духовную семинарию им. Ризариса, готовясь принять священнический сан. Однако, через год он приостанавливает обучение и в возрасте 33 лет уезжает в Заир (ныне республика Конго), сопровождая миссионера отца Амфилохия Цукоса, руководившего тогда миссионерской группой в Колвези. Во время своего четырнадцатимесячного пребывания в Заире, несмотря на полное отсутствие современной техники и квалифицированной рабочей силы, при помощи местного населения ему удалось возвести десять храмов в епархии Самба. По возвращению в Грецию Иоанн продолжил обучение в семинарии и закончил ее в 1977 году.
Настоятель общежительного монастыря Григориат архимандрит отец Георгий (Капсанис) через три дня после кончины отца Космы написал: «В декабре 1977 года он пришёл в наш монастырь по благословлению почтенных и прозорливых святогорских старцев, с тем, чтобы подвизавшись здесь необходимое время, принять монашеский постриг, а затем по благословлению, а также при поддержке и всемерном руководстве монастыря, вернуться к своему миссионерскому послушанию. После примерно годового послушничества, в течение которого им был явлен образцовый пример аскетической жизни и любви к монашескому подвижничеству, он принял малую схиму под именем Косма. Таким образом, его небесным заступником и покровителем стал преподобный Косма Этолийский». Затем Косма был рукоположен в диаконы и пресвитеры Преосвященнейшим епископом Родостольским Хризостомом, после чего отправился в Заир. Великие дела ждали его там. Возведение храмов, катехизаторская и проповедническая работа с африканскими братиями, крещение многих из них (всего он крестил приблизительно 15 тысяч африканцев), организация крупного, занимающего площадь 30 тысяч м2 земледельческого и животноводческого комплекса для обеспечения продуктами питания священнослужителей, нуждающихся православных, а также для помощи неправославному населению: прокаженным и заключенным. Трудно даже перечислить все плоды его неусыпных трудов и подвижнической апостольской, пастырской и общественной работы.
Во время своего последнего посещения Афона в июне 1988 года отец Косма выглядел очень уставшим. Каждые два-три года он приезжал на Святую Гору помолиться и исповедоваться, возродиться духовно, а также получить указания для дальнейшей деятельности. В 1980 году он стал духовником, а затем был рукоположен в архимандриты Высокопреосвященнейшим митрополитом Центральноафриканским Тимофеем. Отец Косма, впрочем, не стремился к почестям. Все его мысли были поглощены спасением людей и укреплением православия в Заире. Он учил африканцев Иисусовой молитве, которую почитал действенным орудием против засилия демонических культов африканских шаманов. Он также считал своим первейшим долгом посвятить новообращенных африканцев в православную церковную жизнь, часто совершая богослужения и всенощные бдения, обучая их византийским песнопениям согласно афонскому уставу, насколько это было возможно перенести на африканскую почву. В работе ему помогало хорошее знание африканского языка суахили. Скажем и это, во славу Божию: через его руки проходили миллионные капиталы, а умер он бедным и неимущим, как и подобает настоящему монаху. Во время своего последнего посещения Афона отец Косма написал книгу, в которой подвел итог совершенной им к тому времени миссионерской работы. Этот уникальный, искренний и чрезвычайно важный для дальнейшей православной миссионерской деятельности труд вскоре выйдет в издательстве нашего миссионерского союза под заглавием «Мысли о миссионерстве, рожденные жизнью». Кроме того, в ознаменование 20-летней годовщины со дня блаженной кончины отца Космы планируется издание его личного миссионерского дневника. На собрании братии монастыря Григория Преподобного отец Косма пророчески сказал, что отправляющийся на просветительский труд в Африку должен быть готов оставить там свои кости.
В пятницу 1989 года, после захода солнца, закатилась и земная жизнь неутомимого проповедника Благой вести африканским братиям иеромонаха Космы, закатилась, чтобы вновь взойти в невечерний день Царствия Божия. Дорожная авария внезапно трагически оборвала его путь из Лубумбаши в Колвези, одновременно завершив и его жизненный путь по нашей многострадальной земле и по черному континенту и начав путь в вечность, к пребывающему граду, на желанную родину. Он жил скромно и просто, избегал почестей и славы и ушел из жизни безвременно и столь же поспешно, сколь спешил и при жизни своей неустанно трудиться. Во время одной из миссионерских поездок он попал в автомобильную аварию. На обратном пути из Колвези в 55 километрах от Лубумбаши ехавший навстречу грузовик вылетел на встречную полосу и столкнулся с Ленд Ровером, за рулем которого сидел отец Косма. В результате блаженной памяти миссионер погиб на месте, а его спутники – греческий консул Дионисиос Киветос, а также его помощник по миссионерским поездкам заирец Моисей – чудом спаслись. Таков был промысел Божий. Консул Д. Киветос впоследствии рассказывал нам, что отец Косма за рулем слушал по магнитофону ораторию Бернарда «Косма Этолийский», потихоньку подпевая. После столкновения отец Косма негромко вскликнул «ох!», консул потерял сознание, а Моисей вылетел из машины. Автомобиль, перевернувшись в воздухе, свалился в овраг у шоссе. Местные жители, увидевшие аварию, прибежали на место и положили тело отца Космы на обочине дороги. Было 8.10 вечера. Его благословенное тело, не находившее себе отдохновения и покоя в сей жизни, упокоилось на мягкой траве. Кровь из ран, смешавшись с дождем, падавшим на землю в тот час, щедро полила африканскую землю.
Отец Косма был воистину бесценным сокровищем в лоне Африканской церкви. Беспорочный, впечатлительный, но и энергичный, он пророчески написал о себе: «Служение должно быть истинным, всецелым, без остатка, с самопожертвованием и самоотречением, а также с решимостью оставить свои кости среди костей местных жителей на миссионерской ниве». О печальном событии первым узнал Высокопреосвященнейший митрополит Центральноафриканский Тимофей, находившийся в столице государства Киншасе. Из-за отсутствия средств передвижения он смог добраться до Лубумбаши на погребение отца Космы лишь три дня спустя. В Грецию скорбные новости передала по телефону монахиня Ксения, сподвижница отца Космы. Родителям отца Космы и его братьям о его кончине сообщил игумен монастыря Григориат на рассвете следующего дня. Горе родителей, со смирением и христианским духом принявших это известие, отразилось в словах матери отца Космы, покойной Деспины Асланидис: «Услышав скорбную весть, я содрогнулась. В ту же секунду дрожь пробежала по всему моему телу. Я застыла! Глубокая невыразимая боль охватила меня. “Сын мой, – сказала я, – сколь поспешно ты ушел, и сколь много свершений ты оставил после себя”. Я увидела икону Пресвятой Богородицы и обратилась к Ней: «Матерь Божия, и Ты также страдала о Сыне Своем?» В личном дневнике Димитриса Асланидиса – отца миссионера, почившего три года назад, под этими датами читаем: «Раньше я считал себя сильным и выносливым человеком. Но вот появилась у меня кровоточащая и непрестанно болящая рана. На миру я сдерживаю слезы, но у себя в комнате я позволяю им литься рекой, свободно. Молюсь ко Господу не вменять мне это во грех».
В течение трех дней тело отца Космы пребывало в особом, специально предназначенном для подобных случаев помещении больницы. По многочисленным свидетельствам, его тело чудесным образом не застыло, и из ран продолжала непрестанно истекать кровь до самого часа погребения. Мы все знаем, что тела святогорских отцов не застывают благодаря заступничеству Божией Матери, сколько бы часов они не лежали в морге. В понедельник 30 января 1989 года в день памяти Трех святых иерархов тело отца Космы было перенесено из больницы в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Лубумбаши, чтобы совершить чин отпевания сразу же после литургии. В храме собралась вся греческая община со своими семьями, воспитанники гимназии, консул Д. Киветос, представители правительства Заира, администрация города и толпы православных заирцев. В двенадцать часов тело отца Космы было перевезено на аэродром и отправлено самолетом в Колвези для погребения во дворе миссии. Город Колвези три дня пребывал погруженным в траур. Более двух тысяч православных заирцев, невзирая на голод, ночные бдения и прочие тяготы, не уходили от церкви святого Георгия, выказывая таким образом свою любовь к духовному отцу, возродившему их во Христе. Все хотели приложиться к останкам отца Космы, которые были выставлены для народного поклонения. После заупокойного молебна в храме святого Георгия в присутствии городской администрации, греческой общины и тысячных толп местного населения, как православного, так и инославного, тело отца Космы было предано земле прямо за алтарем храма. Для наших африканских братьев смерть отца Космы была огромной потерей. С великим плачем и скорбью прощались они со своим духовным отцом, с пастырем, приведшим их ко Христу, крестившем их, освятившем их благодатью Божией и вырвавшем из их сердец сатанинские культы их предков. Могила отца Космы превратилась ныне в символ любви, жертвы и служения. Его труд нашел себе достойного продолжателя в лице иеромонаха отца Мелетия Григориатского и его сподвижников монахов Николая и Дамаскина Григориатисов, а также миссионерки Феоны Мусделекиду из Эдессы. По благословению Господа нашего Православие пустило глубокие корни на африканской земле. Скоропостижная кончина отца Космы пробудила веру во многих сердцах. И в Греции, и за рубежом число соратников православной апостольской миссии умножилось. Были основаны новые миссионерские центры, появились крупные благотворители. Отец Косма ушел из числа живых, неся Благую весть Христову в Африку, и тут же вступил в почетный ряд миссионеров нашей Церкви как просветитель заирского народа.
Да пребудет память его вовек!
Источник: Миссионерский союз «Святой Косма Этолийский».