Адмирал Павел Нахимов: станет ли он новым святым?
Не так давно епископ Смоленский и Вяземский Исидор выступил с инициативой о канонизации знаменитого смолянина адмирала Павла Нахимова, похороненного в склепе Владимирского собора в Севастополе. Во время Крымской войны (1853-1856 гг.) Павел Нахимов принимал активное участие в обороне Севастополя. Был ранен 28 июня 1855 года и скончался 30 июня 1855 года. Награжден многочисленными медалями и орденами за мужество и отвагу.
После этой инициативы Константин Колонтаев, автор книги «Россия и Европейский финансовый капитал в контексте Крымской войны 1853-1856 годов» заявил, что адмирал Павел Степанович Нахимов был членом военно-морской масонской ложи «Нептун» и фактически способствовал падению Севастополя, и поражению России в Крымской войне. По словам сотрудников Центра — музея имени адмирала Нахимова в Смоленске, Павел Степанович был с детства крещен и никогда не состоял в подобных ложах, все это клевета.
Интернет-издание «Православный Взгляд» поинтересовалось у экспертов, в каком случае могут канонизировать человека, кому выгодно дискредитировать имя человека перед канонизацией, и может ли стать святым адмирал Павел Нахимов?
Архимандрит Аркадий (Недосеков)
старший священник Свято-Троицкого женского монастыря города Смоленска. Председатель Комиссии по канонизации святых Смоленской епархии
Сейчас решается вопрос о канонизации адмирала Павла Нахимова, а каким образом он будет решен, зависит от патриаршей комиссии. Мы подаем документы в Синодальную комиссию по канонизацию святых, которая будет принимать решение. Задача нашей епархиальной комиссии — подготовить все документы в соответствии с заявленными требованиями. В сборе документов нам помогают севастопольцы, предоставившие нам информацию о Павле Нахимове, так как адмирал Нахимов похоронен во Владимирском соборе в Херсонесе, в усыпальнице адмиралов.
Память адмирала Нахимова уже увековечена в народном сознании, потому что есть орден в честь Павла Нахимова, и это уже говорит об определенных заслугах человека. Например, есть Георгиевский крест в честь раннехристианского великомученика Георгия Победоносца. Георгиевский крест всегда считался самой высокой наградой для любого воина дореволюционного периода. Кавалеры крестов приравниваются к героям Советского Союза.
В Церкви, в первую очередь, канонизируют праведников, мучеников и исповедников, которые прославились при жизни и после смерти чудесами. Люди к ним обращались и обращаются за помощью, и получают просимое. Также в Церкви канонизируют государственных деятелей. Примером таких святых являются равноапостольные царь Константин и царица Елена, равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга, благоверный князь Александр Невский, благоверный князь Даниил Московский, и много других благоверных князей, которые были причислены к лику святых за разные подвиги.
Новое время ознаменовалось подвигом новомучеников, которые пострадали в годы сталинских репрессий за Христа, и можно сказать, что они святые, потому что отдали свою жизнь, не смалодушничали и не струсили. Среди святых также много православных воинов, которые заслуживают особого внимания. Например, адмирала Ушакова канонизировали за то, что он бы глубоко верующим православным человеком, провел всю жизнь на флоте, не проиграл ни одного сражения, принес большую славу России.
Конечно, не факт, что любого особо почитаемого человека могут канонизировать. Например, среди людей почитается старец Иоанн Крестьянкин, но он пока не причислен к лику святых, или схимонахиня Макария Темкинская, которая в 1993 году отошла к Богу, тоже особо почитается среди людей, но не канонизирована, но, тем не менее, мы молимся им и считаем, что они предстоят у престола Божия.
Сотрудник Свято-Успенской Почаевской Лавры
В Церкви существует Синодальная комиссия по канонизации святых, и сотрудники этой Комиссии очень щепетильно относятся к канонизации, потому что канонизация нужна не святым, а, в первую очередь, верующим людям. Поэтому я, например, не выступаю за быструю канонизацию мученика Евгения Родионова, возможно, должно пройти более пятидесяти лет, чтобы человека канонизировали.
К слухам по поводу масонства я отношусь сдержанно-скептически, потому что организация масонов настолько закрытая, что если про кого-то говорят, что он масон, как правило, он масоном не является. Настоящих масонов мы не знаем и ничего не слышали о них. Если бы этот историк оперировал конкретными фактами, то у меня было бы к нему доверие, а так – это выдумки. В таком же духе можно сказать, что и Николай Второй был масоном, и епископы. Это очень удобный инструмент для того, чтобы очернить человека. Если люди позволяют говорить себе подобные вещи про адмирала Нахимова, значит, им что-то не нравится, а раз все идет к тому, что адмирала Нахимова рано или поздно канонизируют, значит, угрозы оправданы.
настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Почтовое Бахчисарайского района
Вопрос канонизации — это вопрос очень специфический и связан с соблюдением множества процедур и правил. В народном сознании Павел Степанович Нахимов давно занял место святого воина, православного христианина и защитника Отечества, подобно многим другим, не прославленным пока по церковному чину, но предстоящим за веру, кротость, чистоту и самоотверженность у Престола Божьего. Предстоящих с горячей молитвой о нас — православных христианах и русских людях.
Та неожиданная легкость, с которой Крым после нескольких десятилетий разлуки воссоединился с Россией, воспринимается многими как очевидное чудо Божие. И это действительно так, но чудо это оплачено дорогой ценой. Мало где было пролито столько русской крови, как в Крыму, и пролито не напрасно, а сознательно за Веру, Царя и Отечество. Кровь — не вода. И жертва истинная не бывает напрасной. И многие крымчане убеждены, что именно этой ценой — ценой русской крови и молитвами всех тех, кто её пролил, молитвами православных христиан, предстоящих перед Престолом Божиим, Господь помиловал нас и возвратил Отечество, защитив вместе с тем от той страшной участи, которая выпала на долю наших братьев и сестер в Новороссии.
Адмирал Павел Степанович Нахимов, вне всякого сомнения, — один из виднейших представителей того сонма святых, которые молятся об избавлении нашего многострадального Отечества от насилия как внешних, так и внутренних врагов. Но если козни внешних врагов не так страшны для нас и даже служат вящей «бодренности и трезвению», то внутренние враги, все те страсти и пороки, которые умножились за последние пару десятилетий, ослабляют, разрушают духовную жизнь нашего народа, а это куда опаснее для полноты и целостности русской жизни.
Адмирал Нахимов, подобно другим лучшим и вернейшим сынам своего Отечества, явил те лучшие черты русского характера, о которых нам всем надо помнить, пример которых непрестанно надо иметь перед глазами, к обладанию которыми надо стремиться. Это, прежде всего, горячая и самоотверженная вера в Бога, готовность положить душу свою за други своя. Далее любовь к земному Отечеству, к России и решимость во всём, в полном согласии с Законом Божиим служить её славе. Доблесть, мужество, честность, преданность долгу, ответственность и непоказная любовь к простому человеку, без которой не может быть действительной любви к Богу, — вот черты подлинно русского характера, которые были явлены Павлом Степановичем и оставлены нам как образцы, достойные подражания.
Положив все свои силы на служение Богу, Царю и Отечеству, адмирал Нахимов и погиб как воин: на передовой от вражеской пули, до конца исполнив свой долг и с полной верой в промыслительность путей Божиих предав себя в Его руки. Это был и есть человек, сама жизнь которого, вера, чувствования, помыслы, освященные благодатью Христовой, вместе с сонмом других святых людей составляет ткань того, что зовётся нами Святой Русью.