Стрельба в школе в Москве и в храме в Южно-Сахалинске

оружие

За последнее время произошли два громких события — расстрел в школе в Москве и в церкви в Южно-Сахалинске. Либеральные СМИ сразу же стали говорить, что в случае со школьником виноваты родители, которые заставляли ребенка молиться и вера, которую навязывают. Как вы считаете эти случаи это тенденция или случайное совпадение? Если это тенденция, то о чем она говорит? Что церкви нужно делать в данной ситуации, когда молодежь перестает верить в Бога, увлекается оккультизмом, язычеством. Нужно ли вводить «Закон Божий» в школах, менять систему образования, делать упор более на нравственные? Стоит ли легализовывать оружие в Российской Федерации?

 

115

ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (МАРКИШ)

клирик Иваново-Вознесенской епархии, известный публицист и миссионер.

Эти два печальных события представляют большую опасность, как для Церкви, так и для нации, – но совсем не в том смысле и не в том виде, как кажется некоторым.

Известную долю трезвости внесет то тривиальное наблюдение, что в императорской России, стране отнюдь не идеальной, но всё же именно в той России, которую мы потеряли из-за своего раздолбайства – все суды, пересылки и тюрьмы были полны православными маньяками, убийцами, святотатцами, насильниками и пр.

Человек – свободное существо; манипулировать им невозможно. Задача любого нормального государства (в содействии с религией) – обеспечить благоприятные условия для развития в человеке лучших качеств и подавления худших, «а дальше как получится». Преступность в обществе – как и всякое зло в этом мире – неустранима; она требует от нас не эмоциональных эксцессов, охов и ахов, а совершенствования законов, силовой, судебной и судебно-исполнительной систем.

Опасность же, о которой сказано выше, относится именно к нам, к нашему сегодняшнему состоянию молодой демократической системы власти. Опасность эта – в пугливости, в панике, в податливости тем самым эмоциональным эксцессам. В условиях демократии, когда законодатели обязаны откликаться на настроения своих избирателей, настроениями этими охотно и легко (особенно посредством Интернета) манипулируют безответственные щелкоперы, сиречь щелкоклавиши.

И в самом деле, ну кто будет читать про тяжелую повседневную работу педагогов в школах или священников в храмах? Может, кто-то и будет, но уж во всяком случае, не сетевые гельминты, что именует себя «креативным классом»! Но если где-то неприятность – тогда другое дело. А если скандал и ЧП – еще лучше. А если уж кровь пролилась – так просто пляши и пой! И покатились волны ссылок и перепечаток, а там уж обычные СМИ констатируют: «Блогосфера возбуждена…».

И тут законодательный процесс на местах и даже в центре может потерять стабильность, стать жертвой возбуждения и паники, оказаться в руках у бесчестных демагогов (греческий термин – «народные вожди» – описывает точно ту же ситуацию, только без Интернета!).

Поэтому давайте оставим каждую из вышеупомянутых законодательных и организационных мер на усмотрение законно избранных народных представителей и пожелаем им поменьше эмоций, побольше рассуждения – которое преподобный Антоний Великий ставил во главу всех добродетелей.

 

o-oleg_stenjaev_min

ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ

клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках,писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер. Специализируется в области сектоведения и сравнительного богословия.

Это рецидив не религиозного, а антирелигиозного, не христианского, а антихристианского сознания. Вопреки церковному учению люди впадают в нигилизм, безбожие и уходят в неоязыческие секты.

Единственной альтернативой бесконтрольному поведению и дикому обращению с оружием является воцерковление людей, обретение ими нравственно-моральной почвы под ногами и отказа от языческих начал своей жизни.

Достоевский однажды произнес блестящую фразу: «Русскому человеку очень легко стать атеистом, он воспринимает атеизм как новую религию и начинает веровать фанатично, не замечая того, что он уверовал». Один из персонажей романа Достоевского «Братья Карамазовы» прямо говорит: «Если Бога нет, то все возможно».

Эти два случая – результат выпадения людей из нормальной жизни — в ненормальную — в тьму безбожия и неоязычества.

В школе должны преподаваться библейские принципы бытия, то, что называется Законом Божьим, но не по учебнику Слободского. Это те Божьи заповеди, которые наиболее полно раскрываются в Евангельском откровении, когда контролируется не только действие человека, но и его помыслы. Те, кто думает, что Христос пришел на землю и прекратился Закон, на самом деле, не правы, потому что Христос сделал Закон значительно строже. Если по закону Моисея грехом считается убийство, Христос говорит, что каждый, кто гневается напрасно на брата своего, уже считается убийцей. Если по закону Моисея грехом считается прелюбодеяние, то Христос говорит, что каждый, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своем.

Христос вскрыл генезис греха, показал, как грех начинает действовать в человеке, поэтому мы должны начать изучать заповеди Божии именно в евангельском прочтении, показывать человеку механизм преодоления страстей.

Оружие необходимо легализовать, потому что у нас сейчас вооружены все, кроме простых людей, и в первую очередь преступники. Если правоохранительные органы не могут защитить нас, то почему нас лишают права на самооборону?! Это непонятно и дико.

Преступники должны понимать, что на каждый ствол найдется другой ствол и это будет их останавливать, они будут иметь страх, что получат достойный отпор.

Христос сказал, что взявший в руки меч от меча погибнет, то есть агрессию можно остановить точно такими же радикальными мерами. Именно так понимал эти слова благоверный князь Александр Невский. Он их перефразировал следующим образом: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет».

Преступления, как правило, совершаются при участии незарегистрированного оружия. Случай со школьником — это исключение из правила, но которое подтверждает правило. Зарегистрированное оружие — это все равно, что визитная карточка на месте преступления.

1111

ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ШЛЯПИН

клирик храма вмч. Димитрия Солунского в Можайске.

Эти два случая, на мой взгляд, являются проявлениями крайней степени уныния, которое часто приводит либо к самоубийству, либо к убийству. Я читал в интернете дневник человека, который устроил стрельбу в храме Южно-Сахалинска, там сквозит уныние. Если бы человек действительно хотел что-то доказать, он бы нашел себе более достойную цель и противника. В данном случае человек находился в плену стихийной ненависти, с которой он не справился. Все эти страсти и методы борьбы с ними очень четко описаны в рамках аскетики.

В школе произошло то же самое. Это обычная ситуация безбожия, когда человек не знает, как бороться со своей страстью, теряет Бога или не хочет Его найти. Это банальный случай победы страсти над человеком. Чтобы противостоять этому, надо со школы знакомить детей с тем, что с ними происходит. «Основ православной культуры» сейчас явно недостаточно, нужен «Закон Божий», потому что невозможно в рамках культуры описать христианство. И в рамках этой христианской дисциплины нужно знакомить детей с вероучением и азами аскетики, потому что без этих знаний и умений, происходят подобные вещи. Отказываться от ОПК сейчас не стоит, но этими часами можно воспользоваться по-другому, тот же священник может прийти в школу и побеседовать с учениками о вере.

Все определяется выбором человека, ведь Бог наделил человека свободной волей. Часто человек пытается оправдать свои беззакония и безнравственную жизнь внешними обстоятельствами, тем, что его не так воспитывали в детстве, либо воспитывали строго.

На самом деле строгое воспитание и знакомство с православием не может способствовать увеличению зла в этом мире. Человек выбирает зло, не потому что его строго воспитывали или знакомили с православием, а вопреки этому, вот в чем суть. Наоборот, надо продолжать знакомить с православием, воспитывать в рамках христианской традиции, даже если человек, несмотря на это все выбирает зло. Но, не будучи знакомым с Православием, он тем более выбрал бы зло…

file66z82d9kyom1l9x9d30p_800_480

ИГУМЕН СЕРГИЙ (РЫБКО)

настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы и храма преподобного Сергия Радонежского в Бибирево, миссионер.

У меня достаточно обширный опыт общения с прихожанами, навязать веру нельзя, особенно детям, поэтому многие отпадают от веры. С ребенком нужно уметь разговаривать. Наступает возраст, особенно переходный, когда система запретов не действует, в этом возрасте нужно показать красоту христианства, показать пример добродетельной жизни, чтобы ребенку захотелось следовать ему. А когда человеку что-либо навязывают, такие вещи и происходят. Опять-таки, одно дело Церковь, другое дело – родители. Если ребенок давно не ходил в Церковь и не общался со священниками, то, как можно в этом поступке обвинять православие и Церковь?! Человек называется воцерковленным, когда он соблюдает посты, участвует в церковных Таинствах, читает Священное Писание, духовные книги, живет жизнью Церкви, регулярно посещает богослужения. Верить в душе хорошо, но вера без Церкви неполноценна. Большинство наших соотечественников передают своим детям именно такую частичную веру в душе. Поэтому причем здесь Церковь?! Сталин тоже в семинарии учился, но Церковь не виновата в его последующих действиях?! Человек свободен в выборе добра и зла. Моя вера не позволяет применять насилие ни к кому, тем более, к беззащитному, пожилому человеку, поднимать руку на женщину, на убогого человека.

Надо строить больше храмов, организовывать общины, просвещать людей. Вот, например, какое идет противодействие «Программе 200», но строительство храмов — это не частное, а общественное дело. Во время революции государство отобрало у церкви все средства и земли, а Церковь строила больницы, просвещала людей. Государство сейчас возвращает наши здания, наши ценности, наши святыни, нашу недвижимость. Надо построить достаточное количество церквей, рукоположить достаточное количество священников, воспитать катехизаторов, все потихонечку будет, мы делаем все, что можем. Не все что мы должны, мы можем сейчас сделать, потому что не хватает сил, но мы делаем.

-Может Церкви надо больше с молодежью работать, чтобы она не уходила во все эти неоязыческие движения?

-Все упирается в финансовые возможности и в человеческие ресурсы. Я считаю, что сейчас катехизаторы не готовы к такой широкой работе с молодежью, к внешней проповеди, нам нужен опыт, но все со временем будет, мы научимся. Надо построить достаточно количество храмов, а вокруг храмов все начинается, начинается возрождаться духовная жизнь…

-Нужно ли вместо ОПК ввести Закон Божий, либо предмет аскетики?

-ОПК бы сейчас ввести, это было бы и то хорошо, а если потом родители и дети захотят, чтобы ввели что-то большее, то можно и большее.

-Стоит ли легализовать оружие в РФ?

-Вопрос спорный, нужно пересмотреть законы на это все, и некоторым людям нужно разрешить ношение оружия. А то получается, что бандит может иметь оружие, а мирный человек не может иметь. Нужно разрешить оружие в целях самозащиты. Бандит не должен чувствовать себя с оружием как Царь и Бог, а должен бояться, что в случае нападения он получит отпор от нормального гражданина, который его остановит. В России до революции определенные виды оружия были разрешены психически здоровым людям, надо отслеживать, чтобы оружие выдавалось психически здоровым, а не покупалось за деньги.

 

werq2qsr198

ПСИХОЛОГ МИХАИЛ ХАСЬМИНСКИЙ

православный эксперт, психолог православного кризисного центра.

Что касается либеральных СМИ, если они считают, что к таким трагедиям приводит православное образование, надо им предложить сравнить, сколько атеистов и православных людей сейчас сидят за убийства в тюрьмах. Это будет ответ на манипуляции и инсинуации либеральных СМИ.

Еще нужно сравнить, сколько было убито в различное время (случай в Южно-Сахалинске можно сюда отнести) людей всякими сатанистами, неверующими, алкоголиками.

Какие тормоза существуют у неверующего человека, чтобы он не пошел убивать другого? Никаких! Если человек не принимает заповеди «Не убий», то у такого человека вообще нет ничего, чтобы его остановило перед убийством.

Давайте сравним статистику и посмотрим, сколько убийств было двести лет назад, когда существовало православное образование и сколько убийств сейчас?! Что касается мальчика, который расстрелял учителя в школе, то у этого подростка явно неуравновешенная психика, он сам не знал, что делает, действовал в состоянии аффекта, может быть у него психическая болезнь, но это уже с каждым может случиться. Но оправдания этому все равно нет.

О том, что привело к трагедии в школе, нужно рассуждать не либеральным СМИ, которые говорят о том, что нужно находиться в правовом поле, а сами до решения экспертизы и решения суда начинают делать какие-то грязные выводы. С этим ребенком могло случиться все, что угодно случится. Я думаю, что такое деструктивное поведение могло быть следствием невероятно высокой гордыни. Я не могу опираться на средства массовой информации, потому что практически все они либеральные и лживы.

Мальчик в каких-то моментах отчаялся, но это не значит, что он отрекся от веры, это значит, что он слаб, как и все подростки. Мы все прекрасно знаем, что в подростковом возрасте очень часто люди отходят от веры, а потом обратно приходят к ней. Поэтому цыплят по осени считают. Были примеры, когда разбойники становились святыми. Но никогда святые не становились разбойниками.

Церкви, конечно, нужно более активно работать с молодежью, но делать это формально глупо. Подвижников всегда было мало. Нужно вести более глубоко продуманную и кадровую работу. «Поджечь» кого-то, если ты сам не «горишь», невозможно. Когда этим будут заниматься настоящие подвижники, то и результат будет другой. Если этим будут заниматься чиновники, то это приведет, к тому же самому, к чему привела работа с молодежью в конце 80-х годов. Все рухнуло, а никто даже и не заметил. Работа велась формально на бумаге.

-Некоторые священники предлагают вместо «Основ православной культуры» в школах ввести «Закон Божий» либо предмет по основам аскетики. Как вы считаете, это нужно делать?

-Это прекрасный вариант. Но мы не найдем столько преподавателей, которые смогут объяснить это и которые тем более имеют опыт борьбы со страстями. Что бы учить, как бороться с грехами, нужно самому не только знать это, но и самому вести эту борьбу на практике. Я думаю, что есть масса других форм, с помощью которых можно доносить золотое зерно аскетики.

Тема легализации оружия непростая. Трагедия произошла от того, что папа так хранил свое оружие, что ребенок имел к нему прямой доступ. Но, с другой стороны, легализация оружия снимает некоторые вопросы. На этот вопрос трудно ответить однозначно. Это должны решать компетентные специалисты в данной области.

мальцев

ДЕНИС МАЛЬЦЕВ

старший научный сотрудник Центра гуманитарных исследований Российского института стратегических исследований

Эти два события произошли почти одновременно за короткий промежуток времени, поэтому это случайность. Наше общество все больше теряет нравственные ориентиры и все большее равняется на западные потребительские ценности, поэтому такие события рано или поздно должно было начаться. На Западе такие случаи достаточно распространены, стрельба в школах в США происходит как минимум несколько раз в год. В храмах реже, но такие моменты зафиксированы в той же Европе. Поэтому когда мы обратились к западным потребительским ценностям, взамен традиционных ценностей, то все сопутствующее пришло и к нам. Это неизбежно должно было произойти рано или поздно. Думаю, что это будет продолжаться и дальше, печать сорвана и это пришло в Россию. Молодежь теперь знает, что это возможно именно здесь и сейчас.

Еще двадцать лет назад невозможно было представить терроризм в нашем обществе, а теперь он распространен в массовом масштабе. Церковь должна максимально широко работать с молодежью, чтобы человек понимал, что потребительские идеалы это не главное. Не могу сказать, что двигало тем убийцей из Южно-Сахалинска, но оценивая его записи в социальной сети, можно сказать, что это стандартный набор неудачника, который не любит окружающих и завидует им. Вот с таким набором он пошел в родноверы. Это добавило ему ощущение своей избранности.

В ответ на запись в социальной сети, люди задались вопросом, почему эти стрелки стреляют не в тех, кто на джипах, не в тех, кто может себя защитить, а в самых беззащитных. Они пытаются что-то доказать не тем, кто их превзошел в потребительском стандарте, а самым беззащитным: детям и учителям в школе, прихожанам в храмах, старикам?!

Это внутренне пустые люди, они пытаются представить себя революционерами, которые идет против общества, но даже до этого уровня они не дотягиваются, они пустышки. Вот этой страшной душевной пустоте Церковь может противостоять, у нее есть двухтысячелетний опыт.

Решение вопроса о легализации оружия зависит от состояния общества. Возьмем, например, Швейцарию, где вековые традиции владения оружием. Не помню, чтобы там были подобные случаи, если только единичные. Если общество имеет тягу к традиционным ценностям, если оно строило свою общественную систему с правом ношения оружия, оно может себе это позволить. Нет прямой связи будет оружие на руках или нет. Сейчас вот оружие запрещено и что толку? Эти люди не достали оружие? Достали. Наоборот, у преступника будет оружие, а у потенциальной жертвы не будет шанса оказать сопротивление. На прошлой недели произошел случай в США когда человек пытался расстрелять толпу. У одного в этой толпе тоже оказалось оружие, в итоге погиб только стрелок. Но тот, кто стал на защиту остальных оказался в реанимации. Но тем не менее он смог защитить остальных. Убивает не нож, не ружье, убивает человек, его нелюбовь к людям, его без духовность. Если будет адекватное общество, то никаких проблем с разрешением оружия не будет. В современной России возможно в этом направлении можно идти, но торопиться не стоит. Это нужно делать постепенно.