Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании
20 декабря 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, являющегося правящим архиереем Первопрестольного града Москвы, началось годичное Епархиальное собрание столицы. Мы попросили наших экспертов рассказать о том, что им особенно запомнилось в послании Первосвятителя.
Протоиерей Артемий Владимиров
настоятель церкви Всех Святых в Красном Селе, член Союза писателей России.
«Мы всегда с нетерпением ждем Епархиального Собрания, по опыту зная, насколько ответственно Святейший Патриарх Кирилл относится к своему послушанию. И в этот раз мне было особенно приятно, что Первосвятитель избавил духовенство от необходимости слушать обширный текст его доклада, потому что у нас были соответственные книжки с распечатанным текстом, со статистикой и прочей информацией, таким образом Патриарх сократил выступление и говорил как аналитик. Будучи преподавателем риторики, я отметил его неравнодушие к предмету своего слова. Выступление было как всегда энергийно, выражало его сердечную заботу о пастве, состоянию дел, возбуждало сердца слушателей. Мы внимали Патриарху, не расслабляясь, ловили его каждое слово. Безусловно доминантой выступления является служение пастырское, Святейший сам неустанный труженик, притом что приоритет его служения — живое слово. Вот почему нам, рядовым пастырям Москвы, очень полезно общаться с Патриархом. Он возбуждает и будит пастырское самосознание и указывает конкретные духовные перспективы пастырского делания, особенно интересна была вторая часть, где каждому желающему была дана возможность задать вопрос и я задал вопрос Патриарху. Мне запомнилось однозначное слово Святейшего о бережном отношении к церковно-славянскому языку, о недопущении со стороны рядового священника что то самовольно изменять в состоявшемся чине богослужения. Патриарх оберегая литургическое русло богослужения, разумно высказался о том, что при исполнении частной требы после Крещения, необходимо сообразовываться с психологией восприятия жителей города. Он указал на собственный пример, он старается сделать понятным и доступным текст любого последования, имея пастырский опыт, русифицирует малопонятные для обывателя слова, что совпадает с опытом всякого разумного священника, который хочет быть понятен, который является подлинным совершителем Таинств. В этом смысле было очевидно насколько Патриарх бережно относится к единству Церкви».
Игумен Сергий (Рыбко)
Настоятель храма Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище в Москве, публицист, миссионер, писатель.
«Мне больше всего запомнилось разрешение участвовать священникам в ток-шоу, потому что раньше Святейший запрещал это делать, не было благословения на выступления. Сейчас священники имеют возможность высказаться. Я думаю, что это благословение Святейшего принесет свою пользу, потому что есть православные журналисты, такие как Киселев, это православные воцерковленные люди, и они хотели бы, чтобы священники присутствовали в общественном пространстве и высказывали более полно свое мнение по общественным вопросам. И конечно, надо дать возможность священству высказаться на современные темы, потому что большинство граждан России, все-таки тяготеет к Православию, и они хотели бы узнать мнение Церкви, верующих людей, мнение священников о тех или иных общественных направлениях и нововведениях, которые естественно возникают. Возможность высказываться – она достаточно ценна. И у священника это обязанность –говорить о современных темах и Церковь не должна быть декоративной, быть в гетто и высказываться по вопросам 19 века. Такая Церковь никому не нужна. Она должна отвечать на современные вызовы, на современные вопросы, нужно выходить со своими ответами, в том числе и на общественно-политические темы. Священник может высказать свое мнение как частное лицо, потому что высказываться от имени Церкви имеет право Патриарх, Собор, правящие архиереи».
Иерей Павел Гумеров
клирик храма святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище в Москве.
«Святейший очень хорошо и конструктивно провел Епархиальное собрание. Собрание состояло из двух частей. В первом, так сказать, отделении зачитывался доклад Святейшего, довольно небольшой, потому что перед этим были розданы брошюры с текстом доклада, чтобы все присутствующие сами могли ознакомится с докладом. После перерыва на чай с пирожками была самая интересная часть собрания — это живое общение с Патриархом. Были поставлены микрофоны и любой из нас , а присутствовало более тысячи человек из числа духовенства Москвы, вместе с клириками с новоприсоединенных территорий, любой мог задать вопрос, начиная от епископа и заканчивая дьяконом. Мы знаем, что к Патриарху в связи с его занятостью очень трудно попасть на прием, для рядового священника это очень сложно, а здесь есть возможность напрямую задать вопрос, и Святейший принимает решение иногда мгновенно. Как, например, один дьякон, который задавал Патриарху вопрос о борьбе с пьянством, и тут же владыке Пантелеймону Шатову было дано указание назначить его старшим за одно из направлений в этом вопросе. На Епархиальном собрании появилась возможность обсудить вживую проблемы и задать вопросы, которые впрямую не касаются темы доклада, но которые всех волнует и тут же получить ответ. И, что тоже важно, донести проблему не только до Патриарха, но и до всей общественности, которая находится в зале. Хорошо, что с одной стороны идет упрощение действия, а с другой стороны, оно становится полезным и продуктивным. Не могло не порадовать, что в этот раз Святейший по большей части хвалил духовенство за усердие, за активизацию направлений, которые Патриарх наметил еще с первых лет своего патриаршества: миссионерство, катехизация, социальное служение, молодежное движение. Теперь на каждом приходе есть ответственные за эти направления, ведется работа, где активная, а где не очень. Так или иначе, любой приход этим обязан заниматься, если раньше это было по желанию, сейчас это в обязательном порядке, с нас требуют постоянного отчета о том, какую деятельность мы ведем. Это весьма отрадно, конечно, за всех отвечать нельзя, и может, кто-то пишет формальные отчеты, кто-то делает реальные дела и, понятно, что во всем этом могут быть элементы бюрократии. Но все равно дело идет, и я могу сказать по тем приходам, которые лично знаю, все эти направления с воскресной школой, с катехизацией, с молодежным служением ведутся и иногда весьма активно и творчески. Также в докладе было отмечено большое увеличение приходов, не просто открытых церквей, в которых служат несколько раз в год, а приходов, где ведутся все направления и где люди получают духовную помощь. Увеличение активно действующих приходов пока еще обгоняет количество рукополагаемых священников, которые могут реально действовать на этих приходах, потому что мы знаем, что идет Программа 200 храмов, и я слышал из уст Владимира Ресина, ответственного за эту программу, что на территории Новой Москвы будут построены еще 200 храмов. С его слов Святейший это сам предложил. Это значит, что двести храмов на ближайшие годы нужно обеспечить духовенством, поставить настоятеля и еще одного священника. А это значит, что этих священников нужно снять с каких-то действующих приходов и рукоположить новых, потому что потребуется большая армия духовенства, которых пока не хватает. Проблема большая, потому что мы знаем, что в последние годы сократилось число поступающих в семинарии в силу многих причин. Мне лично особенно запомнилась в докладе тема межсоборного присутствия. Мы знаем, что в 2014 году состоится Архиерейский собор и сейчас готовятся документы, и они обсуждаются, обсуждение идет и на приходах, и в интернете, и духовенство имеет право высказываться по вопросам брака, причастия, отношениях со старообрядцами, о поминании усопших. Например, я занимаюсь темой семьи и брака и в течение нескольких епархиальных собраний я ждал из уст Патриарха фразу о том, как Церковь должна относиться к сожительству без регистрации. На прошлом собрании я даже задавал этот вопрос патриарху письменно, но тогда он из-за очень ограниченного времени не успел ответить. Святейший выразил официальную позицию Церкви, и она зафиксирована в документе о браке и о Причащении. Патриарх прямо сказал, что никакого оправдания блудному сожительству быть не может. Каждый брак должен быть обязательно заключен по закону и зарегистрирован, и блудное сожительство является каноническим препятствием к таинству причащения. Это будет зафиксировано в документах Межсоборного присутствия, которые в дальнейшем будут утверждены на Архиерейском соборе. Меня это очень порадовало, так как недавно я написал книгу о проблемах добрачного сожительства и обнаружил, с большим удивлением, что по данному вопросу даже среди духовенства нет единого мнения. Теперь я получил одобрение своей позиции от самого Патриарха».
клирик Иваново-Вознесенской епархии, церковный публицист.
«По роду своего служения я обратил особое внимание на такие слова Патриарха: «Из молитв, из Таинств, из богообщения должны следовать не пассивность, не уход от трудностей времени в своего рода духовную эмиграцию, но деятельное служение благу ближних и принятие на себя ответственности за Церковь, за состояние человеческих сердец и умов, за общество в целом… Идеология, которая отрицает объективные границы добра и зла, ставит права над обязанностями, а личные хотения над общественным долгом, которая уравнивает детей и аборты, бесплодные извращения и честной брак — это яд для человеческого социума, и яд смертельный». Необходимо уяснить себе аналогию: если организм «не замечает» попадающего внутрь яда, не реагирует на него, не отторгает, воспринимает его «как будто всё в порядке» — то такому организму гарантирована гибель. Ровно то же самое и в жизни нации. Потому-то вся антихристианская свора дружно поднимает вой: как, дескать, Церковь смеет указывать на врагов, призывать к борьбе, к противостоянию!»
Роман Анатольевич Силантьев
российский религиовед, социолог и историк религии, доцент Московского государственного лингвистического университета.
«В докладе на Епархиальном собрании Святейший правильно ответил на честно поставленный вопрос. Есть серьезнейшая проблема, которая касается абсолютно всех – проблема исламистского экстремизма и терроризма. Количество носителей этой идеологии крайне велико, только в Москве – их десятки тысяч, а по стране до 700 тысяч, хотя возможно еще больше, в Татарстане больше 100 тысяч, в Дагестане тоже немалое число. Растет и численность, и опасность, хотя в этом году есть положительная динамика, но опасность сохраняется. Мы видим, что в Татарстане за полгода было совершено как минимум девять атак на православные храмы – поджоги, осквернение, минирование святых источников, резкое ухудшение ситуации. Поджигатели храмов оказались радикальными исламистами, и угрозы исходили именно от них и именно они устраивали там все теракты на православные святыни. Патриарх затронул этот вопрос и священники все чащи встают перед вопросом, что делать, когда приходят агитаторы, когда обращаются женщины, которые вышли замуж за мусульман, а потом обнаружили, что они четвертые, пятые жены, что у них начинают отбирать детей, заставляют принять ислам. Это очень актуальные сейчас вопросы. Чтобы начать решать этот вопрос, нужно признать проблему, поставить диагноз. Я занимаюсь противодействием терроризму и есть гипотеза моих коллег, что не нужно вести с ними переговоры, не надо идти на уступки, не надо проявлять даже малейшую слабость, должны преобладать жесткие силовые методы».