Горельеф Сталина в метро: икона антихриста и диверсия против России

Москва, май 2025 года. В гулком, отделанном мрамором подземелье столичного метрополитена, на станции «Таганская», происходит событие, знаменующее собой нечто большее, чем просто акт реставрации. Под вспышки камер и одобрительные речи официальных лиц и представителей коммунистической партии, взорам пассажиров предстает восстановленный горельеф «Благодарность народа вождю-полководцу». В центре композиции, окруженный ликующими советскими людьми — солдатами, рабочими, пионерами, — стоит он. Иосиф Сталин. Его фигура, отлитая в блестящем, холодном металле, излучает спокойную уверенность. Это не просто исторический артефакт; это тщательно продуманное идеологическое высказывание, возвращенное в сердце столицы спустя шестьдесят лет после его демонтажа.
Для одних это «восстановление исторической справедливости», долгожданное возвращение имени, которое они связывают с победой в войне, индустриализацией и государственным величием. К подножию горельефа уже ложатся первые гвоздики. Для других — это пощечина, плевок на могилы миллионов замученных и расстрелянных. Это знак того, что страшный призрак, который, как казалось, был изгнан из национальной памяти, вновь обретает плоть и кровь, требуя себе поклонения.
Однако для православного сознания это событие имеет еще более глубокое, поистине пугающее измерение. Точнее всех его суть уловил архиепископ Савва (Тутунов), заметивший, что композиция горельефа до ужаса напоминает христианский иконостас. В центре, на месте, где всегда находится образ Христа Спасителя, — фигура земного вождя. По сторонам, где располагаются образы Богоматери, Иоанна Предтечи и святых, — безликая масса, обратившая свои восторженные взоры к идолу. Это не просто искусство соцреализма. Это акт «советской сакрализации», как назвал его владыка Савва, — сознательная или интуитивная попытка создать ложную, антихристианскую религиозность, где место Бога занимает обожествленный человек, тиран, построивший свою власть на крови и страхе.
Таким образом, открытие этого горельефа — не вопрос политических симпатий или исторических трактовок. Это вопрос веры. Это духовный маркер, указывающий на тяжелую болезнь, поразившую наше общество. Мы стоим перед выбором: вернуться к почитанию палача или следовать за Христом и Его святыми, многие из которых приняли мученический венец именно от рук того, чей образ теперь отлит в металле. Эта статья — попытка осмыслить происходящее с единственно возможной для христианина точки зрения и показать, почему прославление Сталина является не просто ошибкой, а духовной катастрофой, прямой дорогой к национальному самоубийству.
Историческая амнезия: Кого мы прославляем?
Чтобы понять всю глубину духовного падения, которым является почитание Сталина, необходимо стряхнуть с себя морок пропаганды и мифов и честно взглянуть на исторические факты. Кто тот человек, чей образ с одобрения властей и ликования его последователей вновь занял почетное место в общественном пространстве?
Сталин — это архитектор одной из самых бесчеловечных тоталитарных систем в истории. Его имя неразрывно связано с понятиями, от которых стынет кровь: ГУЛАГ, Большой террор, раскулачивание, насильственная коллективизация, искусственный голод, депортации целых народов, политические процессы и массовые расстрелы. Речь идет не о «перегибах на местах» или «цене индустриализации». Речь идет о целенаправленном, системном уничтожении миллионов собственных граждан. Точное число жертв его режима до сих пор является предметом споров историков, но даже самые скромные оценки говорят о цифрах, сопоставимых с потерями в мировой войне. Миллионы расстрелянных, погибших в лагерях от непосильного труда, голода и болезней, умерших во время организованного голода на Украине, в Поволжье и Казахстане, сломленных и лишенных всего в ходе раскулачивания.
Но для нас, православных христиан, сталинский режим имеет еще одно, особое измерение — это было время самого яростного, последовательного и кровавого гонения на Церковь Христову в истории человечества, превзошедшего по своим масштабам даже гонения первых веков со стороны римских императоров. Целью режима было полное уничтожение религии как «опиума для народа» и замена ее коммунистической идеологией.
Вспомним факты. Если к 1917 году в Российской империи насчитывалось более 78 000 православных храмов и часовен, около 1250 монастырей и более 130 000 священнослужителей, то к 1939 году на всей территории СССР на свободе оставалось лишь несколько сотен священников, а действующих храмов — единицы на целые области. Основной удар пришелся на годы сталинского правления, особенно на период Большого террора 1937-1938 годов. В эти два года было расстреляно более 100 000 представителей духовенства и активных мирян. Священников топили на баржах, расстреливали в подвалах НКВД, забивали до смерти на допросах, морили голодом в лагерях. Их «вина» заключалась лишь в том, что они отказывались отречься от Христа и продолжали служить Богу и людям.
Именно в эту эпоху Русская Православная Церковь явила миру сонм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Это не безликие «жертвы репрессий». Это святые, чьи имена прославлены Церковью. Это священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий, местоблюститель Патриаршего престола, замученный в ссылке за отказ пойти на компромисс с безбожной властью. Это священномученик Серафим (Чичагов), митрополит, блестящий ученый и художник, расстрелянный в 81-летнем возрасте на Бутовском полигоне. Это тысячи и тысячи безымянных и известных священников, монахов и мирян, которые своим подвигом свидетельствовали о верности Евангелию до самой смерти.
И вот сегодня, в XXI веке, нам предлагают поклоняться образу человека, который является прямым виновником их страданий и смерти. Нам предлагают видеть в нем «эффективного менеджера» и «собирателя земель», забыв, что его «эффективность» была оплачена реками крови, в том числе крови святых. Возложение цветов к горельефу Сталина — это духовный акт отречения от Христа, это попрание памяти Новомучеников. Это попытка соединить несоединимое: свет Христов и тьму богоборчества, Крест и пятиконечную звезду, святость и преступление. Смотреть на сияющий образ тирана на стене метро и не вспоминать о Бутовском полигоне, Соловках, Колыме — значит страдать тяжелейшей формой исторической и духовной амнезии.
Духовная подмена: Крест против пятиконечной звезды
Самая главная и самая страшная опасность сталинизма заключается не в его политической или экономической модели, а в его духовной сущности. Сталинизм — это не просто идеология, это квазирелигия, человекобожеский культ, стремящийся занять в душе человека место, предназначенное для Бога. Именно поэтому любое заигрывание с ним, любая попытка его реабилитации с православной точки зрения является не чем иным, как формой идолопоклонства.
Первая и главная заповедь, данная Богом Моисею на Синае, гласит: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2-3). Идолопоклонство в библейском понимании — это не только поклонение статуям языческих божков. Это служение всему, что ставится на место Истинного Бога: богатству, власти, нации, идее или, как в нашем случае, обожествленному земному лидеру. Культ личности Сталина был построен по всем канонам религиозного культа: «священные» тексты (его труды), «иконы» (его портреты и памятники), «молитвы» (хвалебные оды и славословия), догмат о непогрешимости вождя и вера в построенный им земной «рай». Этот культ требовал от человека полного подчинения не только тела, но и души, совести, разума.
В этом контексте аргументы так называемых «православных сталинистов» выглядят не просто как историческая близорукость, но как глубокое богословское заблуждение.
Рассмотрим их основные тезисы.
Аргумент первый: «Сталин выиграл войну».
Безусловно, победа в Великой отечественной войне — это подвиг нашего народа. Но приписывать эту победу единолично Сталину — значит совершать подлог и оскорблять память миллионов павших. Победу одержал народ — солдаты и офицеры, труженики тыла, женщины и дети, — заплативший за нее чудовищную цену. Цена эта была многократно увеличена именно действиями Сталина: его предвоенные репрессии, обезглавившие Красную Армию накануне вторжения, его провалы в стратегическом планировании в первые месяцы войны привели к катастрофическим поражениям и миллионам лишних жертв. С христианской точки зрения, победа была дарована Богом по молитвам Церкви и за невероятное самопожертвование людей. Ставить же во главу угла фигуру тирана — значит благодарить за спасение не Промысел Божий и народный подвиг, а тот самый бич, которым этот народ истязали.
Аргумент второй: «Сталин возродил Церковь в 1943 году».
Это один из самых циничных мифов. «Возрождение» Церкви было сугубо прагматичным политическим шагом. Столкнувшись с угрозой полного разгрома, Сталин нуждался в консолидации всех сил нации, в том числе и верующих. Ему нужен был патриотический подъем, а также улучшение имиджа СССР в глазах западных союзников. Он позволил избрать Патриарха и открыть некоторые храмы не из-за своего «прозрения» или раскаяния, а из холодного расчета. Это была временная уступка, тактический союз. Как только нужда в Церкви как в инструменте мобилизации отпала, маховик репрессий, пусть и в более мягких, «хрущевских» формах, был запущен вновь. По сути, Сталин не возродил Церковь, а попытался сделать ее послушным винтиком в своей государственной машине. Радоваться этому «возрождению» — все равно что благодарить тюремщика за то, что он ослабил кандалы, чтобы узник мог эффективнее работать на своего мучителя.
Аргумент третий: «Сталин построил великую и сильную державу».
Здесь мы подходим к ключевому мировоззренческому расхождению. Что есть «величие» с точки зрения христианина? Евангелие дает нам совершенно иные критерии, нежели имперская геополитика. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36). Величие державы, построенной на костях, на лжи, на подавлении свободы и человеческого достоинства, — это величие Вавилонской башни. Это гордыня, бросающая вызов Богу. Такая держава может казаться могущественной внешне, но внутри она духовно мертва, ибо в ее основании лежит не камень веры, а песок страха и насилия. Для христианина не может быть ничего ценного в империи, созданной гонителем Церкви. Царство Божие и царство кесаря-богоборца — несовместимы.
Почитание Сталина для православного человека — это предательство памяти Новомучеников. Это попытка усидеть на двух стульях: зажигать свечу перед иконой священномученика Владимира Киевского и одновременно возлагать цветы к монументу того, чья система этого святого убила. Это духовная шизофрения, которая неизбежно ведет к разрушению веры. Нельзя служить двум господам — Христу и Велиару.
Симптом болезни: Ползучая ресталинизация и ее угрозы
Горельеф на «Таганской» был бы лишь досадным курьезом, пережитком прошлого, если бы не был частью гораздо более широкого и тревожного процесса, который можно назвать «ползучей ресталинизацией». Десятилетиями имя Сталина было синонимом тирании. Сегодня же мы наблюдаем, как его образ систематически отмывается от крови и возвращается в пантеон национальных героев.
Это происходит на разных уровнях. По всей стране, от Калининграда до Дальнего Востока, как грибы после дождя появляются новые памятники и бюсты Сталину. В общественном сознании через фильмы, телепередачи и псевдоисторические книги насаждается образ мудрого правителя, «отца народов», который был строг, но справедлив. Школьные учебники истории все чаще говорят о нем как об «успешном менеджере», при котором страна совершила индустриальный рывок, а массовые репрессии упоминаются как досадные «издержки» этого процесса. Социологические опросы фиксируют пугающую динамику: с каждым годом растет число россиян, положительно оценивающих роль Сталина в истории. Его портреты несут на акциях «Бессмертного полка» рядом с фотографиями настоящих героев войны, что является кощунственной подменой.
Почему это происходит? Причин несколько. Во-первых, это провал десталинизации 1990-х. Тогда не была дана четкая и однозначная правовая и нравственная оценка преступлениям советского режима. Общество не прошло через процесс национального покаяния, подобный тому, что прошла Германия после нацизма. Раны не были излечены, и теперь они вновь воспалились. Во-вторых, в условиях современных вызовов и нестабильности в обществе возникает запрос на «сильную руку», на порядок, пусть даже основанный на насилии. Образ Сталина становится символом утраченного, как кажется многим, величия и стабильности, идеализированным прошлым, в которое хочется сбежать от проблем настоящего. В-третьих, это целенаправленная политика определенных сил, которые видят в сталинской модели управления образец для подражания. Для них сильное, централизованное государство, подавляющее любое инакомыслие, является идеалом, а Сталин — его самым успешным воплощением.
Каковы духовные угрозы этого процесса? Они колоссальны.
Нация, которая начинает прославлять своих палачей, теряет нравственные ориентиры. Если массовые убийства, террор и ложь можно оправдать «высшими государственными интересами», то стирается грань между добром и злом. Это открывает ящик Пандоры: если тогда было можно, то почему нельзя сейчас? Нормализация сталинизма — это оправдание государственного насилия как легитимного инструмента политики.
Происходит разрыв исторической памяти и преемственности. Вместо того чтобы строить свою идентичность на подвиге Новомучеников, на тысячелетней православной традиции, нам предлагают строить ее на культе тирана. Это путь в никуда, в исторический тупик.
Самое страшное — ресталинизация отравляет душу народа. Она сеет семена разделения, ненависти и страха. Общество, где одни ставят памятники Сталину, а другие — памятники его жертвам, не может быть единым и здоровым. Это общество, находящееся в состоянии холодной гражданской войны. Для христианина такая атмосфера невыносима, ибо она прямо противоположна заповедям о любви, прощении и мире.
Горельеф в метро — это не просто кусок металла. Это симптом тяжелой духовной болезни. И если эту болезнь не лечить покаянием и правдой, она может привести к самым катастрофическим последствиям.
Заключение: Покаяние, а не поклонение
Что же делать? Какой должна быть реакция Церкви и общества на возвращение сталинских идолов?
Нам необходимо общенациональное покаяние. Слово «покаяние» (по-гречески «метанойя») означает не просто эмоциональное сокрушение о грехах, а «перемену ума», глубокое переосмысление своего прошлого и настоящего. Мы должны, наконец, как нация, честно и без всяких «но» осудить преступления сталинизма. Не ради того, чтобы посыпать голову пеплом, а ради того, чтобы очиститься и никогда больше не повторять этих ужасов.
Наш ответ — это память. Мы должны противопоставить лживому культу Сталина правдивую память о его жертвах, и в первую очередь — о святых Новомучениках и Исповедниках Церкви Русской. Их жития должны стать настольными книгами в каждой верующей семье. Их иконы должны быть в наших домах. Их подвиг верности Христу до смерти — вот истинный нравственный фундамент, на котором можно и нужно строить будущее России. Именно они, а не «эффективные менеджеры» с руками по локоть в крови, являются нашими настоящими героями и небесными заступниками.
Наш ответ — это просвещение. Мы должны говорить правду — в храмах, в воскресных школах, в семьях, в публичном пространстве. Терпеливо и настойчиво разъяснять, особенно молодежи, почему сталинизм и христианство несовместимы. Мы должны создавать и поддерживать музеи памяти жертв репрессий, издавать книги, снимать фильмы, которые бы не позволяли обществу забыть о трагедии XX века.
Возвращение горельефа Сталина на станцию «Таганская» — это духовный вызов, брошенный всем нам. Это проверка нашей веры, нашей совести и нашей исторической памяти. Мы можем сделать вид, что ничего не происходит, и молчаливо согласиться с очередной подменой. А можем воспринять это как призыв к духовному бодрствованию, к защите правды и к деятельному почитанию наших святых.
Будущее России зависит не от того, сколько ракет и танков у нее будет. Оно зависит от того, на каком фундаменте мы будем строить наш общий дом. На фундаменте ли лжи, страха и прославления палачей? Или на вечном камне евангельской истины, за которую отдали свои жизни Новомученики? Путь к подлинному возрождению страны лежит не через поклонение идолам прошлого, а через глубокое и искреннее покаяние.
Аналитический портал «Православный Взгляд»








