Дмитрий Энтео об «осквернении» языческого капища в Армении и сокрушении идолов

_hfv-pic510-510x340-13844

Несколько дней назад новостные ленты и блогосфера взорвались новостью: «Турист из России осквернил языческий храм бога Солнца в Армении». Около 40 интернет-СМИ опубликовали новость об этом происшествии. По словам пресс-секретаря Службы по охране исторической среды и историко-культурных музеев-заповедников министерства культуры Армении Марины Аванесян инцидент произошел в пятницу утром. Российский турист аэрозольной краской из баллончика написал на стене храма «В мире идол ничто». Акт вандализма заметил один из посетителей храма и сообщил охране музея-заповедника «Гарни». Те задержали вандала и сдали местным правоохранительным органам. Один из охранников музея отметил, что «явных угрызений совести из-за содеянного у туриста не было. На вид ему 22–23 года, и он, кажется, не сожалел о сделанном, но и не объяснял причин своего поступка».

Читая эту новость я был глубоко удивлен: неужели в наше время все еще есть люди, способные на подобный поступок? Но когда я увидел имя вандала, мне все стало ясно. Да, они есть, и они среди нас. Дело в том, что я уже много лет знаю этого человека, его зовут Максим Никитенко. Мы познакомились с ним в храме пророка Даниила в Москве. Этот молодой человек является учеником убитого около 5 лет назад священника Даниила Сысоева, человека, который настолько любил Бога и ближнего, что наш мир, лежащий во зле, наградил его за это несколькими смертельными пулями, а Господь — мученическим венцом.

JeRbeUyvs9g

О том, что Максим в Армении, я узнал по просьбе, которую он передал, а именно — подготовить и выслать ему макет листовки про догматические заблужения Армянской Апостольской Церкви, которая откололась от Вселенского Православия в V веке. Максим прекрасно понимал, что раскол, как и ересь, не позволяет человеку попасть в Царствие Божие. Поэтому, бросив все, он и поехал в Армению.

Максим всегда меня удивлял своей совершенной неотмирностью: этот человек живет церковной жизнью, мыслит Священным Писанием. Сколько я его знаю, он ездит по миру и рассказывает людям о Христе. Этого человека знают во всех мечетях, синагогах, протестантских собраниях Москвы. Его прямота настолько нетипична для современного мира, что он как бы не вписывается в него, он как будто живет в своей собственной системе координат, основанной на Евангелии. Со стороны это похоже на юродство. Многие даже обижаются на Максима после первого знакомства, смущаются его поведением, но со временем понимают, что этот человек всеми силами стремиться угодить Богу и помочь людям любых взглядов отвергуть свои заблуждения и познать истинного Спасителя мира. Я знаю, что на слова о Христе Максиму неоднократно отвечали оскорблениями и побоями, в ответ на что он только смиренно молчал и молился за обидчиков.

1511013

Вот и в данном эпизоде, изучая реакцию блогосферы на его поступок, я увидел, что даже среди верующих мнения разделились. Вместе с теми, кто поддержал этот поступок (громче всех свое одобрение высказали православные армяне), нашлись и те, кто резко осудил этот акт. В своих аргументах эти люди называли его поступок «варварством», «дикостью», спрашивали, где подобным занимались Апостолы или святые, называли его безумным, так как он осквернил памятник культуры. Эти люди в своем собственном представлении мудры настолько, что только себя они считают настоящими, интеллигентными христианами, противопоставляя себя «фанатикам» вроде Максима. Но ведь Священное Писание, говорит нам следующее: «…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1:21); «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их (1Кор.3:19); «Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом [своим], ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа»(Иер.10:14).

Преподобный Иоанн Дамаскин в своем слове против порицающих святые иконы пишет: «Ибо как святые Отцы нисповергли святилища и храмы демонов и на их местах воздвигли храмы в честь имени святых и эти мы почитаем, – так истребили они и изображения демонов и вместо тех устроили изображения Христа, и Богородицы, и святых».  — Какие странные слова! Неужели действительно святые отцы занимались подобным варварством?

1511011

Святой равноапостольный царь Константин, познав Единого Бога и на Него возложив всю надежду, силою Честного Креста победил всех своих врагов и повелев разорить идольские капища и восстановить христианские храмы, рассеял суетные надежды своих предшественников. Как мы видим, святого Константина не волновала культурологическая ценность древних капищ, но он имел на это законное право, будучи властителем. А что же обычные люди?

Можно вспомнить наверное самого любимого в России святого, святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского: «В то время еще много оставалось эллинских капищ, к которым нечестивые люди привлекаемы были дьявольским внушением, и многие из Мирских жителей пребывали в погибели. Архиерей Бога Вышнего, одушевленный ревностью Божиею, прошел по всем этим местам, разоряя и обращая в прах идольские капища и очищая свое стадо от скверны диавольской. Так, ратоборствуя с духами злобы, святой Николай пришел в храм Артемиды, который был очень велик и богато украшен, представляя собою приятное для бесов жилище. Святой Николай разорил сей храм скверны, сравнял высокое его здание с землею и самое основание храма, бывшее в земле, разметал по воздуху».

JeRbeUyvs9g

А вот святитель Иоанн Златоуст не только в Константинополе, но и во всех окрестных городах и селениях до основания разорил идольские храмы, стоявшие в течение многих веков в Финикии.

Другой вселенский учитель Григорий Богослов, приводит христианам в пример святого Марка Арефузского: «Кто же так удален от обитаемых нами стран, чтобы не знал и не предупредил рассказом вспоминающего о чудном Марке и жителях Арефузы? При славном Констанции, по данной тогда христианам власти, он разрушил одно демонское жилище и многих от языческого заблуждения обратил на путь спасения, своей не менее светоносной жизнью, как и силой слова».

Мы можем вспомнить сотни эпизодов из жизнеописания мучеников первых веков, которые разрушали языческие капища и идолы, и за это жестоко истязались мучителями. Приведу всего пару примеров: так, святой мученик Емилиан, славянин, пострадал за Христа в царствование императора Юлиана Отступника (361-363). Желая восстановить в Римской империи культ языческих богов, Юлиан разослал по всем областям указ, согласно которому всех христиан следовало предавать смерти. Святой Емилиан был рабом местного градоначальника и тайным христианином. Возмущенный жестоким указом, святой Емилиан проник в языческое капище, разбил молотком изваяния идолов, опрокинул алтари и светильники и вышел, никем не замеченный.

А святая мученица Валентина, после обвинения в непочитании языческих богов, и приказа принести жертву идолам в языческом храме, смело бросила в жертвенник камень и обратилась к пылавшему на нем огню спиной.

Если мы откроем жизнеописание святых апостолов, то увидим, что практически в каждом из них есть подобные эпизоды: и апостол Иоанн, и апостол Андрей, и апостол Фома и апостолы из числа семидесяти как собственными руками, так и силой молитвы разрушали языческие святыни. Более того, традиционно именно с этих чудовищных актов вандализма и начиналось просвещение народов.

Приведу рассказ священника Даниила Сысоева о том, как святой Патрик начал просвещение Британии: «В Ирландии существовал обычай: в день осеннего праздника мертвых (сейчас он известен как Хеллоуин) гасились все огни, пока языческие жрецы друиды не зажигали священный огонь в столице Таре. Тот, кто зажигал огонь раньше — подлежал смерти. И вот, в эту страшную ночь Патрик пришел к Таре и на соседнем высоком холме зажег огромный костер, означавший явление света Христова. Взбешенные друиды хотели погубить святого, но огонь не коснулся его. Тогда Патрик стал возвещать всем Святую Троицу, показывая эту тайну на примере трилистника клевера. По его повелению все змеи покинули остров, так что даже сейчас там не живет ни одно пресмыкающееся. Изумленные его чудесами, люди обратились к Господу».

Святой равноапостольный Кирилл, учитель славянский, свое просвещение фульского народа (языческое племя, жившее около Азовского моря) начал под большим дубом, сросшимся с черешнею, которому язычники приносили разнообразные жертвоприношения с топором в руке. 33 ударов хватило, чтобы идол быд повержен. А ведь сколько святых даже иконографически изображаются с молотками в руках…

Мы выяснили, что с точки зрения православной традиции, осквернение языческого капища является благим, благородным поступком. Но обратить ваше внимание я хочу не столько на это, сколько на логику тех людей, которые осуждали Максима, как в русском сегменте интернета, так и среди армян. Негодование у людей, вызвало именно посягательство доминирующей религии на языческое «культурное наследие» народа.

T8Lhv5tbG0c

Абсолютно аналогичную реакцию среди патриотической общественности я увидел, в обсуждении сноса памятника Ленину в Харькове. Патриоты и даже некоторые православные возмущались тому, что идол одного из величайших злодеев в истории разрушен. Никому нет дело до красного террора, ужасов граждаснкой войны, разрушения Империи, страшном гонении на Церковь. «Вандалы уничтожают исторический памятник». Люди, ослепленные национальной гордостью, не понимают, что памятник — это не часть истории, это ее моральная оценка, оставленная на века в назидание потомкам. Если народ готов оправдывать чудовищные преступления на том лишь основании, что это — «наши» чудовищные преступления, если патриотизм человека готов оправдать любое зло, а вся история народа или государства является абсолютным благом аксиоматично, по определению, то у такого народа нет будущего. И не важно, кто и зачем сносит идолы богоборцам, в любом случае это — благо.

Как народу Армении, так и народам России необходимо научиться оценивать свою историю в точки зрения Бога, иметь в себе решимость не оправдывать злодеяния и наконец-то расстаться с языческими идолами и капищами.

Интересный факт: на самом деле, это капище — не более, чем копия культового здания древности, сделанная на скорую руку в СССР, что не мешает современным неоязычникам со всей Армении приезжать к нему и приносить жертвы языческим богам.

Главный результат этого поступка Максима — удивительной силы свидетельство. Десятки новостных лент сообщили сотням тысяч людей о словах, которые «фанатик» из России оставил на языческом храме. И эти слова, как будто сквозь века, сквозь терабайты информации, сквозь все наши заботы и проблемы, через все наши суетные знания и мечты проносит вечную Истину, которая доходит до глубины нашего сознания: «Идол в мире ничто».

Героический поступок Максима доносит эту заповедь Божию до тех, кто уже давно поставил на главное место в своей жизни государство и нацию, до тех, кто воспринимает религию всего лишь как культурный код своего народа. Его подвиг действительно заставляет задуматься о том, что Бог ради нашего спасения готов сокрушить все, что заслоняет от нас Его Свет.

Дмитрий Энтео специально для портала «Православный Взгляд»