Православие и страсть к курению марихуаны

Мы спросили у православных священнослужителей и экспертов о последствиях употребления марихуаны, преодолении этой страсти и разговорах о возможной легализации этого наркотика.

A Hindu ascetic smokes marijuana outside the Bhavnath temple during the Mahashivratri festival in Gujarat

 

 

1111

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ШЛЯПИН,

настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского,

д. Ивакино Можайского р-на Московской области

Курение марихуаны — это разновидность страсти чревоугодия, и преодолеть ее можно в рамках православной аскетики. Невозможно преодолеть страсть вне контекста духовной жизни, потому что если человек пытается бороться с одной страстью не ради Христа, а ради здоровья, то он достигает чисто технического результата, и на месте одной страсти появляется другая. Человек не получит никакой пользы от этой борьбы, если делает это не ради Христа. Невозможно преодолеть страсть, если бороться только с какой-то ее разновидностью, а не вообще с ней.

Например, возьмем страсть содомии, когда человек пытается избавиться от нее, меняя пол и ориентацию, пичкая себя гормонами, не понимая, что он питает ту же самую блудную страсть, которая и есть причина содомии, а выход только один — это вообще борьба с блудной страстью. Так и здесь — преодолеть страсть курения марихуаны и употребление наркотиков можно, если в целом бороться со страстью чревоугодия.

Молодому человеку нужно объяснить, что за курением марихуаны стоит обычная страсть чревоугодия — как человек объедается продуктами, так он «укуривается» марихуаной. Но наркотики более пагубно действуют на организм, чем еда, и поэтому общество больше обращает внимания на эти пороки, так как они угрожают здоровью общества в целом, но для христианина не это важно. Для христианина важно, что эта страсть разрушает самого человека, и если смотреть с этой точки зрения, то простая страсть чревоугодия не менее опасна, чем наркомания, которая быстро разрушает организм, но дает повод и быстро на нее реагировать. А страсть чревоугодия — это замедленный яд, и что в данном случае опаснее, трудно сказать.

Страсти друг с другом взаимосвязаны, и, разумеется, за курением марихуаны стоит и страсть печали, и блудная страсть, то есть другие страсти тоже задействованы в этом тоже.

За легализацией марихуаны стоит одно — желание грешить и желание оправдать грех. Например, многие говорят, что нельзя запрещать аборты, потому что если их запретить, то будет развиваться нелегальная индустрия абортов, и женщины будут умирать от заражения. Но это не выход, все равно ясно, что если запретить грех, его будут меньше делать, какие бы отговорки при этом ни находили. Если марихуана будет запрещена, то понятно грешить будет труднее. Часто люди просто зарабатывают на страстях человека.

 

115

ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (МАРКИШ)

клирик Иваново-Вознесенской епархии,церковный публицист и миссионер

Марихуана относится к числу так называемых «легких» наркотиков: привыкание ней не приводит к глубокой зависимости, к опасному ущербу для здоровья, и прерывание курения марихуаны не вызывает тяжелого абстинентного синдрома («ломки»). Эти факты нередко пытаются скрыть от молодых людей, запугивая их ужасами курения марихуаны. Такой «благочестивый обман» служит самым злочестивым целям сатаны: мы теряем доверие молодежи, теряем связь поколений, а наркомания, естественно, только растет.

Дело в том, что наркомания представляет собою не только, а в случае марихуаны — не столько физиологическое, сколько социально-культурное явление. Иными словами, начиная с «легких» наркотиков, молодые (и не очень молодые люди) приобщаются наркотической «протестной» субкультуре, которая и держит их на привязи, и переключает их с марихуаны на кокаин и героин. Происходит это исподволь, так, что осознать происходящее удается лишь плотно сидя на игле…

Поэтому столь важны консолидированные усилия законодателей и правоохранителей, Церкви и общества, деятелей культуры и искусства, по противодействию наркомании во всех ее формах, в том числе и попыткам легализации употребления марихуаны.

 

23057.p

ИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ НЕНАРОКОВ

Все страсти объединены страстью сластолюбия, а сластолюбие идет рядом со страстью блуда. Марихуана — легкий наркотик, но это наркотик, который является таким же ядом для клеток мозга, как и алкоголь. В этом отношении и то, и другое — плохо, но марихуана плоха тем, что от нее сложнее избавиться, чем от курения, потому что приобретается не только психологическая зависимость, но и происходит построение новых рефлекторных дуг в мозгу, поэтому от марихуаны легко перейти к новым наркотикам.

Если бы наши проблемы с алкоголизмом заканчивались одной банкой пива, тогда бы не было проблемы алкоголизма. Если бы наши проблемы с табакокурением заканчивались одной сигаретой в день, то не было бы проблемы табакокурения. Если бы проблемы с наркоманией заканчивались одним косяком в день, то не было бы наркомании. Но ведь наркоманы не ограничиваются одним косяком, потому что за одним идет второй, третий, а дальше – тяжелые наркотики. Все психотерапевты знают, что такое «детонатор».

Детонатором алкоголизма или другой страсти является сначала более легкое средство: банка пива, легкий наркотик, алкогольный коктейль. Марихуана является ядом и грехом, потому что уводит человека от реальности, затуманивает мозг, делает человека рассеянным и неадекватным окружающей действительности.

Как молодому человеку бросить курить марихуану? Так же, как бросить пить и курить — через тяжелую борьбу. Для этого требуется духовный подвиг. Мой опыт свидетельствует, что страсти надо рассматривать все вместе. Как правило, алкоголизмом заболевают гордые люди, поэтому, прежде всего, надо бороться с гордыней, чувственным самолюбием, самоуслаждением и сластолюбием, а не конкретно с курением марихуаны, злоупотребление пивом или сигаретами.

 

-U_3dFREgds

ИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН ЦИКУЛАЕВ-ЧУМАЧЕНКО

основатель и глава движения «Миссия Никольская»

Не бывает легких наркотиков. Пристрастие к марихуане, как и к любому другому наркотику, является плодом зависимости и проявлением страсти. Наркоман, употребляющий марихуану,  ищет состояния измененного сознания, которое он не испытывает в ежедневной жизни. На самом деле, он хочет испытать религиозные ощущения, жаждет богообщения, но в каком виде — он не знает сам. Это является основной причиной зависимости, то есть он получает фальшивку вместо подлинника. То же самое происходит в харизматических сектах.

Сектанты ищут плодов Духа Святого, но получают фальшивку, потому что идут не к Живому Богу, а занимаются самонадеянным поиском. Я не верю, что неверующий человек может искать высоких ощущений.  Либо он верит непонятно во что, либо он верит хоть во что-нибудь, хоть в божество марихуаны, но он все равно верит, поэтому ему нужно заменить фальшивку настоящим поиском Живого Бога. Для этого нужна помощь хорошего миссионера, который научил бы его читать Слово Божие. Бороться с этой зависимостью нужно с помощью молитвы.

 

KMjof1SgBDY

 ДМИТРИЙ ЦОРИОНОВ (ЭНТЕО)

основатель движения «Божья Воля»

Серьезную ошибку совершают те люди, которые высказываются за легализацию марихуаны. Пристрастие к этому наркотику — настоящая чума нашего времени, львиная доля современных молодых людей не просто периодически употребляют этот наркотик, а имеют глубокую психологическую зависимость от него. Я знаю людей, которые курят марихуану и ее производные ежедневно в течении многих лет и даже десятилетий и не могут представить своей жизни без нее.

Курильщики анаши просто не могут радоваться жизни в трезвом состоянии, они теряют эту возможность, те силы их организма, которые вырабатывают естественную радость — опустошаются регулярным курением, и мир человека становится предельно блеклым, без новой дозы человеком овладевает уныние. Покупка и употребление этого наркотика является скрепой многих компаний, когда люди объединяются не вокруг Христа, или даже какого то общего благого дела — а вокруг пьянящего дыма. И это не случайно, так как марихуана, является аналогом благодати, именно ей люди заполняют пространство внутри себя, которое можно заполнить только энергией Бога.

Более того, в отличие от алкоголя, марихуана, является психоделиком, то есть ее употребление выводит нас, в определенной мере, из под Богом данной защиты от реальности падших духов. Люди подверженные этой страсти, становятся легкой добычей демонов, которые начинают манипулировать ими. Не даром курение этого наркотика широко используется в ритуалах шиваистов.

Люди, которые подвержены этой страсти, всегда могут получить исцеление в Церкви, после искреннего покаяния и начала духовной жизни, главное не оправдывать эту страсть — а возненавидеть. Как то к старцу Паисию Святогорцу пришел один юноша, который выращивал дома марихуану, делая из нее гашиш, и с большим трепетом и даже фетишем относился к этому растению. Тогда прозорливый старец обличил его вопросом про употребление этого наркотика и грозно предостерег — что он засохнет так же как куст у него дома. Когда юноша вернулся домой — он был потрясен, все кусты марихуаны, которые он так старательно выращивал — засохли. Действительно, люди, которые курят марихуану — засыхают. Я считаю, что к распространителям данного наркотика должны быть применены самые жесткие меры.

 

werq2qsr198-e1390847960703 (1)

 МИХАИЛ ХАСЬМИНСКИЙ

     православный психолог

Люди употребляют наркотики, потому что хотят уйти из реальности. Демонстрации организуются не для того, чтобы легализовать марихуану, которая является легким наркотиком, а для того чтобы вслед за ней легализовать и тяжелые наркотики. В СССР невозможно было легализовать наркотики.

Сначала легализуются легкие наркотики, потом тяжелые, а потом будут предлагать вводить метадоновую программу. В некоторых странах, например, в Белоруссии, метадоновую программу уже ввели, и там спецслужбы, видимо, не оценили тот вред, который она несет. И у нас к этому стремятся очень многие. Легализовать порок и позволить человеку не бороться с этим пороком  — это значит убивать человека. Это в интересах тех, кто ведет к сокращению населения земли. Дай Бог, чтобы наше правительство и дальше могло противостоять попыткам легализации наркотиков.

Как бороться человеку с зависимостью? Есть реабилитационные центры, Церковь помогает справиться с зависимостью. Есть люди, которые хотят от этого избавиться, но страсть их не отпускает. Есть те, кому с помощью Божией удается это сделать, но это редкие счастливчики.  Психологическая зависимость гораздо серьезнее, чем физиологическая, потому что она переходит на уровень души. Методики борьбы с этой зависимостью есть, и человек, который  решило бросить употреблять наркотики, обязательно их найдет.

 

мальцев (1)

ДЕНИС МАЛЬЦЕВ

кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ)

Употребление наркотиков — это сознательный грех, который со временем как бы «обрастает» многими другими грехами. Как и в случае алкоголизма человек поддается искушению получить некое земное «наслаждение». Сластолюбие и чревоугодие, любление телесных наслаждений и безволие, помноженные на безверие и маловерие, на непонимание того, для чего и зачем живет человек на Земле — вот духовные корни наркомании и алкоголизма. Не вижу особой разницы между этими пороками,  и тот, и другой губительны для тела и души.

Единственное что здесь можно добавить конкретно про марихуану, так это известный медицинский факт, что зависимость от марихуаны носит чисто психологический характер, в отличие, например, от табака или алкоголя, где она в запущенных стадиях уже носит и физиологический характер. То есть человек, называющий себя верующим, но употребляющий марихуану, в вере исключительно не крепок, ибо слабость его даже не телесная, а чисто душевная.

 

 Елена Юрефьева — «Православный Взгляд»