Диакон Артемий Сильвестров: «что делает «пятая колонна» в Церкви?»
По выражению Апостола Павла Церковь есть Тело Христово, т. е. органическое единство тех лиц, которые в своей жизни в возможной полноте и чистоте стремятся исполнить Евангелие. Это Церковь небесная (невидимая), Церковь святых. Но своей земной ипостасью Церковь пребывает в нашем мире в качестве организации, цель которой – научение людей основам веры, преподавание верующим в Таинствах благодати Божией. Это Церковь видимая, земная, иногда ее именуют – воинствующей. Церковь невидимая и Церковь земная – не две церкви и они не противопоставлены друг другу, но Церковь небесная (невидимая) являет себя в материальном мире Церковью видимой, земной, церковью-организацией. В Церкви небесной не может быть ересей или расколов, не может быть лжи, не может быть заблуждающихся, не может быть провокаторов, а история земной Церкви знает множество ересей и расколов, заблуждений, «волков в овечьей шкуре», которые пытались увести стадо пасомых на погибель!
Почему Господь попускает этому происходить? Видимо, столь велико значение человеческой свободы в этом мире! Видимо, эта свобода – онтологическая данность человеческой природы, без которой человек – не человек. Видимо, Господь сотворил человеческий мир не как хаотичное спиритуальное пространство, но как упорядоченную дисциплину, в которой человеку надлежит учиться у человека. И Церковь христианская в этом отношении не противоречит естественному порядку вещей, Церковь земная (которая в мире физическом являет собой Церковь невидимую) принимает в мире людей надлежащую для человеческой организации форму. Эта форма подразумевает наличие начальствующих персон — священноначалия, признаки профессиональной субординации — церковной иерархии и долженствующую дисциплину, т. е. формы послушания. Этим Церковь-организация не нарушает Божественный замысел, но наоборот исполняет закон Божий, ибо Бог есть создатель космоса (т. е. упорядоченности, красоты), а сатанинское искажение привнесло в мир хаос (т. е. беспорядок, анархию). Законы земной материи есть лишь отражение законов Божественных и Церкви-организации достойно и правильно существовать согласно тем общественным законам, которые имеют своим первообразом законы Божественного мира. Посему со священномученика Игнатия Богоносца в творениях святых отцов из века в век красной нитью проходит утверждение непреложной экклезиологической истины: где епископ, там и Церковь, где Церковь, там епископ. Показательно то, что почти все церковные смутьяны современной эпохи, прежде всего, нарушают именно этот удивительный принцип церковного единства и церковной дисциплины.
Источником всех ересей и расколов всегда была гордыня, ведомая лукавым и алчно пользующаяся богозданной свободой человека (с его, естественно, позволения)! В каждой эпохе и каждой культуре это проявлялось по-разному, в зависимости от обстоятельств времени и места – иногда искажение церковного сознания происходило в аспекте философской силлогистики (собственно тринитарные или христологические споры), иногда нарушением дисциплинарного благочестия (расколы), иной раз на основе каких-то межнациональных склок, другой раз – государственных. Дьявол, всегда знал в какое время за какие «ниточки» тянуть, и какая «наживка» даст наибольший улов! На сегодняшний день мы живем в глобальном мире воинствующей геополитики, в котором проблема власти или влияние на всю «Эйкумену» становится не уделом исключительно политической элиты, но и персональным «делом» каждого «диванного борца». Этому активно способствует информационная политика – средства массовой информации, которые, хотя и действуя в качестве «развлекательной сферы», однако способны данную сферу превратить в оружие политической борьбы. Именно XX, и в особенности XXI вв. характеризуются тем, что, посредством информационной системы, можно манипулировать общественным сознанием, а, в свою очередь, с помощью этого сознания манипулировать политикой целых государств. В качестве примеров можно провести многочисленные «цветные революции», которые прокатились по всему миру, по странам постсоветского пространства.
Церкви, при всей ее надмирности и аполитичности, не удается оставаться в стороне от этой драки – ее туда активно втягивают. Впрочем, Церковь, имеющая своей заботой не только душу, но и тело человека, никогда не скрывала своих симпатий в отношении тех политических сил, которые признают в качестве нормы общественной жизни морально-нравственные категории, своей основой опирающиеся на Евангелие. Разумно ли Церкви встать на сторону тех политиков, которые, под видом «защиты прав человека», мнимой «честности выборов» и «борьбы с коррупцией», проталкивают в общественное сознание в качестве нормы однополые браки (ставшие главной «ценностью» Евросоюза) и прочие антихристианские «ценности»?
Особо данное противостояние обострилось после известных и трагичных событий на Украине! Все мы были свидетелями агрессивной, предельно некорректной политики Западных государств. Все мы помним пресловутый план Даллеса и, хотя злые языки называют данный документ подделкой, тем ни менее та филигранная точность, те удивительные совпадения, которые мы наблюдали, будучи очевидцами разрушения нашей страны в 90-е гг. с этим «знаменитым» планом отодвигают проблематику авторства и вопросы достоверности данного документа на второй план. Как говорится в одном анекдоте: «Может самого плана Даллеса и не было, но он работает»! Предельно ясно одно — против нашей страны давно и серьезно ведется мощная, жестокая, тщательно продуманная искусная война, – война идеологическая, война информационная, война психологичная, война культурная. И Церковь, увы, не осталась нетронутой этой войной.
В августе 1991 года главный американский «специалист по России» Збигнев Бжезинский заявил, что после крушения коммунизма у «демократии» остался один враг — Русская Православная Церковь. Как и в предыдущем случае, злые языки подвергают сомнению достоверность данного высказывания Бжезинского, однако все мы видим с какой ненавистью и злобой, клеветой и грязью обрушивается все сонмище либеральной прессы на нашу Церковь. Ни одна другая религия (по своим основным признакам более противоречащая основам западной демократии, как, скажем, ислам), ни один светский консервативный институт не подвергаются со стороны либеральной прессы столь озверелым нападкам, как Русская Православная Церковь. Совсем недавно министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт прямо сказал: «Путин демонстрирует приверженность не общемировым, а православным ценностям, а православие опаснее исламского фундаментализма и представляет главную угрозу Западной цивилизации, в том числе потому, что пытается регламентировать семейные отношения и враждебно геям и трансгендерам». Согласитесь – здесь есть над чем подумать!
В современном мире, провозгласившем в качестве высших ценностей идеи гуманизма и воинствующего антропоцентризма (т. н. прав человека) открытые гонения на Церковь и ее представителей будут нарушать хотя и предельно некорректный, но все же цивилизованный гламурный дискурс политики Запада. Поэтому современная война против Церкви ведется внутри Церкви посредством постепенного вкрапления в сознание православных христиан таких понятий и суждений (внешне имеющих форму политических взглядов), которые своим итогом имеют отторжение богозданной церковной дисциплины со стороны тех православных, кто принимают таковые взгляды и суждения. Преимущественно острие этой информационной и идеологической «инфекции непослушания» направлено на церковную молодежь. Во-первых, потому что она является самой динамичной частью церковной общественности, во-вторых, таковая возрастная группа наиболее податлива к восприятию бунтарских идей, да и воспитана, к сожалению, в эпоху т.н. «либеральных ценностей». Выражаясь светским языком т. н. церковная оппозиция или «пятая колонна в Церкви» осознанно или неосознанно (это зависит от конкретной персоналии) пытается использовать потенциал церковного актива для осуществления политического переворота в Российской Федерации.
Этот либеральный «обстрел» Русской Православной Церкви направлен преимущественно на следующие аспекты церковной деятельности: общественно-политический, связанный с поддержкой традиционных семейных ценностей, и образовательный. Этот «подкоп» Церкви «изнутри Церкви» ведется вполне иезуитским способом, используя вычурно «заботливый» слог и менторскую тональность. Иными словами Церковь (в лице епископата и священнослужителей) постоянно учат, поучают – как себя вести «в гостях у светского цивилизованного общества». Нужно разделять духовность и политику — говорят такие доброхоты, — нет сомнений, что наши владыки и батюшки имеют богатый духовный опыт, и мы уважаем их как духовных людей, но в области политтехнологий и специфики работы средств массовой информации они не совсем компетентны… После таких заявлений выдерживается «мхатовская пауза», предлагающая как бы продолжить фразу словами… Вот мы то научим, вот мы то подскажем, как на общественных просторах правильно христианство проповедовать. Двуличие и лицемерие (если речь не идет о полном идиотизме) данной позиции очевидна! Полагаю, что в арсенале знакомств любого архиерея или деятельного священника найдется достаточно советников, чья компетентность в вопросах политологии, социологии, юриспруденции или журналистики намного выше, чем у 30-летнего юриста-хипстера, к тому же работающего на проамериканский интернет-портал.
За научение «уму-разуму» митрофорных протоиереев берутся молодые неофитствующие люди, живущие на свете меньше, чем эти батюшки служат в священном сане! Под лукавым предлогом заботы об «информационной успешности», «гражданской популярности», а иной раз и «чистоте веры православных христиан» осуществляется попытка загнать Русскую Православную Церковь в «церковный дворик», лишив ее всякой возможности во всеуслышание выражать свою позицию по любым вопросам общественно-политической жизни! Позиция людей, проводящих идеи т. н. «легкого православия» или «православия-light» в своем практическом осуществлении ведет к тому же, чего добивались большевики в 1920-е гг. – к самоизоляции Церкви, чтобы православная общественность ушла в «гетто» и не «лезла» на общественное поле. Радетели «за свободу, равенство и братство» в практическом осуществлении своих «демократических» и чистоплюйских устремлений приведут нашу Церковь к той изоляции, к которой привели ее в 20-е гг. прошлого века большевики.
Одна из форм борьбы с Церковью – внедрение в сознание православной молодежи идей т. н. ереси неотолстовства. Собственно слово «ересь» здесь имеет смысл поставить в кавычки, ибо в данном случае речь идет не о каком-то религиозно-философском учении и даже не о восприятии Евангелия каким-то особенным адогматическим образом. Осуществляется попытка посредством пропаганды понимания учения Христа в духе Л. Н. Толстого («о непротивлении злу силой») осудить и дискредитировать активные гражданские выступления православных активистов против тех или иных антиклерикальных акций, цель которых – оскорбить чувства верующих и национальную символику нашей Родины!
Доброхоты от лица т. н. «православных либералов» (которые сами себя иногда абсолютно некорректно именуют «православной интеллигенцией») кротко заявляют, мол «правильно, конечно, что верующие выступили против кощунственной акции, но, мол, методы не наши… надо, мол, заниматься миссией – проповедовать Христа этим людям, образовывать их в свете евангельской истины, а не выступать с требованием запретов, что, несомненно, отвращает от Церкви значительную часть общества, которая запретов не любит» (обратите внимание – всегда такого рода «проповеди» произносятся очень красивыми и правильными словами, всегда с использованием псевдопастырской лексики). Светская либеральная пресса тут же откликается сочувствием на сии «интеллигентные послания» и радостно рапортует «Вот мол, это – настоящие христиане, проявляющие истинную христианскую терпимость и человеколюбие (а комментарии проамериканских новостных порталов продолжают эту мысль в духе революционных листовок 1917-го г.) в отличие от тех злых и зажравшихся попов и архиереев, которые, спевшись с властью, посягают на права и свободы граждан, с целью недопустить свободы выборов. Итак, вперед хипстеры – на митинг в поддержку Навального».
Именно таким образом, посредством искажения Евангельской проповеди, через навязывание в «православных молодежках» толстовской идеи «о непротивлении злу силой» осуществляется вполне ощутимая манипуляция сознанием православной молодежи, и сия манипуляция, в свою очередь, преследует исключительно политические цели. Ведь никто не будет спорить с тем, что акции православных активистов не являются исчерпывающими в плане сопротивления злу! Да, нужно проповедовать Христа этим людям (т. е. кощунникам), образовывать их в свете евангельской истины и, по возможности, избегать конфликтов и общественных столкновений. Только почему же «граждане судьи» (т. н. «православные либералы») не исполняют ни йоты из того что сами рекомендуют? Вся их «миссионерская» и «просветительская» деятельность сводится к «клацанью по клавишам» ноутбука! Нельзя назвать все действия, равно как и позицию православных активистов безупречной и безошибочной! Но, как говорится в старой русской пословице, – Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Тот же, кто ничего не делает – имеет ли он право критиковать тех, кто, пусть и не безупречно, но делает хотя бы что-то?
Пожалуй, первый раз в 10-х гг. «церковная оппозиция» проявила себя в связи с кощунственной акцией Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, когда несколько видных церковных деятелей предположили, что жесткая реакция со стороны Патриарха Кирилла в отношении означенных «девочек» – есть реакция неправильная, мол, из миссионерских соображений нужно «блинчиками девчонок накормить и за попки пощипать». Так впервые обозначались две антагонистические группы людей относящих себя к Русской Православной Церкви. Это: православные консерваторы или православные активисты (сие наименование было дано светской прессой, как некое издевательство, однако стало общеупотребительным, ввиду соответствия наименования содержанию) и немногочисленная группа лиц, которую условно можно назвать «православные либералы». Здесь надлежит разъяснить один очень важный момент.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано: «Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций». Здесь не уточняется – каких политических организациях – монархических, коммунистических или либеральных. Хотя участие адекватного православного христианина в фашистской партии вряд ли можно себе представить! Действительно, участие православного христианина в той или иной политической партии (консервативной или, напротив, либеральной) не закрывает для него приходских дверей, не отстраняет от него Чашу Святых Христовых Тайн. Но бывают такие ситуации, когда, становясь участником той или иной организации (политической или иной какой) человек совершает Иудин грех – грех предательства. Этот грех может иметь такую степень разрушительности, что его совершителя впору назвать «врагом Церкви».
Речь идет о тех случаях, когда некие организации или политические силы провозглашают в качестве нормы общественной жизни те реалии, которые с точки зрения христианской нравственности являются гнусными извращениями, грехом! В качестве примера – Евросоюз и соответственно «евроориентированные» политики. Речь так же идет о тех случаях, когда позиции некоторых политических объединений (в первую очередь по вопросам международной политики) напрямую угрожают или солидарны с угрозами в отношении целостности Российской Федерации и безопасности ее жителей! В качестве примера – высказывания официальных представителей США, которые как под копирку повторяют наши либералы (в частности представители партии «Яблоко»). Речь идет о тех случаях, когда некоторые представители политического бомонда выказывают свое крайне недоброжелательное отношение к Церкви, при этом не скрывая, что таковое отношение (в случае политического успеха) они постараются претворить в жизнь! Иными словами, нельзя быть «своим», нельзя быть церковным человеком, при этом находясь в стане врага – в стане недоброжелателей Церкви!
История русского православия знает множество подобных примеров. Так анафеме были преданы возмутители народного спокойствия – Степан Разин и Емельян Пугачев. Причем сие отлучение произошло не по причине альтернативных политических взглядов вышеназванных субъектов, а по причине реальной человеконенавистнической деятельности первых русских революционеров.
И хотя, как я уже говорил, подобная тенденция либерализации «православных молодежек» наблюдается по всей стране – тем не менее мой долг рассказать о том, как это происходило непосредственно в Новосибирской митрополии. Самый старший по времени существования и, ввиду этого, самый многочисленный молодежный клуб Знаменского прихода г. Новосибирска всегда имел тенденцию весьма «легкого» отношения к вопросам собственно церковности, объясняя сие обстоятельство «миссионерской экономией»! Естественно, что таковые перегибы покрывали настоятели прихода (их поочередно было двое), которые одновременно занимали должности руководителей молодежных епархиальных отделов. На момент начала Украинского кризиса (т. н. «евромайдана») активист «знаменцев» Василий Тамазлыкарь, называющий себя «креативным менеджером знаменских встреч», а так же получивший прозвище «чувак» и «расколбас» (ввиду частого употребления этих слов, что определенным образом характеризует его воспитание) начал активно поддерживать «коричневую весну» в социальных сетях. На своем аккуанте в Вконтакте Василий запретил писать положительный отзывы об ополченцах Донбасса, т. к. с его точки зрения подобные отзывы есть «пропаганда войны». К этому присоединились многие его единомышленники из «православных молодежек» разных регионов.
Весной 2014 г., когда ситуация на Украине предельно обострилась и фашиствующие боевики захватывали храмы и монастыри Московского Патриархата, угрожали захватить Киево-Печерскую Лавру, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон благословил молодежный актив Новосибирской митрополии провести молитвенное стояние «В защиту святынь Украины» с целью оказать молитвенную и общественную поддержку наши братьям по вере. Секретарь молодежного отела митрополии Софья Громова выразила сомнения по поводу целесообразности проведения этой данной (видимо г-жа Громова столь низкого мнения об аналитических способностях правящего архиерея), а Василий Тамазлыкарь прямо заявил «Я не позволю митрополиту использовать молодежный актив в своих личных (!!!) политических интересах». Настоятель Знаменского прихода и руководитель молодежного отдела митрополии протоиерей Дионисий Михалев поддержал его в этом! В результате на молитвенное стояние, состоявшееся в центре города и собравшее более 300 участников, от «знаменского» клуба пришли всего 3 человека. Молодежный актив действительно был использован – только вот кем и в каких политических целях?
Следующим поводом для интриг некоторых представителей знаменского клуба стала жесткая позиция православных активистов в отношении проведения в Новосибирске концертов музыкальных коллективов, в своем творчестве и сценических выступлениях пропагандирующих сатанизм, оккультизм, культивирующих ненависть к христианству, суицид, наркоманию и половые извращения. Так в мае 2014 г. новосибирские общественники обратились в правоохранительные органы, в министерство культуры Новосибирской области с целью недопущения в клубе «Рок-Сити» концерта сатанинской группы Behemoth, однако никакого вразумительного ответа не последовало. Представители православной общественности беседовали с директором клуба «Рок-Сити» Максимом Коротких, который согласился с тем, что творчество польских металлистов является оскорбительным, деструктивным и пообещал приложить все усилия к отмене мероприятия. Но, буквально за несколько часов до начала вышеозначенного концерта выяснилось, что билеты на «отмененный концерт» продаются, а телефон клуба анонсирует, что группа будет выступать. Православные активисты, возмутившись лукавой позиций директора «Рок-Сити» и бездействием властей, просто вышли и встали ЖИВЫМ ЩИТОМ перед входом в клуб, не допуская пришедших на концерт. В результате концерт не состоялся.
В ходе данного пикета завязалась небольшая потасовка между охранником клуба и одним из общественников (оба парня были знакомы и посещали один спортивный клуб). Этот несерьезный инцидент был искажен, вульгаризирован, фальсифицирован либеральной прессой в духе: «православные гопники», «православное быдло» «сектанты», «фашисты» махали кулаками, избивали поклонников группы, «устроили бойню», нарушая свободу слова и творческого самовыражения. Некоторые представители знаменского клуба не только поддержали, но и сами активно участвовали в этой жесткой и ханжеской травли своих же братьев по вере. К этому стоит добавить, что митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, не одобряя каких-либо физических расправ (а таковые были только в лживых вбросах либеральных СМИ) полностью поддержал православных активистов в их борьбе против сатанинских концертов в нашем городе. Такую же жесткую позицию по этому вопросу занял благочинный церквей г. Новосибирска, настоятель Собора во имя св. благв. князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин. К слову сказать, по поводу инцидента у клуба «Рок-Сити» правоохранительными органами проводилась соответствующая проверка, которая не выявила каких-либо нарушений действующего законодательства.
Однако все вышеприведенные аспекты не вразумили некоторых представителей т. н. «знаменского молодежного клуба», которые вторили либеральным СМИ. В социальных сетях со стороны этой т. н. православной молодежи протоиерей Александр Новопашин, братство св. Александра Невского подвергались жесткой, безапелляционной критике, именовались «гопниками», «быдлом», «экстремистами», «радикалами», «фашистами». Такая же реакция была у некоторых «знаменцев» в отношении жесткой позиции православных активистов по недопущению проведения в городе концерта Мэрилина Мэнсона и группы Cradle Of Filth, которые, собственно, и не состоялись. Все данные протесты православных активистов, будучи инициированы общественностью города, были поддержаны правящим архиереем Новосибирской митрополии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на Международном съезде православной молодежи, проходящем 18-19 ноября в Москве, горячо поддержал новосибирцев и сказал, что политика непротивления злу в случае, например, с Pussy Riot могла бы привести к неприятным явлениям.
Однако позиция нашего первосвятителя не стала «путеводной звездой» для т. н. «православных либералов». Помимо оскорблений и околоуголовной риторики в адрес правящего архиерея, благочинного и православных активистов эти «борцы за свободу» в пространстве социальных сетей начали продвигать чисто толстовский взгляд на Евангелие. В частности утверждалось, что православный христианин не может «махать кулаками», «вбивать истину в голову несогласных», не может ни при каких обстоятельствах применять силу, но должен все безропотно терпеть любое богохульство и кощунство, очевидцем которого он является. Совершенно очевидно, что такое понимание Евангелия является ущербным и противоречит всей истории Православной Церкви, современному пониманию данного вопроса, отраженному в официальном документе – «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Эти «православные граждане», получившие название неотолстовцы, прямо утверждали, что этот документ (т. е. «Основы») является сомнительным, не отражает с их точки зрения всю полноту Вселенской Церкви и вообще является «ущербным». Опубликованная мною большая статья «О ереси неотолстовства» вызвала буквально истерику у православных либералов, и автор статьи подвергся мощной обструкции в социальных сетях! Дело дошло даже до того, что неотолстовцы, т. е. люди, резко критикующие православных активистов за «махание кулаками» и декларирующие невозможность употребления силы для православного христианина в пылу «праведного» гнева угрожали мне, священнослужителю, физической расправой! Полагаю, что абсурдность и даже дикость данной ситуации более чем очевидна!
Уже в «агонии» неотолстовец Тамазлыкарь приглашал на молодежные встречи «знаменцев» активистов партии «Яблока», не скрывающих своего крайне негативного отношения к митрополиту Тихону и священству Новосибирской митрополии. После «яблочники» активно делились в социальных сетях и на страницах бульварной прессы «итогами» этих встреч в том духе, что «знаменцы» – это настоящие православные – толерантные и человеколюбивые, в то время, как «новосибирский авторитет Леня Емельянов (известный в среде православных бригад под кликухой «Митрополит Тихон») благословил своих пацанов на ЛЮБЫЕ ДЕЙСТВИЯ» ( стиль и орфография автора сохранена). Видимо дискредитация священноначалия и публичная порка Русской Православной Церкви – есть главная цель. т. н. православных либералов.
Сам «креативный директор знаменских встреч» Тамазлыкарь не гнушался жестких выражений. В личных беседах он говорил, что Русская Православная Церковь на данном этапе чрезмерно политизирована, и вместо проповеди Христа занимается пропагандой «русского мира», «русской идеи, духовности и культуры… а наш дедушка (т. е. митрополит Тихон) чрезмерно увлекся политикой, впал в маразм, неадекватно воспринимает реальность, а посему неспособен руководить митрополией и молодежным движением. Так же Тамазлыкарь утверждал, что протоиерей Александр Новопашин – маньяк с крайне узкими взглядами», а братство во имя св. блгв. князя Александра Невского – «ссученные гады, стукачи, доносящие друг на друга и на других». Так же со слов Тамазлыкаря «диакону Артемию Сильвестрову давно пора бы разбить морду». Так же с его стороны в адрес Вашего покорного слуги звучали такие эпитеты, как «педераст», «сука», «придурок» и т. д. Одним словом этический и культурно-нравственный облик неотолстовцев в особых комментариях не нуждается.
Нельзя оставить без внимания, что данная группа «православных либералов» аккуратно, скрытно, но последовательно защищает совершение абортов на ранних стадиях. Участники этой группы строят свою позицию на спекулятивных рассуждениях, вольном вырывания отдельных фраз из контекста Священного Писания и кощунственной эквилибристики таковыми. Высказываются идея, что «жизнь человека начинается с формирования нервной системы» и, соответственно, «аборты на ранних стадиях не являются человекоубийством», а «некоторые священники просто некомпетентны в этих вопросах», и «вместо того, чтобы ругать аборты, нужно учить молодых людей контрацепции»! Как и в случае с «неотолстовством», Основы социальной концепции Русской Православной Церкви не признаются такими «православными» за адекватный документ.
Стоит успокоить читателя тем фактом, что результатом епархиального собрания Новосибирской митрополии в конце 2014 г. стало смещение с должностей руководителя епархиального отдела протоиерея Дионисия Михалева (который в течение всего этого времени прикрывал сие безобразие) и тех руководителей молодежных клубов, которые разделяли идеи неотолстовства и проабортного «богословия». Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон проявил в этом отношении жесткую пастырскую позицию. Однако мы видим, с какой настойчивостью ведется борьба с Церковью изнутри самой Церкви. Как говорилось в самом начале статьи – политизация православных христиан именно в либеральном русле подразумевает расшатывание тех духовно-нравственных основ и бескомпромиссных положений, благодаря которым Церковь торжествует уже более 2000 лет. Особое острие этой борьбы направлено на нарушение в среде православной молодежи очень важного церковного принципа – субординации и послушания, производится дискредитация священноначалия во имя «истины» и «свободы». Из истории Церкви мы прекрасно видим, к каким плачевным последствиям может привести этот «праздник непослушания» – все расколы, все церковные нестроения происходили точь в точь по этому принципу.
Некто может упрекнуть меня, что я сгущаю краски, и не понимаю принципа блаженного Августина «В главном — единство, во второстепенном — разнообразие, и во всем — любовь». Однако о каком единстве может идти речь, когда несколько наглецов, называющих себя православными, устраивают в СМИ жесткую обструкцию священноначалию. Нам всем есть над чем задуматься и вспомнить замечательные слова священномученика Игнатия Богоносца где епископ, там и Церковь, где Церковь, там епископ! По-другому – это не Православие.
Специально для портала «Православный Взгляд»