ЭКО: луч надежды или тяжкий грех?

Автор: протоиерей Кирилл Иванов

Современные вспомогательные репродуктивные технологии основаны на том, что с конца семидесятых годов появилась возможность совершать оплодотворение яйцеклетки вне тела матери, экстракорпорально, в пробирке. И первым ребёнком в результате такой процедуры стала Луиза Браун, которая родилась в 1978 году. Она вышла замуж, когда выросла, у неё родилось два ребёнка — в 2006 и 2013 годах. Она жива до сих пор.

Для того чтобы провести процедуру экстракорпорального оплодотворения, нужны, соответственно, мужские и женские половые клетки. Мужские половые клетки, согласно 67-му приказу Минздрава, собираются в кабинете со «специально оборудованным интерьером». Я поинтересовался у гинекологов, что это за «специальный интерьер». Мне объяснили, что да, это действительно порножурналы и порнофильмы. Раньше на Руси к зачатию ребёнка готовились задолго до самого зачатия, постом и молитвою, испрашивали у Бога эту благодать и радость отцовства, материнства. А теперь, оказывается, можно в пробирке зачать ребёнка, просматривая порнофильмы.

Возникает у нас первый закономерный вопрос: допустимо ли ребёнка зачинать в пробирке? Второй вопрос: допустимо ли его зачинать, рассматривая порножурналы и порнофильмы?

Для того чтобы получить женские половые клетки, яйцеклетки, как правило, проводится гормональная стимуляция яичников. Делается это для того, чтобы получить как можно больше клеток и, соответственно, приготовить больше эмбрионов. Из этих эмбрионов можно будет выбрать те, что получше, отсортировать их от тех, что «похуже», и лучшие подсадить.

Опять возникает этическая проблема. Что это такое — какие лучше, какие хуже? Дело в том, что в связи с успехами генетики стало возможно проводить так называемую предимплантационную диагностику. То есть на второй или третий день развития у эмбриона берётся клеточка и исследуется на наличие какой-то патологии — генетической, хромосомной патологии. И если обнаруживается такая патология, то этот эмбрион выбраковывается как неполноценный.

Возникает вопрос: а чем это лучше того, что делали нацисты? Они были осуждены на Нюрнбергском процессе. Что изменилось с тех пор? Почему тогда это делать было нельзя — каких-то неполноценных людей убивать, а теперь можно? Только на основании того, что они возрастом ещё малы?

После того как получили эти эмбрионы, часть из них подсаживается в полость матки. Раньше, как правило, подсаживали сразу несколько: два, три или даже больше. Это вызывало риск развития многоплодной беременности. Не все, конечно, приживались, но иногда возникала многоплодная беременность, что ухудшало прогноз и давало определённые риски, в том числе для выживания и для здоровья будущих детей. Кстати, даже если беременность одноплодная, то, как говорят неонатологи, ребёнок, родившийся в результате экстракорпорального оплодотворения, находится в зоне риска. У него больше может быть проблем, и те же неонатологи говорят, что около 70% детей, родившихся в результате ЭКО, страдают различными заболеваниями.

Но что делается с другими эмбрионами? Они замораживаются. Опять у нас этический вопрос: а хорошо ли поступать так с эмбрионами? Хорошо ли их замораживать? Ведь с точки зрения и науки, и с точки зрения Православия, эмбрион — это уже человек. И мы без разрешения его замораживаем. Но главная проблема может быть даже не в этом, а в том, что не все супружеские пары в дальнейшем обращаются для того, чтобы замороженные эмбрионы потом снова подсадить, если предыдущая попытка закончилась успешно. В результате с этими эмбрионами нужно что-то делать, и они либо уничтожаются, разрушаются, либо используются в каких-то научных, исследовательских целях. Слава Богу, в большинстве стран это запрещено, но тем не менее, это может быть.

Надо сказать, что большая часть, если не бо́льшая часть, бесплодия связана с тем, что женщины делали аборты и принимали контрацептивные препараты. И возникает парадоксальная ситуация: сначала калечим, потом пытаемся исправить эту ситуацию.

В случае многоплодной беременности придумали ещё одну «замечательную» в кавычках процедуру — редукция плода. То есть если наступает многоплодная беременность — три, четыре, — то просто один или два плода могут быть уничтожены прямо в полости матки. Редукция — убийство нерождённого ещё ребёнка.

Наряду с процедурой чистого, так сказать, экстракорпорального оплодотворения используются ещё и её модификации: экстракорпоральное оплодотворение с донорством ооцитов или спермы и суррогатное материнство. Естественно, с духовной точки зрения эти методы неприемлемы, потому что в них участвует третья сторона. В случае донорства, естественно, получается ребёнок генетически не родной со своими родителями, а в случае суррогатного материнства его вынашивает другая мать.

Ну и как говорят сами специалисты по проблемам бесплодия, в частности Корсак, в одной из своих работ он пишет, что вспомогательные репродуктивные технологии являются развитием ветхозаветных идей полигамного брака. Говоря русским языком, это разновидность многожёнства.

Неонатологи рассказывают интересные вещи, и я, кстати, был свидетелем таких ситуаций, о том, что часто бесплодные супружеские пары после того, как они усыновляют или удочеряют ребёнка, и сами тоже беременеют. То есть здесь видно действительно действие такой Божественной благодати: когда человек сделал такое дело, совершил подвиг, после этого ему даётся благодать материнства и отцовства. Разумеется, такое возможно не во всех случаях. Если удалена матка или оба яичника, конечно, уже женщина сама родить не может.

Ну и в заключение мне бы хотелось зачитать вам отрывочек из Феофана Затворника, который тоже поможет нам понять суть этой проблемы. Святитель Феофан Затворник пишет: «Когда Бог сотворил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька или живое тело? Оно было живое тело, было животное в образе человека с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой, и из животного стал человек — ангел в образе человека. Как тогда было, так и теперь происходят люди. Души отрождаются от родителей или влагаются путём естественного рождения, а дух вдыхается Богом, Который везде есть».

Что это значит? Это значит, что родители участвуют в создании души человека. Мы знаем, откуда берётся тело, но это не значит, что Бог его не творит. Тело образуется из мужской и женской половых клеток, но это не значит, что Бог не управляет созданием тела. Похожая ситуация и с душой, по мысли святителя Феофана Затворника. Родители принимают участие в создании души, но потом в эту душу Бог ещё влагает дух — высшую часть души. Человек становится человеком, не животным, а человеком.

И вот поэтому, мне кажется, что очень важно, чтобы дети рождались не в пробирке, зачинались не в пробирке, а рождались в результате естественных отношений, взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Мне кажется, что если ребёнок зачинается в пробирке, то он оказывается лишённым каких-то чувств, эмоций, взаимоотношений между родителями, которые помогают создать полноценную душу. Возможно, она менее способна к каким-то и душевным, и духовным движениям, потому что она не дополучила того, что должна была бы получить в результате взаимоотношения своих родителей.

Поэтому призываю, дорогие братья и сестры, тех, кого мучает эта проблема, тех, кто переживает из-за бесплодия, подумать о том, не стоит ли вам усыновить или удочерить детей. Отказники — это не обязательно какие-то больные, среди них есть множество и здоровых, замечательных детей. На Западе, кстати, очень любят удочерять и больных, и даунов в том числе, даже очередь за ними есть, насколько мне известно. Надо подумать о том, что, может быть, вам Господь послал бесплодие для того, чтобы вы позаботились о ком-то, кто остался без родителей.