Священник Даниил Сысоев: Торжество Православия
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю вас всех с праздником Торжества Православия! Сегодня в первое воскресенье Великого поста мы с вами празднуем победу Православия над всеми ересями и лжеучениями, которые диавол воздвигал против Церкви Божией, и вспоминаем, в частности, победу Православия над ересью иконоборчества, которая охватила Восточную Церковь в VIII веке. Стоит вспомнить что такое ересь? Откуда она берется? И зачем Церковь противодействует ей? Представление о том, что еретическое – это некое прогрессивное течение, вложено в умы многих людей диаволом.
Ересь происходит от греческого слова (греч. αἵρεσις) – выбираю, и означает некий выбор, по своему вкусу, кусочков из Откровения Божия, в произвольном порядке. Это когда человек создает себе некую веру, которая ему удобна. Это подобно базару, на котором человек выбирает себе то, что ему нравится. Ересь создается человеком по человеческим меркам, и происходит от гордыни. Это прямое следствие гордостного нежелания смириться перед Богом, нежелание признать полноту Откровений, которую дал нам Творец, и попытка выдать за полноту Откровений какую-то свою выдумку, свои представления, сотканные отчасти из Откровения Божия, отчасти из мнения которое человек составил себе сам, а отчасти из внушений сатаны.
Как говорит апостол Павел, ересь – есть дело плоти, наряду с другими грехами (Гал. 5:19-20). Дело плоти – это дело того духа, который полностью погрузился в плотское мировоззрение. Каков механизм ереси? Мой разум не может согласится с тем-то и тем-то. Например, самая свежайшая ересь, которая сейчас распространяется среди многих богословов, которая гласит, что Причастие – не есть Тело и Кровь Христа. Богословы говорят, что они не видят, что это Тело и Кровь Христа, а видят хлеб и вино, что человек потребивший святую Чашу, может опьянеть, значит, говорят они, это просто хлеб и вино. Получается ситуация, когда мой здравый смысл не может согласится с тем, что это преосуществленные Кровь и Тело Иисуса Христа.
Следовательно нужно придумать какую-нибудь такую теорию, которая будет у нас не католической (потому что католики верят в преосуществление, а мы не должны быть с католиками, даже если они и правду говорят). И нужно придумать мнение, которое бы не противоречило моему здравому смыслу. Человек в данном случае предполагает, что у него смысл от чего-то здравый (откуда он это взял не понятно). Мы знаем, что разум у человека заболел фантазией с момента грехопадения, и исцеляется как раз учением Церкви, тем откровением, которое передал Бог, священными догматами, мерилами веры, выпрямляющие наш разум.
И такой человек, вместо того, чтобы менять свой ум по догматам, начинает догматы менять под себя. Он говорит, что хлеб остается хлебом, вино – вином, и они каким-то образом вводятся в ипостась Сына Божия, Христос воплощается вновь в хлеб и вино. Появляется подобная фантазия и глупость, причем уже осужденная в XVII веке. Так возникают ереси, прямо на наших глазах, когда люди под воздействием своего больного разума, пытаются исказить откровение Божие. Такая хлебопоклонная ересь лишает человека спасения, потому что ни хлеб, ни вино, не могут очистить человека. Если в Чаше не Кровь и Тело Господне, то мы обречены на смерть и тление навсегда.
И наши грехи остаются при нас, так как «без пролития крови не бывает прощение грехов» (Евр. 9:22).
Эта точка зрения лишает нас всякого спасения, и само Боговоплощение тогда теряет всякий смысл. Если у нас хлеб и вино в Чаше, которые каким-то образом соединились с Богом, то зачем было Христу приходить на землю? Он бы тогда послал какого-то пророка, который бы рассказал людям, чтобы они делали определенный чин. И смысла Христу воплощаться и умирать не было бы никакого. Вот такой механизм ереси. Одна еретическая посылка, и в результате все наше спасение полностью перечеркнуто.
Таков механизм любой ереси, когда человек свой разум ставит выше разума Божия. Человек имел бы право на создание ереси, если бы мог сотворить параллельную новую Вселенную, и в ней бы имел право давать свои откровения. Вот когда растянешь пространство, запустишь время, сотворишь звезды, планеты, их раскрутишь, сотворишь на них жизнь и разумных существ, тогда и можешь им давать любые откровения. Но без этого условия получается очень нагло, подменить откровения Божия, своими собственными выдумками, своей точкой зрения. Еретики подменяют слово Божие своим словом, и таким образом умаляют значения слова Божия.
Апостол Павел во втором послании Коринфянам говорит такие удивительные слова: «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2 Кор. 2:17).
Как можно повредить слово Божие? Люди берут чистое слово Божие и разбавляют его, чтобы оно было понятнее, человеческими измышлениями, разъясняют вопреки слову Божию. Таким образом оно теряет свою целительную силу, разбавленное вино уже не обладает той целительной силой, которое обладает цельное вино.
Но так как подделка становится очень видной, то такие люди, чтобы было еще более понятно предлагают подправить само слово Божие, тем самым отказываясь от Церковного понимания слова Божия. В результате возникает вещь, которая не только не полезна, но и вредна. Получается такая отрава под видом откровения. Так возникли все лжеучения, так возникло Римо-католичество, протестантизм, сектантство. Это именно попытка слово Божие смешать со своим умом, и под прикрытием слова Евангелия, преподать ложные мысли, которые губят человека. А ядовитая мысль обязательно приводит к ядовитой жизни.
Как хорошо сказал один английский писатель, что если ересь достаточно еретична, то она не может не убивать. И это чистая правда, ересь которая слишком еретична – обязательно убьет. В Римо-католичестве возникла инквизиция, в русском расколе возникло массовое самосожжение, когда двадцать тысяч человек убили себя. Получилось, что под видом служения Богу пошли на величайшее преступление, самый страшный грех – самоубийство, которое почли подвигом. Это самое настоящее безумие. Это произошло от того, что ложная мысль гарантированно убивает человека. Ложное учение – гарантированно разлагает мысль человека. Это мы все видим на примере западного христианства и на примере других ложных религий.
Церковь потому и установила в неделю Православия совершать особый чин – Торжества Православия. Этот чин имеет две формы. Есть форма чина, которую положено совершать епископу, а ест священнический чин. Отличие только в том, что епископ имеет право провозглашать анафему лжеучениям, священник же этого делать не имеет право, так как у него нет власти церковного суда. Но с самим текстом анафемы нужно быть обязательно ознакомиться, чтобы проверить себя, не заползала ли к нам в ум какая-либо еретичная мысль. Нам очень часто приходится видеть в Церквах людей, которые самых азов православия не знают, а исповедую какую-то совершенную чушь под видом православия.
Церковь, что оградить нас от этого зла установила чин анафематствования, который установлен еще Самим Господом Иисусом Христом, который сказал: «Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).
Слово анафема (греч. ἀνάθεμα), в переводе на русский язык означает отлучение, отделение от Церкви. Человек преданный Церковью анафеме отпадает от Церкви, отдается в руки сатане, теряет плоды искупления, которые ему дал Господь, он лишается надежды спасения, анафематсвованного человека не допустимо поминать в Церквах, о нем нельзя молиться дома, его нельзя хранить на освященной земле, нельзя отпевать – если он умрет в нераскаянном состоянии. Такой человек оказывается совершенно чужым для Церкви Божией, для Бога Всемогущего – Его главы. Этот страшный чин нужен для того, чтобы уберечь людей от падения в страшные грехи ереси. Этот чин также нужен и для самих анафематствованных, которые могут вернутся в Церковь, если откажутся от своих лжеучений. Такой человек возвращается в лоно Церкви, через чин покаяния и анафематствования своего лжеучения – это обязательные условия.
Сейчас в Русской Церкви, из-за невежества людей существует такая практика, когда крещенные в детстве, попадают в секты, и там над ними производятся какие-то обряды, перекрещивание, они получали какие-то инициации, поклонялись иным богам, кроме Господа, читали мантры (призывали демонов), поклонялись сатане, сами занимались ворожбой, колдовством, магией, чародействами, то есть служили врагу рода человеческого, и войдя в Церковь снова, они ограничились только покаянием не осудив сего лжеучения, не анафематствовав его, как требует Церковь. Со временем происходит такое страшное явление, у таких людей начинаются проблемы со святым Причастием, духовной жизнью, именно потому что грех ереси и грех лжеучения не был выброшен из сердца человеческого.
Нужно помнить, что кто участвовал после крещения в Православной Церкви в религиозных действиях инославных и иноверных (не просто присутствовал, а проходил некие тайнодействия: посвящения, принимал фальшивое крещение), то после покаяния он не может приступать к святой Чаши Причастия, если он не пройдет чина присоединения к Православной Церкви. Не просто исповеди, а именно чина присоединения к Церкви. Только после того как такой человек осудит ересь, исповедует православие, освободит свое сердце от заразы там сидящей, миропомазавшись и исповедовавшись может быть допущен до святого Причастия. Если человек просто ходил к сектантам, читал сектантскую литературу, или присутствовал на их лекциях, ходил к гадалкам, чародеям, колдунам, то такой человек просто должен покаяться на исповеди, получить епитимью, и таким образом присоединиться к Церкви. Но кто сам выходил из Церкви, то должен назад входить только через чин присоединения.
За что Церковь отлучает человека от Бога?
«Пленяющим разум свой в послушание Божественному откровению и подвизавшихся за него ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать священному Писаную и Преданию Церкви, отлучаем и анафематствуем». Как говорит VII Вселенский собор: «Кто после однажды найденной истины ищет чего-то еще, то он ищет лжи».
Первое: за что анафематствует Церковь: «Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что этот мир самобытен, что все совершается в нем без Промысла Божиего, по случаю: таким анафема трижды». Если человек не верит, что есть Бог, или утверждает, что Вселенная появилась сама по себе (теория эволюции, большого взрыва и так далее), если человек считает, что в этом мире промысла Божия нет, а все происходит случайно, то тому анафема трижды, так как он хулит Творца Вселенной, и не может быть православным.
Второе: «Говорящим, что Бог — не дух, а вещество, также непризнающим Его праведным, милосердым, премудрым, всеведущим и произносящим подобные сему хуления: таким анафема трижды». Кто считает, что Бог только любовь, а не праведность – анафема трижды, кто считает, что Бог только праведность, а не любовь – анафема трижды. Тот кто пытается слово Бога ограничить, изуродовать тот образ, который дан нам в Писании, вместо этого построить свою фантазию под видом Откровения, таких Церковь от себя отсекает.
Третье: «Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой; неисповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух — един Бог: таким анафема трижды». Если человек считает, что Сын не равен Отцу Небесному, что Дух Святой не равен Отцу Небесному, если человек считает, что Троица не единый Бог, а три Бога или один Бог, а два творения (Свидетели Иеговы, ариане, Рерих, Блаватская), то такой человек отвергается от Церкви, потому что святая Троица, которую они похулили, отторгает их от Своей жизни.
Четвертое: «Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно пришествия в мир Сына Божия по плоти, Его вольных страданий, смерти и воскресения: таким анафема трижды». Тот человек, который утверждает, что можно спастись помимо Иисуса Христа, не нужно было Его пришествие в мир, страдание и воскресенье из мертвых, такой человек отлучает себя от Бога. Если человек (даже христианин) считает, что возможно спасение мусульман, иудеев, или других лжерелигий отвергающих Христа, то Церковь таким людям говорит анафема трижды.
Такой псевдоправославный лишается плодов, которые он похулил. Если спастись можно помимо Христа, то Христос напрасно умер. Это все очень страшно, и фактически глумление над распятым Христом Спасителем. В наше время это очень популярные мысли, которые могут быть названы только богохульством и богоубийством. Кровь Христа будет взыскана не только с иудаистов (не с евреев, так как национальность значения не имеет), но и со всякого, кто говорит, что для спасения кровь Господня не нужна. Как говорил святой II века от Рождества Христова Поликарп Смирнский (Πολικαρπος): «Господь взыщет со всех кровь Своего Сына, кто отвергал Его Крест». А это и есть отвержение Креста Господня.
Пятое: «Неприемлющим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом: таким анафема трижды». Здесь Церковь говорит, что если кто-то считает, что можно оправдаться каким-нибудь иным способом перед Богом, как кровью Иисуса Христа – единственным средством оправдания, Церковь таким возглашает трижды анафему. Была такая ересь Пелагия, который учил, что спастись можно только своими добрыми делами, таким анафема трижды. Потому что нет никакого средства оправдаться перед Богом, как только кровью Иисуса Христа, которая смывает все без исключения грехи, каждого человека.
Шестое: «Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была прежде рождества, в рождестве и по рождестве Девою: таким анафема трижды». Кто хулит Пречистую Богородицу, тот отлучается от Церкви. Когда у кого-то хулят мать, разве может он спокойно к этому относится? Точно так же кто хулит Матерь Бога, Христос за это наказывает. Это естественно. Поэтому Григорий Богослов говорит: «Кто не признает Марию Богородицей, тот чужд Богу».
Седьмое: «Неверующим, что Святой Дух умудрил пророков и апостолов чрез них возвестить нам истинный путь ко спасению, засвидетельствовав его чудесами, что Он и ныне обитает в сердцах верных и истинных христиан, наставляя их на всякую истину: таким анафема трижды». Когда люди говорят, что Духа Святого с нами еще нет, или когда говорят, что Духа Святого можно найти вне Церкви, или кто отвергает авторство Святого Духа над Библией, говоря, что это все человеческие выдумки, то такой человек чужд благодати Божией, чужд Святому Духу, которого Он похулил, то Дух Святого его от Себя отсекает.
Кто сомневается в священным книгах Ветхого и Нового Завета, тот отлучен от Церкви. Например, был такой еретик Лютер, который отвергал послание апостола Иакова, потому что в нем говорится, что для спасения нужны еще и дела, а не только вера. И Лютер просто вычеркнул его из Библии. И такая дерзость по отношению ко Святому Духу карается Церковью отлучением. Всякий кто хулит слово Божие и священное Писание не признает, кто не признает Предание Церкви, кто не следует тем законоположениям, которые дала Церковь, того Церковь от себя отсекает.
Восьмое: «Отвергающим бессмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение: таким анафема трижды». Если человек не верит в будущее воздаяние, не верит во второе пришествие Христа Спасителя, кто считает, что грешники будут прощены, что Господь всех помилует, отлучается от Церкви. Существовало лжеучение Оригена, которое сейчас распространяется, по которому Господь должен всех помиловать. Кто не верит, что мы воскреснем именно в этом теле, в котором сейчас находимся (не в каком-то другом, а именно в этом), тот отлучается от Церкви и подвергается анафеме. Именно поэтому христиане и ходят на могилу и не приветствуют кремацию, зная, что Бог воскресит наши тела. И поэтому недозволительно как-то глумится над телами, и относится к ним как к временной оболочке.
Девятое: «Отвергающим таинства Святой Христовой Церкви: таким анафема трижды». Кто отвергает любое из таинств Церкви, говорит, что можно обойтись без него, тот отлучается от Церкви. Это касается крещения, миропомазания, Причастия, брака, покаяния, священства, соборования.
Десятое: «Отвергающим соборы святых отцов и их предания, согласующие Божественному откровению, благочестно хранимые Православной Кафолической Церковью: таким анафема трижды». Тот кто пытается ревизировать (пересмотреть) святоотеческое предание, то учение о вере, которое передали все отцы Церкви, согласно священному Писанию, кто пытается изменить православие, то такой человек отлучается от Церкви.
Одиннадцатое: «Ругающимся и хулящим святые иконы, которые Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников, ради возбуждения взирающих на оныя к благочестию и к оных подражанию приемлет, и кто называет их идолами, таким анафема трижды». Здесь Церковь осуждает всех тех, кто обвиняет христиан в идолопоклонстве, хулит святые иконы, тем самым отрицает Боговоплощенья.
Двенадцатое: До революции и до Собора 1917 года Церковь провозглашала также анафему тем, кто поднимает революционную деятельность, поднимает мятеж, против законной власти, против помазанников Божиих, и было поименное анафематствование Гришки Отрепьева, Стеньки Разина, Мазепе. Собор 1917 года это анафематствование изменил и сейчас оно звучит так: «всем тем, кто воюет против Церкви Божией, кто грабит святые храмы, убивает священников, кто хулит Православную веру, и безбоязненно оскверняет святые мощи, да будет анафема трижды».
Членами Церкви Христовой также не могут быть также люди, состоящие в эзотерических сектах, в рериховском кружке, в масонской ложе, по той причине, что они анафематствованы и отлучены от Церкви в 1994 году на архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.
За последние годы Церковь анафематствовала несколько человек поименно. Это бывший митрополит Киевский Филарет (Денисенко), который учинил раскол на Украине. Анафематствован бывший священник Глеб Якунин, бывший прокурор Саратовской области, который притворяясь христианином чинил беззаконие по отношению к Церкви Божией, занимаясь вымогательством по отношению к храмам, псковский журналист Олег Дементьев, за непрекращающуюся гнусную клевету и сатанинскую ложь в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря.
Таким образом Церковь продолжает отлучать от себя тех, людей, которые пытаются расколоть Церковь, или вредить Ей. Также отлучены от Церкви те, кто организовал бойню в Москве в 1993 году Церковь поименно их не указала, потому что был спорным вопрос относительно их вхождения в Церковь. Таким образом, Церковь даже сейчас ограждает людей от попыток устраивать революции. Не должно и не допустимо поднимать мятежи и злодейства, проливать невинную кровь, а иначе Церковь обрушит меч анафемы на такого злодея.
Здесь мы должны проверить себя, не закрадывалось ли к нам в сердце что-либо из этих страшных вещей. И если закралось, то мы сами, чистосердечно должны анафематствовать это учение, покается на этом на исповеди, и стараться и впредь пресекать действия этого зла, чтобы в нас не поселилась эта зараза, а напротив, чтобы мы укреплялись святым православием, достигли Царства Небесного.
Да поможет нам в этом Господь!
8 марта 2014 г.
Источник: БФ «Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева»