Протоиерей Олег Стеняев. На Крещение Руси

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Крещение Руси для нас, славян — особое событие в нашей истории. Потому что от града Киева, который есть матерь всех городов русских, воссияла великая благодать.
Нестор-летописец сообщает, что сам апостол Андрей доходил до тех мест, где потом возник этот святой город Киев.
И он взошёл на холм той местности — тогда там был дикий лес — и увидел видение, и пророчески изрёк: «На сих горах Господь созиждет множество церквей, и воссияет великая благодать».
И проходили столетия за столетиями, прежде чем свет Христовой веры обнаружился на нашей земле.
Тогда жили разрозненные славянские племена: поляне, древляне, кривичи, вятичи, в чём-то сходные, а в чём-то и различные. И между ними не было, как тогда говорили, порядка.
И тогда эти племена обратились к варягам, чтобы призвать их для установления порядка. Потому что без порядка нет благополучия и нет счастья.
И приходят князья варяжские во главе с конунгом Рюриком, от которого происходит династия Рюриковичей, первых наших князей и первых наших царей.
Рюрик приходит со своими людьми, и на руках у него был Игорь, Ингвар, который должен был наследовать ему.
В это время они пришли в Новгородские земли, там, где наш русский север. Два князя, Аскольд и Дир, отделились от Рюрика и пошли к тому месту, где был тогда маленький город Киев.
И они захватили его и стали править им. Но они были худородные, как тогда говорили.
И после смерти Рюрика ему наследовал князь Олег, Ольгерд, который взял Игоря, Ингвара, и от его имени правил. И Олег приходит в Киев и говорит Аскольду и Диру: вы худородные. Вот наследник Рюрика — и показывает им Игоря, Ингвара.
Аскольд и Дир были убиты. И до сих пор в Киеве есть место, которое называется Аскольдова могила. И там стоит храм.
Потому что считается, что, возможно, Аскольд и Дир первыми приняли веру из наших князей. Такое предание существует.
После смерти Олега Игорь начинает править, и у него была жена Ольга, Хельга.
Ольга называется в нашей церковной истории зарей нашего спасения.
Игорь ходил собирать дань, и однажды он пришёл к древлянам, обобрал их и ещё решил вернуться, чтобы обобрать снова, но они его убили. И когда Ольга узнала об этом, она решила отомстить за своего мужа Игоря.
Она расправилась жестоко с двумя посольствами от древлян: одних закопали живьём, других сожгли в бане. Но она не находила успокоения.
Она пошла войной на их город, взяв с собою Святослава Игоревича, сына Игоря. И когда окружили город древлянский, битву должен был начинать князь.
Маленькому Святославу Игоревичу дали копьё, он не удержал, оно упало к ногам коня, тогда дружина сказала: князь начал, и мы пойдём. И город был уничтожен. Это тоже не принесло ей никакого удовлетворения.
И однажды на княжеский двор приходит монах, который встречается с княгиней Ольгой и начинает говорить с ней о том, что есть источник успокоения. Это Христос, который говорит: придите ко мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас.
И эти слова проникли в сердце Ольги. И она загорелась желанием принять эту веру, которая начала приносить ей вдохновение и успокоение, и для этого она отправляется в Царьград, Константинополь.
Там она крестится, её крестит патриарх Константинопольский, а крёстным становится император Византийской империи. Она возвращается на Русь. Она ставит храмы.
Есть несколько храмов в Белой Руси, в Малой Руси, которые, по преданию, были поставлены княгиней Ольгой.
Князь Святослав Игоревич вырос. Он был удачливый воин, и никто не мог его одолеть. Но мать Ольга мечтала, чтобы он принял Христову веру.
Она умоляла его и говорила: прими эту веру. Но в понимании Святослава Игоревича, так как он бил греков, и они боялись его, зачем принимать веру тех, кого ты можешь разбить?
Он думал, что боги славян сильнее христианского Бога. И он говорил своей матери: если я приму эту веру, то надо мной не только дружинники, но и кони из дружины будут смеяться.
От него рождаются три сына: это Ярополк, Олег и Владимир.
Он совершал многие походы и его часто не было в Киеве, и воспитанием детей занималась Ольга. И она сообщала им наставления в вере. Она, как добрая бабушка, заботливо формировала их внутренний духовный мир.
Вот почему она — заря нашего спасения. Это удивительная святая. Она ставила храмы, как я уже сказал. Она открывала первые школы. Она поддерживала священников, которые проповедовали Евангелие.
И происходит то, что Святослав был убит. Ему сделали засаду на Днепровских порогах, он был убит, его голову отрубили, из неё сделали чашу, и кочевники пили вино из этого черепа.
И она осталась с тремя внуками. Ярополк стал править в Киеве. Владимир, как рождённый от ключницы, худородный в понимании тогдашнем, ему отдали Новгород, куда он отправляется со своим дядей Добрыней. А Олег правил остальными землями.
Самое интересное заключается в том, что в германских летописях рассказывается о том, как на праздник Пасхи, Христово Воскресение, приходило посольство от князя Киевского Ярополка.
В Германии трудился апостол этой земли, святой Бонифаций, который почитается не только у католиков, но и у православных.
Во дни Ярополка уже христианство утвердилось. Но была другая партия — языческая партия, её возглавлял князь Олег.
События развивались так, что поссорили братьев Ярополка и Олега, Олега Святославича. Убиты были и Ярополк, и Олег. И Владимир остался один.
И его эта партия князя Олега, языческая партия, провозгласила своим князем всех земель Киевской Руси. И он стал полноправным правителем. Что он был за человек?
Он был женолюбив, как он сам говорит о себе. Он любил хмельное, о его пирах мы много читаем в русских былинах.
Но он имел сердце, которое пламенело желанием созидать порядок в земле. И то, что бабка Ольга посеяла в его сердце, оно не заглохло, не умерло. Но сначала он выступает как реформатор язычества.
Он видел, что между славянами есть разногласия, и он говорит: надо сделать встречу богов в Киеве. И из всех славянских земель: полян, древлян, кривичей, вятичей — везут идолов, истуканов, кумиров в Киев, чтобы сделать встречу богов.
Почему для нас это важно? Князь Владимир не спонтанно принял христианство. Прежде всего он исчерпал резерв язычества. Он понял, что это не приносит благо и единство.
И когда была встреча богов в Киеве, языческие жрецы стали требовать человеческого жертвоприношения для такого торжественного праздника. И они стали кидать жребий на какую часть Киева, на какую улицу, на какой дом, на какого члена семьи.
И жребий выпал на отрока с христианским именем Иоанн. То есть это был христианский отрок. А его отец — варяг Фёдор. Что значит варяг? Это привилегированные люди, которые входили в великокняжескую дружину.
И толпа язычников пришла к дому варяга Фёдора, Фёдор — тоже христианское имя, дар Божий. И начали требовать, чтобы он отдал сына в жертвоприношение богам.
Дом варяга Фёдора стоял на деревянных сваях, так как Днепр сильно разливался. И варяг Фёдор с крыльца обратился к этим людям и сказал: если вашим богам нужен мой сын, пусть они сами за ним придут.
Что вы ходите и просите за тех, которые не могут ни ходить, ни говорить, ни видеть? И он сказал: я верю в Бога греков, то есть христианин.
И тогда подрубили сваи дома, дом рухнул, и брёвнами насмерть забило варяга Фёдора и отрока Иоанна. Это первомученики Древней Руси, и, как учил Тертуллиан, отец церкви, кровь мучеников есть семя, которое напрасно не проливается, из него церковь возрастает.
И когда князь Владимир узнал, что произошло, он разочаровался в язычестве. Часть его дружинников были христиане. А для князя того времени дружина — это всё.
Киевские князья говорили: золото и серебро мы отдадим дружинникам, потому что с ними мы добудем ещё золото и серебро, а что мы значим без них? А тут возник конфликт с гвардией, как бы сейчас сказали.
И он объявляет, что он будет искать веру. То есть опять не спонтанное решение, как некоторые думают.
И к нам приходят послы из разных земель. Пришли магометане и говорят: принимай нашу веру. Владимир спрашивает мусульман: а какой у вас закон? Они говорят: жён можешь иметь сколько хочешь.
Князю Владимиру это понравилось, как пишет Нестор-летописец, потому что был зело женолюбив. А что ещё у вас в законе? — спросил князь Владимир. Мусульмане сказали: нельзя вино пить. Князь Владимир воскликнул: нет на Руси веселья без вина! И прогнал их.
Пришли иудеи, которые тогда жили в Хазарии. Хазарский каганат был иудейский. И говорят: прими нашу веру. Мы верим в Бога, который сотворил небо и землю, у нас Моисеев закон.
А князь Владимир спрашивает: ну вот вы живёте в Хазарской земле, а сами-то вы откуда пришли? Они говорят: Бог на нас прогневался, и мы потеряли свою землю. Князь Владимир говорит: вы что хотите, чтобы я принял веру, на которую гневается Бог? Идите, откуда пришли.
Пришли западные христиане, католики. Тогда мы были едины, не было ещё разделения церквей. И они предложили свой обряд. Но они сказали: земля у тебя хорошая.
И князь Владимир как-то сразу оценил их поведение и говорит: я вижу, вам не души наши, а земли наши нужны. Идите, откуда пришли.
И пришёл грек, который называется в русской летописи философ. И вот он начинает беседовать с князем.
Вся эта речь сохраняется в русской летописи, в «Повести временных лет». От сотворения мира до дней Иисуса Христа подробно всё рассказывает. О жизни первой церкви подробно всё рассказывает. А потом повелел внести икону Страшного суда.
Показали эту икону князю Владимиру и говорят: посмотри на эту икону Страшного суда. Где ты хочешь быть в день Страшного суда: справа или слева от Иисуса Христа?
И князь Владимир посмотрел на иконе: слева от Христа там грешники в аду мучаются, а справа князья, бояре, отроки, девы, народ благостный, хорошо одетый. И он говорит: хочу быть справа от Иисуса Христа.
И тогда ему было сказано: крестись, прими веру. И князь Владимир воскликнул: и бабка моя, Ольга, мудрейшая из женщин, эту веру избрала.
И казалось бы, он загорелся принять православие, но вдруг он собирает армию, идёт войной на греков, окружает их город Корсунь, стоит, держит в осаде и не говорит, зачем пришёл. Он решил взять веру своим мечом, чтобы ни один грек не сказал бы потом: это мы вас обратили в веру.
И когда греки стали умолять Владимира: ну зачем пришёл? Объясни. Он говорит: хочу креститься и жену мне дайте православную царевну.
И происходит крещение князя Владимира. Чудесное событие. Перед этим он вёл себя неадекватно, и Бог его наказал слепотой. Но когда он крестится, он прозрел и физически, и духовно.
И он идёт на Киев. И мать городов русских слышит Евангелие. И он проповедует Евангелие сам. И дошло до того, что он перестал казнить преступников, и развелись банды вокруг Киева.
А меч свой он убрал в чулан, но он читал Нагорную проповедь, там сказано: любите врагов. И священники взяли меч, принесли к нему и сказали: ты начальник, тебе дан меч для наведения порядка. Вот это свидетельство удивительной и пронзительной глубины, с которой он воспринял христианство.
Потом также себя будут вести его сыновья Борис и Глеб, мученики, страстотерпцы. И происходит крещение Руси, то событие, которое мы отмечаем сегодня.
И когда крестится Русь, бесы изгоняются из этой земли, из душ людей, идолы сокрушаются.
На Русь приходит колокольный звон, церковное пение, книги, азбука, составленная равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием. На Русь приходит цивилизация.
И вот этот цивилизационный выбор, который сделал князь Владимир, мы должны сохранять ему верность. Он исчерпал ресурс язычества, которое сейчас опять хотят навязывать. И он явил красоту православия восточного христианства.
Ибо перед тем, как крестить Киев, он послал бояр посмотреть, как кто молится в своих землях. И те были у магометан, у латинян. Не понравилось им. А вот когда бояре прибыли в Царьград, и там узнали, зачем они прибыли.
Для них совершали богослужение, патриарх служил, церковные хоры пели, и они настолько возрадовались, эти бояре-язычники, что, вернувшись назад, они сказали: мы не знаем, где мы были, на небе или на земле. И, увидев эту лепоту, красоту, мы ничего больше не хотим.
Это было серьёзное, обдуманное, многоплановое решение принять Православие.
И мы должны вспоминать, что в этот день наши предки дунули и плюнули на дьявола, отреклись от него, от гордыни его, от служения его, от ангелов его. Это хороший день, чтобы нам обновлять обеты крещения.
Если бы от меня зависело составление обрядов, я бы настоял на том, чтобы в день Крещения Руси обязательно прыгать в воду. Как на Крещение, например.
А сейчас и погода не такая холодная, нормальная. И если есть возможность освящать воду в этот день, это вода для просвещения языков, чтобы кропить наших внуков, правнуков, наших детей, их вещи, их стол и кровати, чтобы эта вера продолжалась, чтобы она не затихла, не умерла.
Ольга верила, что это произойдёт. Кстати, Ольга была первым человеком, которого не сожгли, а зарыли в землю. Она завещала, чтобы её похоронили по-христиански. И хотя Святослав Игоревич очень горевал, он не посмел ослушаться своей матери.
Первая похороненная, как положено, а в Евангелии сказано: если зерно, павшее в землю, умрёт, оно принесёт плод. И плод веры Ольги и Владимира — это мы с вами, которые молимся сегодня в Москве. Это мы с вами, которые молятся сегодня в Брянске. Это мы с вами, которые молятся сегодня в Киеве. Это мы с вами, которые молятся в Минске, Витебске. Это праздник Руси.
Я поздравляю всех вас с этим удивительным событием. Оценим его значение и под хоругви этого события будем вымаливать единство славян и единство наших земель: Великой Руси, Белой Руси и Малой Руси.
С праздником!








