Преображение Господне — иерей Даниил Сысоев

Поздравляю вас всех с праздником Преображения Господня, с праздником света, в котором мы увидели ту славу, которую имеет Христос изначально от Своего Отца. Как мы говорим в Символе веры, Христос есть Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного. И вот сегодня, в день Преображения, Христос открыл скрытую в Его теле молнию. Он явил ту славу, которую получат праведники после конца мира. И Он прославил, преобразил нашу человеческую природу. Он преобразил, просветил, изменил способ существования нашей природы. Ведь каждое дело, которое делал Христос, касается каждого христианина. Во Христе, как в начатке, в первой закваске, заложен залог к нашему преображению, к нашему просвещению.

Вот действительно, если мы с вами посмотрим на себя, мы должны увидеть, что есть два вида просвещения. Есть такое выражение о человеке: «Ну, это человек просвещённый». Под этим подразумевается, что человек много знает, получил светское образование, знает много информации, имеет культурные манеры, умеет красиво себя поставить и полон идеалами гуманизма. Такого человека называют в светском мире просвещённым. Но при этом этот же светский просвещённый человек может быть крайним мерзавцем. Мы с вами знаем, что лидеры фашистской Германии, как Геббельс, например, были великолепными игроками на скрипке; Гитлер был художником, правда, средненьким. Но при этом их просвещённость и знание огромного количества информации никоим образом не приблизили их к Богу.

И возникает вопрос: каким светом человек просвещён? Ведь слово «просвещение» происходит от слова «свет». И какой свет в таком человеке находится? Как сказал Господь: «Смотри, свет, который в тебе, не тьма ли?» И вот действительно, светское просвещение по плодам познаётся как дело тьмы. Это такой свет гнилушки. Это фальшивый свет человеческого ума, оторванного от Бога, в котором лишь свет люцифера, тёмного князя, светится. Потому что мы знаем, что и дьявол может притворяться, принимая вид ангела света. Мы знаем, что НЛО светится каким-то странным светом, всякие бесы, когда являются, светятся разным светом, злые духи, когда притворяются добрыми, они тоже светятся. Это тёмное просвещение, это иллюзорный свет. И святые отцы Церкви, например, святой Исаак Сирин, говорят так, что это свет будущего адского огня в них светится. Вот за этим, за нашим светским просвещением, адское пламя на самом деле стоит, которое делает просвещение фальшивым. Человек гонится, как за светлячком, за блуждающим огонёчком. Гонится за этим фальшивым светом, который заводит его в страшные беды.

Вот известно, да, что очень многие люди, которые высоко ценят своё образование, высоко ценят свои светские знания, становятся далеко от Бога. Им очень трудно обратиться к Господу. Не потому, что знания сами по себе мешают, а потому, что человек, придающий чрезмерное значение этим знаниям, удаляется от истинного знания — истинного знания Бога.

Но сегодня нам является истинный Свет, Свет жизни, Свет Бога, Свет животворящего Творца, который просвещает человека. И этот свет не чужд никому. Мы в Евангелии слышали слова, что есть Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. То есть в тот самый момент, когда нас Бог творил в утробе матери, когда во тьме утробы матери мы были, когда создавал нам Господь душу в момент зачатия, нас коснулся луч истинного света — то есть Христа Спасителя. Этот истинный свет прикоснулся к новотворимой душе человека, и потому в человеке есть тяга к свету. К свету и физическому — нам тяжело без физического света. Вот кто бывал когда-нибудь долго в тёмном помещении, замечал, наверное, да, что тяжело просто физически становится. Но и к свету ума. Поэтому есть такое понятие «информационный голод», людям без знаний тяжело становится. Но главное — есть тяга к свету смысла, к свету понимания, зачем нужно жить на этом свете.

Но все эти виды света, которые я сейчас перечислил, лишь отражение или отблески от истинного Света, Света Бога, истинного Света Лица Божия. И вот этот свет, он действительно проявляет себя как некое Божественное сияние, как некое Божественное благоухание, некая Божественная теплота. При этом свет проявляет себя как удивительная радость. Это то самое действие Бога, которое называется Фаворским светом, или ещё называется Славой Божией, или ещё называется это действие Божие безначальной энергией Бога. Это сияние Славы, которое окружает Святую Троицу изначально, которое от Отца через Сына в Святом Духе подаётся людям. Вот этот свет — это та самая цель, к которой мы призваны. Которой мы призваны с утробы матери и которой мы становимся причастными с момента Крещения.

Момент Крещения — это то самое желание Света, которое появилось в нас, потому что Свет нас вначале коснулся при творении, подарив нам существование. Вот это желание получает возможность — мы получаем доступ к этому. В нас появляется дверь к этому Свету; если угодно, в наше сердце пробивается дыра в Небо. И у нас появляется возможность к этому Свету прийти. Поэтому Святое Крещение называется Просвещением, то есть пронизанием Божественным светом.

И вот эта сила и слава, которые даются от Бога, приходят от Бога, постепенно начинают нами усваиваться, в той или иной мере. Этот свет, он, конечно же, во всей полноте открывается только для святых. Даже для святых апостолов он и то открывается не во всей полноте. Вот мы даже сегодня пели, что свет был дан настолько, насколько апостолы могли понести. Потому что во всей полноте Свет Бога может выдержать только Бог. Но мы же начинаем чувствовать этот свет немного. Сначала понемногу, но постепенно свет начинает усиливаться. Как говорит святой царь Соломон, пути праведников светлеют всё больше и больше, пока не наступит утро. Вот так же и наши пути должны быть путями праведников, то есть наш путь должен постепенно светлеть.

Как это происходит? Давайте вспомним. С чего всё начинается? Человек, сначала блуждающий во мраке жизни, понимает, где выход. Он начинает понимать, куда ему идти. Он понимает, что ему нужно к Богу идти. Он понимает, что ему нужно идти к Богу, чтобы избавиться от зла, которое разъедает его, от греха, от тяжести совести, которая на нём лежит. Это первый отблеск света, который падает на человека, часто ещё некрещёного или крещёного, но не воцерковлённого совсем. И человек начинает постепенно воцерковляться, то есть начинает раскаиваться в своих грехах, и свет начинает усиливаться. Потому что человек не только начинает понимать, куда ему идти, но он начинает чувствовать лёгкость от приближения к свету.

Вот интересно, наш современный подвижник, архимандрит Софроний (Сахаров), рассказывал, что человек в начале пути к Богу часто попадает в страшное состояние ужаса. Он понимает, в каком страшном состоянии, в какой грязи он находится. Но с чем это связано? — говорит отец Софроний. А ответ очень простой: потому что невидимый луч света упал на его душу. Он его ещё пока не видит, понимаете? Ну представьте себе, вот летом пылинки: света мы не видим, но видим пылинки, которые в нём играют. Точно так же Свет Бога, падая в наши души, начинает высвечивать зло, которое там находится, и человек ужасается от того зла, которое он там видит. И он стремится к Богу, чтобы вычистить из себя это зло.

И свет начинает действовать в нём сильнее. Он очищает человека в Крещении, в Покаянии, в первой Исповеди, в первом Причастии — свет начинает действовать сильнее. А затем свет даёт почувствовать человеку радость, благодать, ту самую лёгкость, когда человеку очень легко делать добрые дела. Так бывает вначале. Это называется состояние призывающей благодати, первой любви, которую даёт Господь.

А затем свет начинает действовать ещё новым способом. Свет Божий становится сильнее, но Господь как бы скрывает от нас его силу. И человеку начинает казаться, что Бог отступил. Почему? Потому что свет стал сильнее. Это парадокс. А в чём дело? Дело в том, что Господь подсвечивает те силы, которые Он вложил в человека. Понимаете, да? Сначала Он показал ему Себя Самого, хотя бы немножечко, показал, какой Он прощающий. А затем Он показывает, что Он в него Сам заложил при творении, при Крещении. И Он говорит: «А теперь тебе надо делать как бы без Меня, но на самом деле со Мной, то есть Моими силами. Тебе нужно трудиться Моими силами». Человеку кажется, что Бог отступил, а на самом деле свет усилился. То есть Бог начинает человека на ноги потихонечку ставить. И Господь постепенно приучает человека к тому, чтобы он начал ходить стопами Божьими. Свет Божий приходит к человеку уже сильнее, но человеку кажется, что Бог от него отступил. На самом деле это не так. Бог тайно, внутри, глубже поднимает более глубокие пласты человеческой личности и просвечивает их изнутри, просвещает, вычищает их.

И дальше человек, когда он понимает, что все данные ему силы нужно использовать с Богом и по-Божьи (а если ты их используешь по-своему, то надорвёшься), начинает больше опираться на Бога, не планирует уже больше ничего. И постепенно он начинает видеть руку Божью в своей собственной жизни. Он начинает видеть ясно тот путь, который перед ним лежит. Представьте себе глубокую августовскую ночь. А потом сначала начинает сереть на востоке. Начинается лёгкая серость, да? И мы, идя по тёмной дорожке, видим, как потихоньку начинают проглядывать тропы. Уже мы видим, хотя бы, где мы находимся. И человек начинает уже понимать, куда его Бог ведёт. Немножко, не совсем понимает, но хотя бы приблизительно, абрис такой, намёки, куда идти, он начинает разбирать. И он начинает двигаться туда, если желает, конечно же. И при этом, чем больше он двигается, тем меньше он смотрит на себя, тем меньше он полагается на себя. Он смотрит на себя, только желая очиститься.

И дальше Господь усиливает Божественное сияние в человеке. Человек, вникающий в Слово Божие, начинает видеть, насколько Слово Божие связано с реальным миром, понимаете? Насколько оно является законами, формирующими реальный мир. Насколько оно является, фактически, тем словом, которое и есть единственный закон природы. Он начинает понимать, зачем даны заповеди, зачем дана Церковь, зачем существуют эти обряды в Церкви. То есть у него свет усиливается, он постепенно начинает больше видеть.

И дальше человек, который борется со своими страстями, он начинает видеть глубинные корни этих страстей. Потому что очень часто человек, вначале покаявшись, оставив грубые грехи, когда он ещё в этом лёгком, сером предзарии, если угодно, стоит, ему кажется, что у него грехов уже почти не осталось, так, мелочь всякая. А когда свет становится сильнее, уже начинаются первые лучи зари, человек уже начинает видеть больше. Он видит, что на самом деле, конечно, да, грубых грехов нету, а внутри там такая «красота» в кавычках. И он начинает уже по-настоящему вычищать эту грязь, более глубинную грязь, которая скрывается в глубинах сердца человека.

Был такой человек, отец Сергий его звали, он жил на Кавказе в начале XX века. И он рассказывал, что сначала, когда он пришёл пустынником на Кавказ, он молился Богу, и молитва то шла, то вдруг переставала идти. Он стал молиться Богу: «В чём причина?» И вдруг он увидел, что в нём стоит огромное чёрное дерево, растёт. И тогда он понял, что это дерево страстей, которое в нём живёт. Когда он подумал, что так много боролся, он увидел, что обломал только кончики веток, понимаете, сначала, всеми усилиями. Тогда он взмолился Богу, стал молиться усиленно, просить, чтобы Господь помиловал его. И внезапно он увидел, что дерево вдруг вспыхнуло и сгорело. Он довольный молится, говорит: «Здорово, замечательно, как я очистился!» Молится, и вдруг видит, как свет просвечивает его душу, как почву. А в почве его души, в земле, внизу — глубокие-глубокие корни, которые глубоко-глубоко в землю уходят. И он тогда говорит: «Так, оказывается, все корни-то остались!» И тут он стал дальше молиться: «Господи, почисти создание Твоё!» И Господь потом и эти корни выжег, но уже после долгих лет борьбы.

Вот так действует свет. Он просвещает, высвечивает то, что в человеке. И по мере высвечивания того, что в человеке, человек начинает яснее понимать то, что вокруг. Очень интересный признак. Он яснее понимает то, что вокруг, каким образом? Он меньше видит зла в людях. Заметьте, меньше видит зла в людях. Он прекращает всех осуждать, потому что понимает: когда ему других осуждать, когда в его собственной душе столько бардака. И при этом он видит доброе в людях.

Почему это знак большего просвещения? Потому что мы с вами знаем из догматического учения Церкви, что зло не обладает сущностью, знаете? У зла нет сущности. Сущность есть только у Бога и у того, что от Него, — у добра. У него есть сущность. А зло — это искажение, это болячка, но оно не обладает собственной сущностью. И поэтому человек видит в других людях только добро, то есть то, что реально существует, понимаете? А болезнь он уже не видит. Вернее, он видит её как болезнь, а не как самого человека. Он видит пути Промысла Божия, начинает понимать уже лучше, каким образом движется мир, как Господь управляет землёй. И таким образом он постепенно начинает всё больше и больше видеть тот путь, по которому он идёт.

А каков конец? Как говорит пророк Моисей, он увидел место Бога, когда был на горе Синая, как камень сапфир и как самое небо в чистоте. И это состояние, как говорят святые отцы, святой Исаак Сирин, отец Силуан, — это состояние души человека, который достиг просветления, пронизанности светом. Его душа полностью становится подобна небесам. Недаром у нас на богородичные праздники в голубых облачениях служат, потому что у Богородицы такая душа — небесная. И она подобна сапфиру. Вы, может быть, видели когда-нибудь сапфир, камень? Самые красивые сапфиры — голубые, а в центре у них что? Звёздочка. Они как бы собирают свет так, что внутри светится звёздочка.

Так вот и у человека, у которого душа полностью просвещена светом Бога, душа становится похожей на сапфир, сияющий этим небесным, Божественным светом. И душа человека начинает лучиться, начинает лучиться и его тело, светиться. Тело прикасается к нетлению. Поэтому тела таких святых, вы знаете, бывают нетленными. Они сами нетленные, но при этом они источают чудеса, и происходит вокруг них немыслимая слава и сила.

Вот я сейчас был в Салониках, там сохранились до сих пор сосуды для мира святого Димитрия Солунского. В течение восьми веков от мощей святого Димитрия Солунского истекало столько мира, что им наполнялись пятисотлитровые бассейны. Представляете, полностью до краёв миром наполнялись! Из тела, из него изливался чудотворный мир, который исцелял болезни. Вот такой пример могущественной силы, которая из тела льётся.

И человек тогда начинает светиться, как Христос на горе Фавор светился, как светился Моисей, когда увидел Бога, как светился Серафим Саровский, Сергий Радонежский, и многие-многие святые, на которых уже невозможно смотреть, потому что свет Бога их просветил. Но этот свет, о котором мы сейчас говорим, это состояние просвещения — это только тоже отблеск. Понимаете, это ещё не всё. Во всей полноте этот свет явит себя тогда, когда тела наши выйдут из могил. Вот когда мы полностью воскреснем в телах, тогда этот Божественный свет будет в телах воскресших бить во всей полноте.

И недаром у нас поэтому иконы все, которые мы видим, изображены с сиянием вокруг головы святых. Это изображение той славы, которая обещана праведникам, потому что сказано: «Праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». Недаром Христос сказал за шесть дней до Преображения, что есть некоторые из стоящих здесь, которые не увидят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Именно так это и сбылось. На горе Преображения апостолы увидели, каковы будут люди, каковы будут тела людей, когда они в Царство Божие войдут. Они будут такими сияющими, полыхающими Божественным огнём.

А мы с вами помним, что свет не только светит, он ещё и греет, кормит, поит, благоухает, он станет одеждой для святых. Потому что мы с вами знаем, что вся одежда, которую мы в могилу положим, конечно, сгниёт. И какую дорогую одежду ни клади, на Страшном Суде она не понадобится. А вот эта одежда из божественного сияния, она и будет тем украшением, которое в вечности будет украшать праведников.

Вот этот путь просвещения, который предложил нам Господь через Преображение. Так что давайте помолимся Господу, чтобы Господь Всемогущий дал нам истинное просвещение: истинное просвещение разума через знание Бога, не только о Боге, но и знание Его Самого; истинное просвещение воли, так, чтобы наша воля стала Божьей волей; истинное просвещение чувств, чтобы у нас была любовь вместо ненависти в сердце; истинное просвещение даже наших тел, чтобы в День Воскресения и наши тела светились светом Бога. Пусть Господь даст нам это, и милость Божия пускай пребывает с нами. Храни вас Господь.