Почему Церковь запрещает обращение к гадалкам?

Автор: священник Валерий Сосковец

Вопрос: «Почему Церковь не одобряет обращение к гадалкам, если некоторые из них действительно обладают некими способностями? Многие из моего окружения, в том числе и взрослые люди, при высоких должностях, регулярно пользуются такого рода услугами и получают просимое: много советов, подсказки, а иногда и другого рода помощь. Что же в этом греховного?»

Дело вот в чём. Во-первых, никакого предначертанного, фатального будущего не существует. Надо себе это твёрдо запомнить и уяснить. Откуда мы это знаем? Например, из Священного Писания. Есть такой эпизод, когда к нечестивому царю Манассии приходит пророк от Бога и говорит ему: «Вот ты заболел и с постели твоей уже не встанешь, но умрёшь. Так говорит Господь». Пророк развернулся и вышел. А Манассия отвернулся к стене, заплакал, и Господь говорит пророку: «Вернись. Вот, смотри, как Манассия заплакал передо Мной. Скажи ему, что даю ему ещё 15 лет». Прямое решение Божье: «Ты умрёшь, не встанешь». Не гадалка сказала, а пророк, которому велел Сам Бог. И вот оно изменилось.

Знаем и другое очень известное событие, которое описывается в книге пророка Ионы, когда целому городу Ниневии Бог через пророка Иону предсказал, что через 40 дней великий город будет полностью разрушен. А они все взяли и покаялись, наложили на себя пост, посыпали себя пеплом, стали плакать и исправили все свои злые дела. И что же? Город не был разрушен. Господь отменил Своё решение. То есть даже то, что по промыслу Божьему должно случиться, то, что Он определил, чему быть, — если человек изменился, то меняется и его будущее. Будущего нет.

А вот теперь о гадалках. Существует две категории. Одна, наиболее обширная, — это люди с неплохой психологической подготовкой, по существу являющиеся просто мошенниками. Потому что, глядя на человека, сказать ему в разных словах, что у него там внутри, что у него в прошлом, может любой подготовленный человек. Это нетрудно, уверяю вас. Священник, который долгое время исповедует, глядя на человека, обычно может за него перечислять грехи. На лице написано. О будущем в общих словах тоже можно наговорить достаточно, особенно если человек будет стараться это исполнять в своей жизни потом. Это о тех, которые не имеют прямого контакта с нечистой силой, несмотря на то, что творят ее волю.

Теперь о тех, которые имеют. Здесь им в качестве подсказки выступают сами бесы, которые присутствуют при разных делах человека, которых больше никто не видел. Однако свидетелем был бес. Вот он и сообщает гадалке какие-то сокровенные тайны о человеке, которые, вроде бы, никто не видел, и человек проникается доверием: «Откуда она это знает?» Мы знаем даже из житий святых, когда бесы давали вот такое «предвидение» человеку, например, святителю Никите Новгородскому. Когда он знал, что происходит на больших расстояниях, — бесы, пожалуйста, всё выстраивали. И некоторые проказы и злые вещи, которые собирались сделать, тоже заранее сообщали. И потом это действительно случалось, до тех пор, пока эти чары над ним не были разрушены молитвами других монахов, которые жили со святым Никитой.

Точно так же и здесь. Если человек с доверием относится к словам гадалки или гадателя, который ему нечто вещает, а тот действительно имеет некоторую связь с бесовскими силами, то человек оказывается в зависимости от этих бесов. Нужно представить, почему это большой грех. Грех — это ошибка. Вот грех — это ошибка. Каждый человек, получивший святое Крещение, обязательно перед ним совершает такое действие: поворачивается лицом на запад, и священник говорит ему: «Отрекаешься ли от сатаны?» — «Отрекаюсь». Трижды. «Отрёкся ли?» — «Отрёкся». Тоже трижды. «А теперь дунь и плюнь на него». И вот прямо в храме человек дует и плюёт. Плюёт в кого? В сатану. Становится ему злейшим врагом. До тех пор, пока это не сделано, его не покрестят.

Если бы дьявол мог что-то сделать человеку, он бы сделал это обязательно. Но он не может, до тех пор, пока человек сам к нему не обратился. А вот когда обратился, дьявол получает над ним власть. Вот в чём грех. Человек попадает под власть того, кто является ему злейшим врагом, с кем он насмерть поссорился, и кто его никогда не простит. Это гораздо хуже, чем плюнуть в какого-то боевика или наркомана. Гораздо хуже. Дьявол всегда помнит и никогда не простит.

Если человек когда-либо обращался к гадалке или гадателю, надо обязательно сходить покаяться в этом на исповеди и попросить у духовника епитимью. Епитимья — это духовное упражнение, которое поможет человеку от этого греха совершенно очиститься. Спросить: «Что бы мне сделать, чтобы очиститься, кроме моей исповеди?» И каждому по его обстоятельствам духовник посоветует. А впредь, конечно, никогда не прибегать к подобному.

Если поизучать жизнь тех людей, которые обращались к гадалкам или гадателям, то в конечном итоге их жизнь становится бедствием. Даже если изначально что-то получается хорошо и по их совету выходит нечто положительное, итог — всегда катастрофа. Надо об этом помнить. Заранее. Потому что там, с той стороны, у нас друзей нет. Дьявол — человекоубийца от начала. Аминь.