Отец Николай Лавренов: «Дмитрий Энтео не нарушал закон, а защищал его»

На вопросы издания «Православный Взгляд» отвечал диакон Николай Лавренов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, который был секундантом Дмитрия Энтео на передаче «Поединок» у Владимира Соловьева

qDtkJmWf_qs[1]

— Что Вы можете сказать по поводу ситуации, которая происходит после пресечения православными активистами богохульства в Манеже?

— Если православных активистов посадят за их противодействие богохульству в Манеже, это будет не только позором для российской судебной системы, но и печальным показателем состояния всего общества.

Вообще, с самого начала в СМИ все было передернуто и подано в неправильно свете. О кощунстве никто не говорит, а из действий православных активистов сделали скандал, навесив ярлыки с оценочными суждениями: «погром», «уничтожение произведений искусства». И этот поток лживой информации убедил православное сообщество в абсолютной виновности участников движения «Божья Воля».

Активистов выставляют провокаторами, а на самом деле провокаторы — это организаторы выставки, которые прекрасно понимают, что перешли границу допустимого, оскорбив главные священные символы христиан. И хотя многие справедливо замечают, что мы живем в светском государстве, известно, что восемьдесят процентов населения официально считают себя христианами и считают поруганные христианские символы своими святынями.

Понятно, что среди них есть разные люди, церковные и не церковные, но для меня совершенно непонятно, почему люди, считающие христианские ценности своими, в большинстве своем промолчали. Я рад, что среди верующих нашлись активные люди, которые пришли и своими решительными действиями привлекли внимание общества к проблеме публичного глумления над христианскими символами, не причинив никакого ущерба (был всего лишь решительный протест с их стороны, что видно на видеозаписи).

На заявления граждан против кощунства никакой реакции не было. Моя жена подавала заявление в полицию, но никакого ответа не пришло. Как я понимаю, кроме неё ещё много людей подавали заявления против богохульства на выставке, но никакого ответа не последовало, причём выставка шла своим чередом, кощунство продолжалось. Вывод один: богохульники хотят, чтобы христиане молчали: «Мы над вами будем глумиться как хотим, под видом искусства будем выставлять кощунства, богохульства, а вы все молчите и не вмешивайтесь».

—Какие ваши впечатления от участия в программе «Поединок» Соловьева? Вам не кажется, что после участия в программе Соловьева на Дмитрия Энтео завели уголовное дело?

—Прощупали общественное мнение, позицию Церкви, заступятся ли верующие за Дмитрия или отрекутся от него. Некоторые, например Александр Гезалов, даже требуют посадить Дмитрия и собирают подписи против него.
Не раз звучали сравнения «Божьей Воли» с группой с неприличным названием, совершившей панк-молебен в ХХС: «Раз кощунницы из ХХС получили сроки, то и он должен получить срок», — говорят они. Причем, как они думают, Энтео надо посадить, чтобы не было двойных стандартов, как будто бы это явление одного порядка — кощунство в ХХС и протест против богохульства на территории выставочного зала.

Храм и выставочный зал — принципиально разные вещи. Если Храм это место сакральное, место верующих людей, посвященное Богу, то музейное пространство — общественная площадка, и я как раз считаю, что двойным стандартом было бы посадить Димитрия. Если кощунство на территории Храма было расценено как преступление против общества, против мира в нашем обществе, то почему кощунство вне стен Храма является какой-то безобидной выходкой?! Публичное кощунство вне Храма также является преступлением. И если закон нас не защищает, то найдутся христиане, которые сами встанут на защиту своих святынь, и таких примеров в истории Церкви много. Кощунницы в ХХС нарушили закон, а Дмитрий Энтео в Манеже защищал закон – разница принципиальна.

Во время передачи и помимо нее происходят постоянные нападки на название организации «Божья Воля» что со стороны Соловьева, что со стороны о. Александра Агейкина, что со стороны диакона Андрея Кураева, примерно в таком духе: «Какая наглость так назваться! Человек много на себя берет, это такая гордость!». То есть вместо поступка начинают обсуждать название организации, личность Димитрия. Я могу сказать, что «Божья Воля» — совершенно нормальное название для христиан. Люди в названии отражают свои идеалы. Таким же образом можно любого Ивана поймать и сказать: «Ты Иоанн?! Ты действительно Божья благодать, не много ли на себя берешь?! А ну ка смени имя, ты не достоин иметь такое имя, называйся грешником, грешник тебе имя». Например, Феофил — значит, «Любящий Бога». Может ли человек с таким именем сказать, что он поистине любит Бога той любовью, которая в описана у Апостола Павла?! Или, например, Николай — победитель народов. «Ты действительно победитель народов?!». Или Владимир — «владеющий миром». «Ты что, как ты имеешь право им называться?!».

В именах и названиях мы выражаем свои идеалы и стремления. Так что придираться к названию «Божья Воля» можно тогда, когда не осталось совершенно никаких аргументов. Если человеку нечего сказать по существу, он начинает переходить на личности. По существу, у Димитрия очень твёрдая, хорошая, крепкая позиция, её сложно расшатать. И начинают «А чего ты Энтео? Божественный Свет? Ишь как назвался» или «а чего это «Божья Воля»? А у нас светское государство».
Проханов, отстаивая сталинизм с человеческим лицом, встав на сторону кощунников, вновь доказал, что возврат к сталинизму – это путь назад к поруганию святынь, гонениям на верующих, попранию прав и свобод человека. Для «православных» коммунистов религия по-прежнему – опиум для народа. Пока им нужны голоса верующих избирателей, они говорят о том, какую важную и нужную задачу выполняет церковь в государстве: поддерживает человека в тяжелых обстоятельствах, проводит социальную работу. И уже в этих речах видим слегка прикрытое истинное отношение: церковь – служанка государства, и то на время. Уста их паче елеа, и та суть стрелы.

У Соловьева, отца Александра и экспертов со стороны Проханова была совершенно какая-то предательская позиция. Ну Соловьев ладно, он не наш собрат по вере. Тем более удивительно, когда он постоянно подчеркивает, что хотя он иудей, его очень беспокоит то, что Димитрий портит репутацию православной Церкви и компрометирует православие. Этакий печальник и молитвенник о Православной Церкви и Её судьбе в России.

Лично для меня церковь скорее компрометирует позиция отца Александра на этой передаче. Мне ближе Димитрий, чем О. Александр. Мне непонятно преследование Дмитрия со стороны православных, почему никто не заступается? Конечно, поступить можно было по-разному. Я не согласен с позицией Димитрия, что каждый христианин должен поступать как он. Нет, люди разные и христиане все разные. Знаю христиан, подавших заявления, которые отстаивали свои права в полиции. Можно по-разному было поступить. Просто вопрос в том, из каких побуждений это сделано. Диму обвиняют, что он ищет пустой и легкой славы. Но на самом деле судить сердце человека может только Бог.

Один и тот же поступок в зависимости от внутренней мотивации имеет разную оценку. Ну, например, милостыня – дело доброе, хорошее, но кто-то милостыню дал во славу Божию, а кто-то дал, чтобы покрасоваться перед людьми. Одно и то же доброе дело, совершенное с разным умыслом, по-разному оценивается в глазах Божиих. Но мы то не знаем, с каким умыслом человек это делал. Если человек защищал от поругания изображение Господа, то вопрос что им двигало. Я, как христианин придерживаюсь позиции презумпции невиновности. Я буду лучше думать о человеке хорошо, чем плохо, чтобы не осудить невиновного. Соответственно я считаю, что Димитрий был движим, как и он говорит, христианской совестью. Он не мог пройти мимо и поступил, как поступил. Если бы он прошел мимо, совесть бы обличила его, сказав «ты струсил».

Если будут оскорблять Христа и святых при христианах, какой-то христианин услышит и пройдёт мимо со словами «прости их Боже, не ведают что творят», и он будет прав, поступив по совести. А кто-то просто возьмет и по морде даст, и тоже будет прав, если поступил по совести. И христиане бывают разные. Мы разные видим примеры поведения и в житиях святых. Богохульники и кощунники должны понимать, что христианство не всегда подставляет вторую щеку, и, воздвигая хулу на Господа, можно нарваться не только на христианина, который в данный момент с тщеславием борется, и старается смирение стяжать, но можно нарваться и на такого ревнителя, который прямо сейчас вступится за Господа силой. У Златоуста есть слова, что кощунники и богохульники должны бояться христиан, они должны осматриваться по сторонам, оглядываться, прежде чем что-то такое сделать, не услышит ли их христианин.

Для христиан законы Божии превыше законов человеческих, и быть судимым за исповедание веры, за защиту святынь – награда и честь. Дима никакого вреда не получит, наоборот он получит награду о которой многие мечтают. Многие из нас, читают жития святых, новомучеников и исповедников российских. Мы вдохновляемся их подвигами, но думаем, что сейчас время не то, сейчас невозможно пострадать за Христа. Когда громили храмы, крушили иконы, многие верующие, защищая святыни, шли на смерть, в лагеря. А сейчас такого нет, как нам кажется. И вот, Дмитрию выпала такая возможность удивительная, когда открыто множество храмов, можно свободно проповедовать Христа, и вот в это, возможно самое благоприятное время для Церкви, быть судимым за защиту святынь, — это награда такая от Бога.

— Если посадят активистов, что это может для нас значить?

— Это безумие мира. Господь наш распятый на Кресте был публично предан на поругание в центре Москвы, и нашелся человек, который попытался остановить это преступление. Ведь кощунство — это не преступление против Бога, Бог действительно поругаем не бывает, это преступление против всего общества. Дмитрий противодействовал этому преступлению и остановил его настолько, насколько это было в его силах. Он не мог сделать личный звонок министру культуры, он не мог воспользоваться другими средствами, он не смог остановить выставку по заявлению в полицию, потому что закон не работает. И он сделал то, что сделал. И он за это садится в тюрьму. Это безумие, настоящее безумие. Мы, христиане, все должны встать на защиту Димы в данном случае. Хорошо было бы всеми приходами туда выйти на Манежую. Например, там было богохульное изображение великомученицы Параскевы Пятницы, неужели прихожан храма этой святой ничего не возмущает?

— Сможете ли вы поддержать Димитрия 22 сентября?

— Да, если жив буду и будет Воля Божия, обязательно поддержу. Знаете, когда одних христиан вели на суды и на мучения, и на смерть, то другие христиане, которые были рядом, выходили вперед и говорили: «А что вы только их судите? Я тоже христианин, судите и меня». В этой ситуации мне кажется, мы можем прийти туда и сказать, что и мы христиане, и мы поддерживаем наших собратьев, судите и нас тоже. Вы же не его одного судите, вы судите реально всех православных, кто его позицию разделяет.

Если Димитрия посадят, а кощунники останутся на свободе, это будет прецедент, после которого наше общество реально изменится. Проиграем битву за Манеж, – и любая активность православных в обществе будет под угрозой.

Сейчас у церкви такая странная выжидательная позиция: а как общество отнесется, а как правоохранительные органы отнесутся. Я имею ввиду под словом Церковь не иерархию, а вообще христиан. Все как-то ждут, а чем дело кончится. Вместо того, чтобы реально деятельно поддержать Димитрия, выступить против кощунств, добиться наказания людям которые это совершили.

Ведь был человек, реальный человек, не какая-то корпорация теневая, это не какие-то абстрактные масоны или еврейский заговор. Это конкретные люди, конкретные личности. Есть человек, который отвечает за выставочный зал Манеж, узнать его и предъявить обвинения. Выяснить заказчика, который оплатил выставку. Кроме Сидура был современный художник, выставивший свои работы 2014 года, изображающие в издевательском виде главу Иоанна Крестителя. Димитрий, как и все честные люди, выступает в интернете и в общественных местах, не скрывая своего имени. Почему этот художник, который реально нарушает закон, провоцируя верующих на конфликт, скрывает свое имя, прячась под псевдонимом? Конкретные люди должны отвечать за конкретные поступки. Провокаторы должны быть наказаны.