Митрополит Эдесский Иоиль: Пресвятое Имя Божье

2009-Profitis-Ilias

“Я открыл имя Твое человекам” (Ин. 17:6)

В имени, которым называют человека, проявляется уважение к нему и оказанная ему честь. “И благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении” (Быт. 12:2)”, – сказал Бог Аврааму. Святой Дух восхваляет епископа Пергамской церкви, говоря “содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей” (Откр. 2:13). Побеждающему Бог даст камень, на котором будет написано имя “новое” (Откр. 3:12). В архиерейской молитве Господа мы слышим, как Он открывает людям имя Отца, говоря: “Я познал Тебя, и сии познали” (Ин. 17:25).

 

Каково же Имя Божье?

Один современный богослов пишет, что после Воскресения и Пятидесятницы Таинство Троичного Бога было всецело открыто миру. Архиерейская молитва – это Божественное развитие догмата о Троичном Боге. Это явление Живоначальной Троицы. Божественность имеет Единую Сущность и Три Лица: нерожденный Отец, Сын, рожденный от Отца, и Святой Дух, исходящий от Отца. Но между Тремя Лицами не существует временной разницы. В Лице Сына явился Отец. Сын – мудр, преподобен, незлобив, милостив, свят и благ. “Он был узнан существующим и родившим Его”, то есть открыл, что этими свойствами обладает и Отец, превечно рождающий Сына, как пишет один из святых отцов. Иудеи знали Бога, но не в качестве Отца, а в качестве Создателя. Сын явил Отца, Своими словами и действиями сделав Его известным всем. Таким образом, поскольку Христос показал Свою сущность Сына Божия, одновременно он показал и Отца, как пишет святой Феофилакт. Отец прославляется через Сына.

Святые отцы явили нам Имя Троичного Бога

Сегодня мы вспоминаем Первый Вселенский собор, на котором было явлено Таинство Святой Троицы, “Отца и Сына и Духа Святаго, едино Существо научиша и естество”, как гласит известный тропарь. Все святые, собравшиеся в Никее Вифинской, были поборниками и исповедниками веры. Одни из них были изувечены в гонениях от нечестивых и беззаконных царей. Другим перерезали сухожилия, третьим вырезали глаза, иным отрезали члены тела. Все это они претерпели за исповедание веры во Христа. Пресвятое Имя Троичного Бога они защищали и в пытках, и в изгнании. Святой Александр, епископ Александрийский, говорит, что они боролись с “христоборческой мастерской” Ария всеми силами своей души. Они несли на своих телах раны Господа с тем, чтобы не было уничтожено и поругано Имя Святой Троицы, Имя, которое нам явил Христос. Это был не просто собор епископов, но сонм мучеников, личная ортодоксальная нравственность которых берет начало в вере в православные догматы. В их жизни догмат и нравственность были неотделимы друг от друга.

Современное насаждение догматического “выцветания”

В наше время насаждается, по выражению одного богослова, догматический пиетизм. Благочестие всех христиан, независимо от их вероисповедания, не является следствием догматов веры. Люди не проживают всей своей жизнью истинную веру, им незнакомо умное делание. Развивается точка зрения, что самое главное – это быть хорошим человеком, а все остальное не имеет значения. Взамен православной нравственности, связанной с истинной верой, насаждается личная этика. В ущерб догматам веры пальму первенства получает абстрактная любовь. Но мы отличаемся от еретиков не столько отвлеченными формулировками, сколько практической верой. Догматы таят в себе истинность наших личных взаимоотношений с Богом в церковной жизни. Мы не должны пренебрегать ими и замыкаться в таком образе жизни, какой можно найти и у многих еретиков.

Братья мои, человек, отрезанный от виноградника Церкви, не может быть жив. Все мы должны стремиться к сущностной связи с благодатью Троичного Бога, чтобы всегда оставаться живыми.